Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
изучить задачи и функции бюджетной политики;
рассмотреть проблемы формирования бюджетной политики в условиях финансового кризиса;
провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
Введение
1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства
1.2 Задачи и функции бюджетной политики
1.3 Проблемы формирования бюджетной политики в условиях финансового кризиса
2. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов
2.3 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укреплении доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
3.3 Использование зарубежного опыта в регулировании бюджет Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, функционирование государственного бюджетной политики происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.
Социально-экономическое развитие и политическая стабильность в обществе основываются на четком планировании и исполнении бюджета, которому в идеале должна быть присуща сбалансированность доходной и расходной частей. В 2007 г. в России был впервые принят "трехлетний" бюджет, но уже в процессе исполнения в него были внесены существенные изменения. Со второй половины 2008 г. влияние мирового финансового кризиса потребовало корректировки бюджетной и налоговой политики, направленной на обеспечение экономической устойчивости страны и трансформации планов относительно ее будущего развития.
В результате внесенных изменений признаны утратившими силу положения Федерального закона от 24 ноября 2008 г. 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части, касающейся бюджетов 2010-2011 гг. Сокращение доходов федерального бюджета на 2009 г. спрогнозировано на 38,6% по сравнению с учтенным и обусловлено в первую очередь снижением поступлений нефтегазовых доходов, налогов на прибыль, добавленную стоимость организаций и доходы населения. Это потребовало существенного пересмотра расходных обязательств. В такой ситуации проблемы исполнения региональных и местных бюджетов проявляются особенно остро, тем более что на помощь федерального бюджета рассчитывать сложно.
В этих условиях
региональные власти находятся в
поиске оптимальных методов и
форм государственной поддержки, стоят
перед сложным выбором
На государственном
уровне выстроена система
Политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере.
Но бюджетное
планирование на среднесрочную перспективу
осуществляется в ситуации, при которой
сохраняются высокие риски
В 2009 году ожидается значительный спад ВВП, более глубокий по сравнению с первоначальными прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста ВВП в 2010 году остаются неопределенными. Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.
Резкое падение
государственных доходов в
Во-первых, бюджетное
планирование должно базироваться на
консервативных прогнозах цен на
сырье. При этом необходимо продолжить
сбережение части нефтегазовых доходов
в условиях конъюнктурно высоких
цен на сырье. Кризис показал, что
структура российской экономики
обусловливает высокую
Во-вторых, нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.
В-третьих, при
реализации антикризисных мер нельзя
решать сиюминутные проблемы в ущерб
долговременным приоритетам, принимать
решения, влекущие за собой рост неэффективных
расходов, иждивенчество, консервацию
сложившихся перекосов и
В-четвертых, поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности.
Таким образом,
нарушение макроэкономической стабильности
чревато неисполнением
Доходы федерального бюджета в 2009 году составят 9518,3 млрд. рублей, что в реальном выражении на 1,2% ниже, чем в 2008 году. В целом за 2009-2011 доходы в реальном выражении возрастут на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год. Для сравнения: в 2006-2008 гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1% (27,4% за период). По отношению к ВВП доходы бюджета сократились с 21,2% в 2008 году до 19,6% в 2009 году и 18,0% в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились с 10,1% ВВП в 2008 году, до 5,8% ВВП в 2011 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 47,4% в 2008 году до 32,3% в 2011 году [34]. Более наглядно структура доходов федерального бюджета в% к ВВП отображена в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Структура доходов федерального бюджета в% к ВВП
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 (оценка) |
2011 (оценка) |
Всего доходов |
21,23 |
19,58 |
18,68 |
17,96 |
В т. ч. |
||||
Налог на прибыль организаций |
1,52 |
1,41 |
1,36 |
1,34 |
ЕСН |
1,18 |
1,21 |
1,24 |
1,28 |
НДС |
2,88 |
3,68 |
3,63 |
3,63 |
Акцизы |
0,36 |
0,37 |
0,37 |
0,39 |
НДПИ |
3,46 |
2,4 |
2,09 |
1,87 |
Таможенные пошлины |
8,18 |
6,75 |
6,1 |
5,54 |
Нефтегазовые доходы |
10,06 |
7,49 |
6,52 |
5,8 |
Не нефтегазовые доходы |
11,17 |
12,09 |
12,16 |
12,16 |
Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что сокращение нефтегазовых доходов происходит в результате снижения удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием трех фундаментальных факторов [35].
1. Наметилась
долгосрочная тенденция
Не нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2009-2011 годах находятся на уровне 12,1% ВВП
2. Происходящее в последние годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями - такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала - существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов (которые "привязаны" к стоимости экспорта, либо пропорциональны обменному курсу доллара - как НДПИ на нефть).
3. Прогнозируемое снижение цен на нефть с 92 долл. США за баррель в 2008 году до 72 долл. США за баррель в 2011 году.
В трехлетней
политики создание налоговой сохранение
уровня перспективе приоритетами в
области бюджетной являются эффективной
системы и неизменного
Основные изменения налогового законодательства:
1) Налог на прибыль организаций:
обеспечение
учета при налогообложении
расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего 2 года;
создание дальнейших стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства возможно путем изменения состава амортизационных групп. Отказ от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению налоговой амортизации по группам.
2) Акцизы
В Налоговый
кодекс будут внесены изменения,
предусматривающие
3) Налог на добычу полезных ископаемых
В целях повышения
эффективности налога на добычу полезных
ископаемых, взимаемого при добыче
нефти, с учетом роста себестоимости
тонны добываемой нефти предлагается
с 2009 года повысить необлагаемый минимум,
учитываемый при расчете
4) Налог на
доходы физических лиц и
В целях реализации демографической политики с 2009 года необходимо увеличение размеров налоговых вычетов с 600 до 800 рублей по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, т.е. родителям, в том числе приемным родителям, опекунам и попечителям [21, c.156].
Одновременно планируется отмена действующего ограничения на уровне 40 тысяч рублей дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет.
С 2009 года будет увеличен также предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей.
5) Налог на добавленную стоимость
В составе важных направлений совершенствования налога на добавленную стоимость представляется необходимым освободить от налогообложения с 2009 года реализацию услуг, имеющих социальный характер.
Вносимые изменения будут направлены, прежде всего, на обеспечение ситуации, при которой от налогообложения освобождаются услуги вне зависимости от того, предоставляет их государственное (муниципальное) учреждение или некоммерческая организация.
6) Налогообложение
в рамках специальных
В целях придания специальным налоговым режимам более целевого характера при подготовке изменений в Налоговый кодекс необходимо:
уточнить
критерии по идентификации субъектов
предпринимательской
внести ряд
изменений в положения
в целях облегчения административной нагрузки следует предусмотреть уменьшение объема отчетности, представляемой налогоплательщиками, закрепив обязанность представления налоговых деклараций только по итогам налогового периода. Это позволит сократить количество отчетности для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в 4 раза, для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога - в 2 раза;
для объективного установления величины базовой доходности по единому налогу на вмененный доход следует разработать порядок ее определения по видам предпринимательской деятельности на основании отраслевых исследований.
Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 - 2011 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" стратегических приоритетах [35]:
построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;
Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе