Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
изучить задачи и функции бюджетной политики;
рассмотреть проблемы формирования бюджетной политики в условиях финансового кризиса;
провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства
1.2 Задачи и функции бюджетной политики
1.3 Проблемы формирования бюджетной политики в условиях финансового кризиса
2. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов
2.3 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укреплении доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
3.3 Использование зарубежного опыта в регулировании бюджет Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая кисуньки.docx

— 85.42 Кб (Скачать)

В складывающихся условиях считаю, что повышение денежного  содержания государственных служащих и заработной платы работников бюджетной  сферы должно осуществляться в пределах установленных на 2009 год объемов расходов учреждений.

Требуется дополнительно  проанализировать по итогам шести месяцев текущего года возможности индексации фондов оплаты труда и минимального размера оплаты труда с учетом результатов исполнения бюджета, ситуации на рынке труда и финансового состояния организаций.

Необходимо  обеспечить выполнение принятых решений  по ограничению размеров вознаграждений руководителям и менеджерам государственных  корпораций, государственных унитарных  предприятий, компаний с государственным  участием, а также других организаций, получающих различные виды государственной  поддержки. При этом Правительству  Российской Федерации необходимо дополнительно  рассмотреть вопрос об упорядочении оплаты труда в государственных  корпорациях.

По отдельным  направлениям государственной политики целесообразно использование следующих  подходов [34].

1. Финансовое  обеспечение пенсионной реформы.

Формирование  современной пенсионной системы, позволяющей  обеспечить достойный уровень жизни  пенсионерам, требует завершения перехода к новой структуре ресурсного обеспечения пенсионной системы  в течение двух лет. Кроме того, необходимо принятие дополнительных решений, направленных на увеличение роли добровольного пенсионного страхования.

Целевая структура  пенсионной системы должна быть надежной и сбалансированной, располагать  собственной финансовой базой, основу которой составят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Шкала тарифов должна подлежать  ежегодной корректировке в увязке с ростом средней заработной платы  в стране. Должны быть также предусмотрены  достаточные трансферты для покрытия возникающего дефицита бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации, в том  числе за счет средств Фонда национального  благосостояния.

Пенсионная  система должна обеспечивать достойный  уровень жизни граждан пожилого возраста. К 2024 году средний размер трудовых пенсий по старости должен возрасти до величины, обеспечивающей минимальный  воспроизводственный потребительский  бюджет пенсионера (2,5 прожиточного минимума пенсионера). При этом в целях решения проблемы более справедливой оценки ранее приобретенных пенсионных прав граждан уже в 2010 году следует произвести их переоценку по следующей формуле: пенсионные права, приобретенные до 2002 года, индексируются на 10 процентов плюс 1 процент за каждый год трудового стажа, заработанного до 1991 года. В итоге уже в 2010году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8тыс. рублей в месяц. Должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров, в том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых оказывается меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.

2. Безусловное  выполнение социальных обязательств  государства с одновременным  повышением адресности социальной помощи.

Средства, направляемые на социальную поддержку, не должны необоснованно  распыляться среди широкого круга  получателей. Несправедливо, когда  государственная поддержка равномерно распространяется как на действительно нуждающихся в ней, так и на обеспеченных граждан.

Необходимо  в кратчайшие сроки обеспечить реализацию мер, направленных на повышение адресности социальной помощи, на исключение из числа получателей тех, кто в ней реально не нуждается.

Считаю необходимым  подготовить предложения по расширению полномочий субъектов Российской Федерации  в сфере социальной защиты населения  в целях увязки предоставления субсидий и льгот социального характера  с уровнем доходов получателей  соответствующих видов социальной поддержки.

Одновременно  следует исключить саму возможность  волокиты и коррумпированности на стадии оформления гражданами необходимых  документов для получения той  или иной поддержки, а в случае подобных проявлений жестко на них  реагировать, обеспечить реальные гарантии поступления средств адресатам  поддержки без прохождения унизительных, оскорбляющих честь и достоинство  граждан процедур.

3. Формирование  заделов на будущее.

Прежде всего требуется обеспечить полноценную реализацию приоритетных национальных проектов, сконцентрировав усилия на распространении наилучшего опыта, полученного в предшествующие годы. Целесообразно продолжить последовательный переход к реализации проектов в рамках долгосрочных государственных программ.

Особого внимания требует сфера жилищного строительства. Возможность улучшения жилищных условий не должна быть привилегией  лишь немногочисленной группы лиц с  очень высокими доходами. Необходимо добиться повышения доступности  жилья для граждан до уровня, ранее  определенного в рамках соответствующего национального проекта, прежде всего  на основе реализации программ ипотечного кредитования, в том числе с  использованием механизмов субсидирования первоначальных взносов и процентных ставок.

Использование государственных средств, выделяемых на решение этой задачи по различным  направлениям, включая развитие рынка  ипотечного жилищного кредитования, обеспечение жильем военнослужащих, ветеранов Великой Отечественной  войны и ряда других категорий  граждан, а также деятельность фондов реформирования жилищно-коммунального  хозяйства и содействия развитию жилищного строительства должны быть скоординированы.

При этом государственный  спрос в этом секторе не должен становиться причиной роста цен  на жилье.

При осуществлении  расходов на образование и здравоохранение, прямо связанных с развитием  человеческого капитала, интеллектуальным ресурсом нации, ее духовным и физическим здоровьем, необходимо применение финансовых механизмов, обеспечивающих нацеленность на максимальную отдачу и эффективное  использование ресурсов, на доступ к качественным услугам для возможно большего числа граждан.

В то же время  расходы, не связанные с конкретными  положительными результатами, а поддерживающие существование неэффективных организаций, должны быть исключены из практики.

Требуется реализовать  меры государственной поддержки  предоставления образовательных кредитов студентам высших учебных заведений.

4. Стимулирование  прогрессивных структурных сдвигов  в экономике.

Не должны приниматься и реализовываться  меры, которые, решая краткосрочные  проблемы отдельных секторов экономики, в дальнейшем могут помешать достижению долгосрочных целей, привести к консервации  образовавшихся перекосов и дисбалансов [34].

Из этого  следует, что должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных  средств. Кризис не должен становиться  поводом для иждивенческих настроений в экономике и социальной сфере. Государственная поддержка за счет бюджетных средств должна оказываться  по веским основаниям, при этом финансовая помощь должна выделяться только в обоснованных и выверенных размерах.

В нынешних условиях нельзя идти на принятие популистских решений, которые повлекут за собой  рост неэффективных бюджетных расходов.

Регионы и  организации должны ориентироваться  на обеспечение своей деятельности в большей степени за счет собственных  средств. Оказание дополнительной финансовой помощи должно рассматриваться не как  стандартное финансирование, а как  временная мера. Следует задействовать  необходимые стимулы для решения  вопросов обеспеченности собственной  финансовой базы самими регионами и  организациями.

5. Повышение  обоснованности и прозрачности  отбора получателей государственной  поддержки.

Приоритет должен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей. Поддерживать нужно только те предприятия  реального сектора экономики, которые  имеют рынки сбыта своей продукции. Или же государство само должно выступать  заказчиком этой продукции.

В случае же необходимости  принятия решений об отказе в поддержке  неэффективных предприятий следует  предусматривать компенсирующие механизмы, обеспечивающие сохранение стабильной социальной среды. Все такие решения  должны также сопровождаться информационной поддержкой.

6. Реализация  мер, направленных на стабилизацию  ситуации на рынке труда.

Прежде всего, бюджетные ассигнования следует  направить на профессиональную подготовку и переподготовку безработных и  лиц, находящихся под риском увольнения, а также на поддержку граждан, которые хотят и готовы начать собственное дело, задействовав при  этом механизмы софинансирования региональных программ содействия занятости населения.

Эти действия необходимо скоординировать с мерами, направленными на поддержку малого и среднего предпринимательства. Граждане, имеющие возможности работать, должны быть сориентированы на экономически активную позицию, а не только на гарантированное  государством получение пособия  по безработице.

7. Финансовое  обеспечение модернизации армии  и формирования ее качественно  нового облика.

Необходимо  комплексное финансирование мероприятий  по переходу к формированию нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающего характеру  современных угроз и соответствующего положениям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года.

При этом требуется  строгое соблюдение законодательства Российской Федерации в части  обеспечения прав и гарантий военнослужащих - как подлежащих увольнению из рядов  Вооруженных Сил Российской Федерации (обеспечение их постоянным жильем), так и тех, кто продолжает выполнять воинский долг (прежде всего обеспечение их достойным служебным жильем).

Комплекс  мероприятий по формированию нового облика армии предполагает ее оснащение  современными видами вооружений и военной  техники, что должно быть финансово  подкреплено как в рамках действующей  Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы, так и при ее последующем  уточнении.

Параметры увеличения денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров  целесообразно определить по итогам исполнения бюджета за шесть месяцев  текущего года.

8. Финансовое  обеспечение выполнения принятых  Российской Федерацией международных  обязательств.

Необходимо  предусмотреть финансовое обеспечение  выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том  числе в части содействия развитию беднейших стран, а также по проведению крупных международных мероприятий - саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в г. Владивостоке в 2012 году, Универсиады в г. Казани в 2013 году, Олимпиады в г. Сочи в 2014 году.

3.3 Использование зарубежного опыта в регулировании бюджет Российской Федерации

 

Бюджетное устройство и регулирование в различных  странах обусловливаются историческими, культурными, социально-экономическими и политическими факторами, сложившимся  распределением полномочий, как между  высшими органами государственной  власти, так и между центральными и местными органами [24, c.74].

Как закреплено в части первой статьи 131 Конституции  Испании: "Государство посредством издания закона может планировать общую экономическую деятельность в целях удовлетворения коллективных потребностей, выравнивания и гармонизации регионального и секторального развития и стимулирования роста доходов и богатства, а также их наиболее справедливого распределения".

Задача по обеспечению гармонизации личных и  коллективных интересов, региональных и общественных, по созданию благоприятных  условий для экономического развития стоит перед любым современным  государством, но решается она по-разному.

В большинстве  стран компетенция парламента в  бюджетной сфере сводится к следующему: утверждению бюджета, разработанного правительством, контроль за его исполнением и обсуждение правительственного отчета о его исполнении. Так, согласно Основному закону Японии: "Право распоряжаться государственными финансами осуществляется на основе решения Парламента", введение новых и изменение существующих налогов может производиться только на основании закона или при соблюдении условий, предписанных законом; для покрытия непредвиденного бюджетного дефицита решением парламента может быть образован резервный фонд, ответственность за расходование которого возлагается на Кабинет.

В Германии Парламент (орган законодательной власти) обсуждает проект бюджета, принимает бюджет, а также утверждает с учетом замечаний федеральной счетной палаты ежегодный правительственный отчет об исполнении бюджета, представляемый федеральным министерством финансов.

Федеральное министерство финансов Германии отвечает за реализацию консолидированного государственного бюджета, который включает бюджет федерации  с ее специализированными внебюджетными  фондами, бюджеты федеральных земель и общин. На него возложена задача контролировать ход исполнения государственного бюджета, вмешиваясь при необходимости, например путем секвестрования.

Государственный бюджет Великобритании состоит из двух частей: Консолидированный фонд и  Национальный фонд займов. Основная часть  ресурсов государственного бюджета  проходит по Консолидированному фонду, который представляет собой счет текущих поступлений средств  и их расходования. Национальный фонд займов представляет собой бюджет капиталовложений. Превышение доходов над расходами  Консолидированного фонда зачисляется  в доходную часть Национального  фонда займов. Если же в Консолидированном  фонде имеется дефицит, то он покрывается  ссудой из Национального фонда займов, на эту сумму Правительство увеличивает  государственный долг.

Консолидированный фонд - специальный счет Министерства финансов Великобритании в Банке  Англии. Средства с данного счета  могут выделяться только с разрешения Парламента и под контролем специального должностного лица Палаты общин - Контролера (генерального аудитора), или как его еще именуют - Генерального контролера.

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе