Организация бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является освещение теоретических и практических вопросов организации бюджетного процесса в РФ.

Для достижения данной цели в контрольной работе были поставлены и решались задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты организации бюджетного процесса;

- рассмотреть действующий порядок организации бюджетного процесса;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретические аспекты организации бюджетного процесса в РФ...5

1.1 Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы………………………………………………………………………….5

1.2 Стадии бюджетного процесса………………………………………9

1.3 Правовое регулирование организации бюджетного процесса…..13

Глава 2 Действующий порядок организации бюджетного процесса……..17

2.1 Порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета………………………………………………………………………..17

2.2 Порядок исполнения бюджета……………………………………..21

2.3 Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета……27

Заключение…………………………………………………………………….29

Список нормативных актов и литературы………………………………….32

Работа содержит 1 файл

ОрганизаЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА.rtf

— 779.30 Кб (Скачать)

     Ответственным за рассмотрение проекта федерального бюджета является Комитет по бюджету Государственной Думы.

     Бюджет должен быть "прозрачным", подконтрольным не только на стадии составления плана расходования бюджетных средств, но и особенно на стадии рассмотрения и утверждения бюджета с тем, чтобы обеспечить реальную аккумуляцию и расходование бюджетных ассигнований

      Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение проекта бюджета, которая включает следующие процедуры:

     1) внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа;

     2) принятие к рассмотрению закона (решения) о бюджете;

     3) экспертиза проекта федерального закона о федеральном бюджете Счетной палатой РФ и дача заключения;

     4) рассмотрение и утверждение проекта закона в нескольких чтениях (необходимо исключить из практики нулевое чтение, что противоречит одному из важнейших принципов бюджетного процесса - последовательного вступления в бюджетный процесс законодательной и исполнительной власти);

     5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (для федерального бюджета);

     6) рассмотрение секретных статей федерального бюджета;

     7) рассмотрение, подписание и обнародование Президентом РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ и муниципального образования;

     8) временное управление бюджетом.[8, C.92]

     БК РФ закрепил, что с 1 января 2000 г. проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается в четырех чтениях, с 1 января 2008 г. - в трех чтениях (ст.196 БК РФ).

     Стадия составления и рассмотрения проекта бюджета завершается принятием закона о бюджете на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ, на муниципальном уровне - муниципальным правовым актом муниципального образования.

     Федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов был утвержден федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

     Данный федеральный бюджет, должен стать ядром для создания инфраструктуры, вложения в человеческий капитал, в обеспечение макроэкономической устойчивости и обеспечение обороноспособности страны.

     В таблице 1 приведены основные характеристики утвержденного федерального бюджета в 2009-2011 г.

     Таблица 1

     Основные характеристики федерального бюджета в 2009-2011 гг.

     
Показатель 2009 г., млн. руб. 2010 г., млн. руб. 2011 г., млн. руб.
Доходы 10927 11734 12839
в т.ч. нефтегазовые доходы 4693 4526 4637
Расходы 9025 10320 11318
Профицит 1902 1413 1521
 

     Из таблицы 1 видно, что ежегодно доходы федерального бюджета должны увеличиваться. В 2009-2011 гг. увеличение доходов запланировано в 1,2 раза. Все три года бюджет будет с профицитом, т.е. доходы бюджета превышают его расходы.

     Бюджет на 2009 г сверстан правительством по доходам в размере 10927 млн. руб. и по расходам - 9025 млн. руб., с профицитом в 1902 млн. руб.[3]

     Таким образом, составление проектов бюджетов - это начальная стадия бюджетного процесса в Российской Федерации. Составлению проекта бюджета предшествует Бюджетное послание Президента Российской Федерации. Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов был утвержден федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Ежегодно доходы федерального бюджета должны увеличиваться. В 2009-2011 гг. увеличение доходов запланировано в 1,2 раза. Все три года бюджет будет с профицитом, т.е. доходы бюджета превышают его расходы.

     2.2 Порядок исполнения бюджета

 

     В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

     Исполнение бюджета включает следующие процедуры:

     1) составление и ведение сводной бюджетной росписи;

     2) составление и ведение кассового плана, кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

     3) исполнение бюджета по доходам;

     4) исполнение бюджета по расходам;

     5) внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете;

     6) заключение бюджета.

     Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

     - налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица), которые перечисляют в бюджет установленные налоги и другие обязательные платежи;

     - учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

     - органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;

     - налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченных налогов.[10, C.70]

     Источниками доходной части государственного бюджета являются налоги, уплачиваемые в бюджеты всех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнями бюджетной системы - законом о бюджете. Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить свои обязательные платежи.

     Исполнение бюджетов по доходам предусматривает выполнение следующих операций:

     - перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;

     - учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией и составление отчетности о доходах бюджета;

     - распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;

     - возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет.

     На лицевые счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно. На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты.

     Правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты каждым налогоплательщиком контролируют налоговые органы. Они уполномочены принять решение о возврате суммы налога, излишне уплаченной в бюджет, или о зачете налоговые платежей, если переплата одного вида налога сопровождается недоимкой по другому. Для этого налоговый орган оформляет заключение, которое затем передается казначейству. На этой основе орган казначейства оформляется документы на возврат или зачет налога.

     Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры - санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаются Федеральным казначейством. Основными этапами санкционирования являются:

     - составление и утверждение бюджетной росписи;

     - утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;

     - утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

     - принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

     - подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

     В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи казначейство доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств, направляя им уведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределение ассигнований из федерального бюджета вправе вносить министр финансов и главные распорядители средств федерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены до распорядителей средств и бюджетополучателей. [7, C. 107]

     После того, как бюджетное учреждение получило уведомление об ассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составить смету своих доходов и расходов. Подготовленная смета представляется вышестоящему распорядителю бюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, смета утверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждения смета направляется казначейству.

     Особенностью казначейской системы является то, что при ней исполнение бюджета осуществляется не Центральным банком, а органами исполнительной власти. С переходом на данную систему функции банка ограничиваются, однако он сохраняет за собой ряд важных полномочий, к числу которых относится кассовое исполнение бюджета. Под кассовым исполнением государственного бюджета понимается совокупность операций, связанных с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.

     К функциям учреждений Центрального банка относятся: принятие и зачисление средств, которые поступают в доходы бюджета; распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами, отчисления от доходов в местные бюджеты; а также выдача бюджетных средств в пределах сумм, имеющихся на соответствующих счетах. Банковские учреждения ведут учет доходов и расходов бюджета. На этой основе ими составляются отчеты о кассовом исполнении бюджета, которые направляются вышестоящей организации и государственным финансовым органам. Учреждения Центрального банка производят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных организаций, они осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.

Информация о работе Организация бюджетного процесса