Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа
Целью контрольной работы является освещение теоретических и практических вопросов организации бюджетного процесса в РФ.
Для достижения данной цели в контрольной работе были поставлены и решались задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации бюджетного процесса;
- рассмотреть действующий порядок организации бюджетного процесса;
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты организации бюджетного процесса в РФ...5
1.1 Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы………………………………………………………………………….5
1.2 Стадии бюджетного процесса………………………………………9
1.3 Правовое регулирование организации бюджетного процесса…..13
Глава 2 Действующий порядок организации бюджетного процесса……..17
2.1 Порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета………………………………………………………………………..17
2.2 Порядок исполнения бюджета……………………………………..21
2.3 Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета……27
Заключение…………………………………………………………………….29
Список нормативных актов и литературы………………………………….32
Для учета доходов, поступающих в бюджет государства, а также распределяемых между бюджетами разных уровней, в учреждениях Центрального банка открываются лицевые счета. Такие счета создаются отдельно для каждого вида платежа по каждому финансовому органу и каждому учреждению, администрирующему данный вид доходов.
Платежи в бюджет зачисляются следующим образом. Если тот или иной вид доходов полностью поступает в федеральный бюджет или в бюджет того субъекта федерации, на территории был собран, то он зачисляется учреждениями ЦБ в соответствующий бюджет по месту поступления. Если же доход подлежит зачислению в бюджет другого региона или предусматривает отчисления в местные бюджеты, то он перечисляется другим учреждениям Центрального банка. Для распределения поступивших доходов между бюджетами разных уровней учреждения ЦБ составляют ведомость распределения доходов. Такие ведомости составляются по каждому финансовому органу на основании данных соответствующих лицевых счетов.
Средства бюджетным организациям выдаются в соответствии с классификацией расходов, а также схемой ежемесячного отчета ЦБ о кассовом исполнении бюджета и оформления полномочий на распоряжение бюджетными счетами. Перечисление средств с одного бюджетного счета организации на другой производиться не может, за исключением некоторых специально оговоренных случаев.
Распорядителям бюджетных средств открываются отдельные счета в учреждениях ЦБ: на расходы самого учреждения и для перевода средств подведомственным организациям, а также на централизованные мероприятия, проводимые распорядителем по этим организациям. На текущие счета подведомственных организаций средства перечисляются по поручениям распорядителей.[10, C. 76]
Таким образом, в России установлено казначейское исполнение бюджетов. Исполнение бюджета включает следующие процедуры: составление и ведение сводной бюджетной росписи; составление и ведение кассового плана, кассовое обслуживание исполнения бюджетов; исполнение бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам; внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете; заключение бюджета.
Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации. Бюджетная отчетность Российской Федерации представляется Министерством финансов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством Российской Федерации и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату Российской Федерации.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.
Федеральным закон от 03.12.2008 г. № 228-ФЗ был утвержден отчет исполнении федерального бюджета за 2007 год. [4]
На рис.1 изображен объем доходов и расходов федерального бюджета по плану и по факту в 2007 году.
Рис.1 - Объем доходов и расходов федерального бюджета по плану и по факту в 2007 году
Из рис. 1 видно, что доходы бюджета составили в 2007 году 7 781,1 млрд. рублей. Это 104,5% к объему утвержденных доходов, расходы - 5 986,5 млрд. рублей (91,7% от утвержденных). Профицит бюджета составил 1794,5 млрд. руб. Все фактические доходы и расходы федерального бюджета 2007 г. имеют отклонения от плановых показателей. Наиболее значительные отклонения выявлены у доходов от имущества и расходов на здравоохранение. Доходов от использования имущества поступило в 2007 году в 3 раза больше. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по здравоохранению составило 196 494,2 млн. рублей, или 71 % бюджетных ассигнований.
Бюджетный процесс - это регламентированная нормами бюджетно-процессуального права деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
На современном этапе бюджетный процесс реализуется в пять основных стадий:
1) бюджетное планирование и составление проекта бюджета;
2) рассмотрение, согласование и утверждение проекта бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета;
5) бюджетный контроль.
Качество бюджетного процесса можно определить как совокупность обеспечивающих признаков (характеристик), позволяющих реализовывать возложенные на него задачи, в том числе:
- уровень нормативной правовой регламентации бюджетных отношений и процедур;
- разработанность и степень использования прогрессивного "технологического" инструментария;
- информационное обеспечение;
- контроль за движением бюджетных потоков на всех его стадиях;
- прозрачность деятельности органов государственного управления и местного самоуправления и возможность проведения на высоком методическом уровне общественной экспертизы принимаемых и реализуемых за счет бюджетных средств решений.
Составление проектов бюджетов - это начальная стадия бюджетного процесса в Российской Федерации. Составлению проекта бюджета предшествует Бюджетное послание Президента Российской Федерации. Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов был утвержден федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Ежегодно доходы федерального бюджета должны увеличиваться. В 2009-2011 гг. увеличение доходов запланировано в 1,2 раза. Все три года бюджет будет с профицитом, т.е. доходы бюджета превышают его расходы.
В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Исполнение бюджета включает следующие процедуры: составление и ведение сводной бюджетной росписи; составление и ведение кассового плана, кассовое обслуживание исполнения бюджетов; исполнение бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам; внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете; заключение бюджета.
Анализ исполнения федерального бюджета 2007 г. показал, что доходы бюджета составили в 2007 году 7 781,1 млрд. рублей, что составляет 104,5% к объему утвержденных доходов, расходы - 5 986,5 млрд. рублей (91,7% от утвержденных). Все фактические доходы и расходы федерального бюджета 2007 г. имеют отклонения от плановых показателей. Наиболее значительные отклонения выявлены у доходов от имущества и расходов на здравоохранение. Доходов от использования имущества поступило в 2007 году в 3 раза больше. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по здравоохранению составило 196 494,2 млн. рублей, или 71 % бюджетных ассигнований.
В контрольной работе показана необходимость перехода для повышения эффективности бюджетного процесса и качества государственных услуг от новаций в сфере бюджетного планирования к внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результат, во все другие стадии цикла управления финансами: на стадию исполнения бюджета, учета и мониторинга, аудита и оценки. Необходимо создавать вертикальную связь между приоритетами, задачами, результатами и мероприятиями бюджетного процесса.
Конституция РФ от 12.12.1993г. [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант Плюс»
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17. 07. 1998N 145-ФЗ [Текст] СЗ РФ. 2008. № 30. Ст.3636.
Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант Плюс»
Федеральный закон от 03.12.2008 N 228-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год" // СЗ РФ. 2008.- № 49. Ст.5726.
Бюджетное Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации: от 23.06.2008 г. // Финансы. 2008. № 7. С.3-12.
Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александоров [Текст] - М.: Дашков и К, 2007. - 486с.
Болтинова О. В. Бюджетный процесс - институт бюджетного права / О.В. Болтинова [Текст] // "Черные дыры" в Российском законодательстве. 2008. № 2. С.314-316.
Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в РФ: Учеб. пособие / Т.М. Ковалева [Текст] - М.: КноРус, 2009 - 128с.
Князева Е.А. Новые правовые акты, регулирующие бюджетный процесс / Е.А. Князева [Текст] // БиНО: Бюджет. учреждения. 2008. № 12. С.12-39.
Мацкуляк Д.И. О безопасном исполнении бюджета в системе казначейства / Д.И. Мацкуляк [Текст] // Финансы и кредит. 2008. № 11. С.70-76.
Осадчий,
Г.Н. Задачи государства по повышению эффективности
реформирования бюджетного процесса /
Г.Н. Осадчий // Налоги. 2007. № 6. С.6-7.