Основные направления и ориентиры бюджетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджетной системы, проведение сравнительного анализа бюджетной политики с предыдущими годами, выявление значимых пробелов в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации
Понятие и структура бюджетной системы Российской Федерации
Принципы бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Бюджетная классификация Российской Федерации
2.2. Федеральный бюджет
2.3. Бюджеты субъектов Российской Федерации
2.4. Местные бюджеты.
Глава 3. Основные направления и ориентиры бюджетной политики
3.1. Стратегические цели развития страны
3.2. Основные принципы бюджетной стратегии на 2008- 2010 годы и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

андрей.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

      Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения  общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется  Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции. 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3.  Бюджеты субъектов Российской Федерации

      Бюджеты субъектов РФ составляют второй уровень  бюджетной системы РФ. Статья 15 Бюджетного кодекса РФ определяет, что бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

         Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую политику. На основе предоставления органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды.

            В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

         Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

  • налог на имущество предприятий;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

        Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

         Региональные бюджеты являются  наиболее весомым источником  бюджетного финансирования расходов  на сельское хозяйство и рыболовство на транспорт, дорожное хозяйство  , промышленность, строительство и т.д.

      2.4.  Местные бюджеты

         Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ.  Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

         Они выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

         Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

           Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

      Местные налоги и сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследство или дарение;
  • местные лицензионные сборы.

      Доходы  от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

  • доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от продажи земли;
  • доходы от продажи квартир гражданам.

      Средства  обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

      В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

  • от налога на добавленную стоимость;
  • от акцизов;
  • от налога на прибыль (доход) предприятий;
  • от подоходного налога с физических лиц.

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • содержание муниципальных архивов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления и др.

         Одним из главных направлений  использования финансовых ресурсов  должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

    Глава 3. Основные направления  и ориентиры бюджетной  политики.

     3.1. Стратегические цели развития страны.

     Стратегические  цели развития Российской Федерации  определены в ежегодных посланиях  Президента Федеральному Собранию. «Наши цели абсолютно ясны. Это — высокий уровень жизни в стране, жизни — безопасной, свободной и комфортной. <...> Мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры».3 Они представляют собой программу действий на ближайшее десятилетие, охватывающую все стороны жизнедеятельности общества и определяющую общее направление и приоритеты национального развития.

     С этой целью наиболее актуальными  задачами бюджетной политики являются:

     • повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий и их своевременное регулирование в соответствии с ростом потребительских цен;

     • стабилизация уровня жизни населения, создание условий во всех регионах режима защищенности наименее обеспеченной части населения, предотвращение обнищания населения и минимизация негативных последствий безработицы;

     • оказание помощи населению регионов попавших в кризисные ситуации в  результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и сепаратистских последствий;

     • выравнивание условий социально  — экономического развития регионов при одновременной поддержке  тех регионов, которые имеют важное стратегическое значение;

     • стабилизация работы сектора экономики, как главного элемента обеспечения жизни общества и безопасности государства;

     • централизация всех видов доходов  и иных ресурсов на счете Федерального казначейства с целью оперативного вмешательства в негативные последствия;

     • обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной и других видов продукции;

     • погашение задолженности бюджетным  организациям и другим получателям  бюджетных средств;

     • реструктуризация государственных  долгов, инвентаризация высших и внутренних заимствований и результатов их использования;

     • принятие мер по перечислению дивидендов по акциям находящимся в государственной  собственности и прибыли ЦБ Российской Федерации в федеральный бюджет;

     • обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

     • повышение роли бюджета развития Российской Федерации как источника  государственной инвестиционной политики и т. д.

     Для достижения этих целей необходимо максимально  эффективно использовать все инструменты  и формы государственной политики. Однако именно бюджетная политика занимает среди них ключевое место.

     Практически все действия государства должны быть обеспечены бюджетными средствами — даже если речь идет только о разработке законов или подготовке решений  Правительства. Поэтому от того, на каких принципах и по каким правилам формируются и используются бюджетные средства, как государство управляет «переданными» ему обществом финансовыми ресурсами, зависит не только выполнение государственных обязательств и социальных гарантий, но и эффективность работы всего государственного механизма, а значит и достижение стратегических целей развития страны.

      3.2. Основные принципы бюджетной стратегии на 2008- 2010 годы и дальнейшую перспективу

     При формировании и реализации бюджетной стратегии Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

     Превращение федерального бюджета в эффективный  инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 3 - 4 процента в год. Этому будут способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики, с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверх доходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен.

     Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения  в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит  задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.

     Обеспечение исполнения расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

     Необходим взвешенный и осторожный подход к  увеличению и принятию новых расходных  обязательств с учетом имеющихся  ресурсов. Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения.

     Проведение  анализа эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить в практику деятельности Правительства Российской Федерации современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Следует расширять состав и улучшать качество предоставляемой законодательным органам, общественности, гражданам информации о достигнутых и планируемых целях бюджетной политики и результатах использования бюджетных ассигнований, в том числе об эффективности реализации бюджетных программ.

     Требуется усиление статистического наблюдения за результатами осуществляемых программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных расходов.

     Переход на современные принципы осуществления  государственных капитальных вложений. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию. Основные изменения, которые необходимо внести в нормативную базу, должны быть подготовлены Правительством Российской Федерации и приняты уже в 2007 году.

Информация о работе Основные направления и ориентиры бюджетной политики