Окументация как элемент метода бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы эффективно управлять деятельностью предприятия, принимать правильные и своевременные решения по ходу и реализации хозяйственной деятельности, надо иметь достаточный объем информации, и в первую очередь учетной информации. Эта информация о фактическом состоянии и результатах хозяйственной деятельности в процессе хозяйственного учета, под которым понимается количественное отражение и качественная характеристика всех фактов хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Первичное наблюдение в учете
2. Документация, её сущность и значение
3. Материальные носители учетной информации
4. Классификация бухгалтерских документов и её значение
Заключение
Список используемой лите

Работа содержит 1 файл

классификация и реглемент.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Классификация бухгалтерских документов

2. Понятие фиктивного  и подложного документа

3. Задача

Заключение

Список литературы

Введение

Любая классификация  служит дополнительным средством познания явления, более углубленного исследования целого и его частей, способом установления системно-структурных связей между  элементами.

Разнообразие совершаемых  на практике подлогов, посягающих на разные (с точки зрения важности правовой охраны) общественные отношения и, соответственно, влекущих различия в уголовно-правовой регламентации их отдельных видов, обусловливает необходимость предметного рассмотрения оснований группировки и состава вычленяемых групп подлога. В российском уголовном праве одним из главных ориентиров классификации подлогов документов является действующее законодательное определение различных видов подлогов в форме конкретных составов преступления. Таким образом, ключевым условием законодательного деления подлогов документов на различные виды выступает основополагающий для классификации всех преступлений критерий - степень общественной опасности. Устанавливая особую ответственность за тот или иной вид подлога законодатель преследует цели усиления охраны определенных общественных отношений, обеспечения защиты конкретных социально значимых интересов.

Любой документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме  того, следует отметить, что при  организации документирования хозяйственных операций большое значение необходимо уделить соблюдению принципа приоритета содержания перед формой.

1. Классификация бухгалтерских  документов

Как известно, все  хозяйственные операции производятся с оформлением первичных документов, на основании которых предприятие ведет бухгалтерский учет.

Все первичные документы  классифицируются по различным признакам:

- по назначению;

- по содержанию  хозяйственных операций;

- по способу использования; 

- по порядку составления; 

- по месту составления; 

- по способу заполнения.

Рассмотрим подробнее  каждую из этих групп.

В свою очередь, бухгалтерские  документы по назначению делятся  на следующие группы:

- организационно-распорядительные;

- оправдательные (исполнительные);

- комбинированные;

- документы бухгалтерского  оформления.

К организационно-распорядительным документам относятся такие бухгалтерские  документы, как приказы, распоряжения, указания, доверенности и т.п. Перечисленные  документы должны содержать в  себе распоряжение, разрешение, поручение или право на проведение какой-либо хозяйственной операции. Содержащаяся в этих документах информация не заносится в учетные регистры, так как сам факт совершения операции в них не отражается. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. - СПб.: Питер, 2006. - 288 с.

Оправдательные или  исполнительные документы - это такие  документы, которые составляются в  момент совершения операции, отражая  ее исполнение, и представляют собой  источник первичной учетной информации или первый этап учетного процесса. Информация, которая содержится в них, будет занесена в учетные регистры. К оправдательным документам относятся приходные ордера накладные, требования, акты приемки и т.п.

Также существует ряд  документов, которые сочетают в себе и разрешительный и оправдательный характер. Как правило, такие документы относят к комбинированным. Комбинированными документами являются платежная ведомость, расходный кассовый ордер.

Документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером  для оправдания записей, не имеющих других документальных подтверждений. Это могут быть различные расчеты и справки, которые играют вспомогательную роль и составляются для облегчения и ускорения работы бухгалтерии. Например, справка бухгалтерии на распределение прибыли предприятия; на сторнирование ошибочно сделанной записи; а также распределение общепроизводственных, общехозяйственных, внепроизводственных расходов и др. Информация из таких документов бухгалтер должен занести в учетные регистры.

По содержанию хозяйственной операции документы могут быть следующими:

- денежные - документы,  предназначенные для оформления  операций с наличными и безналичными  денежными средствами предприятия,  например платёжное поручение;

- материальные - это  такие документы, которые служат  для оформления операций по движению товарно-материальных ценностей, например приходный ордер;

- расчётные - эти  документы, которые используются  для оформления расчётных взаимоотношений  предприятия со своими контрагентами  по возникшим обязательства, например счёт-фактура Документы в бухгалтерском учете, их значение и классификация. Е. В. Бехтерева, «Горячая линия бухгалтера», 2007 г.

Первичные документы  по способу использования подразделяются на накопительные, отражающие несколько  операций за определенный период (например, лимитно-заборная карта, табель рабочего времени) и на разовые, которые составляются отдельно по каждой операции (например, накладная на отпуск материалов, приходные и расходные кассовые ордера, наряды).

По порядку составления  документы разделяют на первичные и сводные. Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, это могут быть накладные, приходные и расходные кассовые ордера, акты приема работ и др.).

Сводные документы  составляются на основании однородных первичных документов путем группирования и обобщения и балансовой увязки их показателей. Это могут быть авансовые отчеты, отчеты кассира, товарные отчеты, платежные ведомости и др.).

По месту составления  первичные документы могут быть внутренние и внешние. Внутренние документы составляются внутри организации (кассовые ордера, акты ввода в эксплуатацию основных средств и др.). Внешние документы составляются вне организации (накладные на получение товарно-материальных ценностей от поставщиков и др.).

Кроме того, отдельно выделяются учетные регистры, т.е. документы аналитического и синтетического учета (ведомости, журналы-ордера, бухгалтерские книги и т.д.).

При организации системы  документирования хозяйственных операций следует обеспечить возможность  проведения анализа эффективности использования ресурсов организации в процессе оформления первичных учетных документов, а также при составлении синтетических учетных регистров. Для этого первичные учетные документы и учетные регистры следует дополнить специальными графами, которые будут содержать контрольные показатели (нормы технологических потерь, нормы расхода материалов, справочные данные об аналогичных показателях предыдущего отчетного периода, нормы трудоемкости, планируемые значения тех или иных величин).

Также необходимо организовать систему взаимного контроля работников бухгалтерии при организации системы документирования хозяйственных операций.

По качественным признакам  документы могут быть полноценными и неполноценными. Полноценным является такой документ, который составлен по установленной форме, имеет все обязательные реквизиты и правильно отражает действительно совершенную и законную хозяйственную операцию. Документ, не удовлетворяющий этим требованиям, является неполноценным.

2. Понятие фиктивного  и подложного документа

С первичным и сводным  документом связано понятие фиктивного и подложного документа.

Фиктивным документом является вымышленный документ, изготовленный  по образцам подлинных документов, т.е. подделка.

Подлог выявляется при обнаружении регистрации в сводном документе фиктивного первичного документа. Если в сводном документе будет обнаружена ссылка на первичный документ, а самого документа не существует.

Подложный документ - фальшивый документ, изготовленный  с соблюдением установленной  формы. Подложным документом также может быть подлинный документ с частично измененными реквизитами.

Предусмотрена ответственность  за использование заведомо подложного документа в ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Под «использованием» подложного документа имеются в  виду такие действия субъекта, которые при его предъявлении, представлении (демонстрации), предоставлении извлекают пользу, выгоду, эффект или другие полезные свойств документа.

Предметом в данном случае выступает подложный документ, то есть явно фальшивый, фальсифицированный.

Подложный документ ни при каких обстоятельствах не может считаться подлинным, а  подлинный даже в случае незаконного  обращения с ним не становится подложным.

Что касается «чужого  документа», то он обладает всеми признаками истинного. Шаяхметова Э.Ф. Понятие «подлог документов». - Вестник ТИСБИ, 2004. - № 3.

При обманном его использовании  по существу имеет место «подлог  личности» физического лица.

Если же вместо соответствующего документа представляется иной, близкий  по внешнему виду, содержанию (пропуск вместо удостоверения сотрудника милиции, просроченная справка и т.п.), данные действия скорее всего относятся к обману, а не к подлогу документов.

Проблемным является вопрос о квалификации использования  подложного документа, изготовленного самим его исполнителем.

Различают документы  интеллектуального и материального  подлога. Документы интеллектуального  подлога отражают операции, которые  в действительности не были совершены. Это может быть документ, в котором  зафиксирована фиктивная операция с товарно-материальными ценностями. Такие документы называют бестоварным, а если с денежными средствами - безденежным документом (например, товарный отчёт). Цели оформления таких документов различны, но все в основном направлены на хищение. Основные цели бестоварных операций:

- списание похищенных  недостающих ценностей на расчёты  с покупателями и заказчиками  (на дебиторскую задолженность);

- сокрытие недостач  или излишков при инвентаризации;

- оприходование не  поступивших материалов в целях  присвоения предназначенных для их приобретения денежных средств.

Материальный подлог представляет собой документ с подчистками, исправлениями, приписками (механическая подделка).

Существуют следующие  требования к оформлению документов:

1. Документы должны  быть заполнены шариковой ручкой, напечатаны на печатной машинке или выведены на ПК и распечатаны на принтере. Не допускается заполнение документов цветными пастами, карандашами.

2. Внесение исправлений  в кассовые и банковские документы  не допускается. Другие документы  могут исправляться по соглашению сторон.

3. В денежных документах  сумма должна быть указана  цифрами и прописью.

4. В документе все  реквизиты должны быть заполнены.  Образцы заполнения документов  находятся в альбоме унифицированных  форм. Если в нём нет какого-либо образца документа, то в таком случае в документе должны быть оформлены следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа; 

- дата составления  документа; 

- наименование организации,  от имени которой составлен  документ;

- содержание хозяйственной операции (что произошло с ценностями, денежными средствами, для производителей (предприятий) - приход, либо расход);

- измерители хозяйственной  операций в натуральном и денежном  выражениях, может быть только  в денежном, где нет натурального;

- наименование должностных лиц, отвечающих за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;

- личные подписи  указанных лиц. 

Денежные документы  должны быть подписаны руководителем  и главным бухгалтером. Директор может передать право подписи  другому лицу, оформив свое решение приказом по предприятию.

Дополнительные реквизиты  в документе могут указываться  по усмотрению предприятия. Алибеков Ш. И. Судебно-бухгалтерская экспертиза. - «Юстицинформ», 2006 г., стр. 29.

Говоря о видах  подлога документов, необходимо, прежде всего, иметь в виду все представленные в уголовном законодательстве составы преступлений, устанавливающие ответственность за подлог документов. В данном случае в зависимости от состава объективных и субъективных признаков, специфичных для каждого из отдельных видов подлога и осуществляется их деление. В связи с этим, по такому основанию вычленяются следующие виды подлога документов:

Информация о работе Окументация как элемент метода бухгалтерского учета