Оценка земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание работы

Среди всех реальных и потенциальных богатств, которыми обладают люди, земле, несомненно, принадлежит центральное место при любой системе общественного устройства.
Земля, как объект хозяйственных и рыночных отношений, занимает уникальное и ключевое значение во всей системе предпринимательской деятельности людей и самой их жизни.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Мезенина.docx

— 30.42 Кб (Скачать)

В заключение необходимо отметить ничтожность количества операций по залогу земель. В 2005–2007 годах на их долю приходилось от 0,02 до 0,04 процента от числа всех сделок. Развитие земельной  ипотеки сдерживалось российским законодательством, в первую очередь Федеральным  законом от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)», которым земли  сельскохозяйственного назначения исключались из ипотечного оборота.

Госдума 23 января 2004 года приняла новый закон по этому поводу, вносящий поправки в предшествующий; 28 января принятый закон одобрен Советом Федерации, а с 5 февраля вступил в действие. Наиболее существенная поправка снимает прежнее ограничение в отношении земель сельскохозяйственного назначения, которые теперь также стали предметом залоговых операций с недвижимостью. Однако данная поправка не распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Другая поправка разрешает арендатору земельного участка  передавать арендные права на него в залог с согласия собственника участка и в пределах срока  договора аренды.

Согласно еще  одной поправке, ипотека находящихся  на землях сельскохозяйственного назначения зданий, строений, сооружений и других прочно связанных с землей объектов недвижимости, являющихся наряду с ней также собственностью владельца земельного участка, допускается только с одновременной ипотекой самого земельного участка.

Можно надеяться, что указанные поправки расширят сферу действия рыночного механизма  применительно к земле.

Глубокие трансформации, которые в настоящее время  происходят с земельными отношениями, включая появление официального рынка земли, ее перераспределение  и нерешенность еще многих научных  и практических задач в этой области, требуют серьезных и всесторонних исследований в области земельных  отношений и рынка земли в  России, предложения на основании  их анализ состоят в следующем:

• необходимо дать новую трактовку понятия абсолютной земельной ренты с объяснением  этого феномена с современных  теоретических позиций, основывающихся на ограниченности земельных ресурсов и низкой эластичности предложения  земли как фактора производства.

• в отличие  от традиционно сложившихся взглядов о необходимости существования  перераспределенческого механизма дифференциальной ренты и создания равных условий производства может быть сформулирован принцип рациональности сосредоточения факторов искусственного плодородия в зонах с высоким естественным плодородием в целях оптимизации использования ресурсов и более полной реализации преимуществ дифференциальной ренты в лучших зонах.

• обоснование  необходимости повышения рентабельности сельскохозяйственного производства, в том числе и за счет государственной  поддержки отрасли, для создания благоприятных условий ценообразования  на землю, поскольку в условиях низкорентабельного или убыточного ведения хозяйств земельная рента не может служить основой для капитализации стоимости земельной собственности.

•выявить, что  современную частную собственность  на землю необходимо рассматривать  не как абсолютную и безусловную, а условную, ограниченную многими  факторами, такими как:

- возможность  покупки земли лишь реальным  сельскохозяйственным производителям;

- ограничение  максимальных размеров сельскохозяйственных  владений;

- запрещение  или максимальное ограничение  вывода сельскохозяйственных земель  из оборота или перевода их  на другие виды использования;

- как правило недопущение иностранных собственников сельскохозяйственных угодий;

- запрещение  приобретения сельскохозяйственных  угодий финансовыми институтами  и юридическими лицами;

- ограничения  экологического характера.

• обосновать необходимость  дифференцированного подхода к  крупным и мелким (крестьянским и  личным подсобным) хозяйствам, которая  заключается в создании различных  систем налогообложения различного юридического статуса земельной  собственности, признанием за ними статуса  некоммерческих и семейно-трудовых хозяйств, вывода мелкой земельной  собственности из хозяйственной  правоответственности, с сохранением семейного характера собственности мелких хозяйств.

• доказать необходимость  введения государственного регулирования  рынка земли и создание институциональных  основ для его функционирования в России,

- установить  нормы максимальных владений  и аренды, с целью недопущения  латифундистских форм собственности.

• определить возможности  и ограничения ипотечного кредита  в современных условиях, а именно

- высокорентабельное  ведение сельскохозяйственного  производства,

- наличие ценных  земель;

- наличие ликвидного  имущества (скот, техника и др.);

- возможности  перепрофилирования использования  земли для других целей.

Несмотря на принятие Земельного Кодекса и других нормативных актов, в первую очередь  Закона об обороте сельскохозяйственных земель, наличие значительного числа  прежде всего эмпирических исследований, многое еще в этой области остается непроработанным, о чем говорит  и нынешняя практика земельных отношений, ситуация с земельным рынком, а  также наметившаяся тенденция к  созданию в ряде случаев хозяйств латифундистского типа. Отсутствие, по существу, концепции аграрной политики (во всяком случае в ясной и четкой определенной форме), Закона о сельском хозяйстве, который разрабатывается в течение многих лет, но до сих пор еще не определены его основные важнейшие юридические и экономические принципы и установки, все это оставляет большую сферу неопределенности, служащую для всякого рода импровизаций.

Острота этой проблемы, как одной из важнейших в как  научном, так и в законотворческом плане, хорошо осознается в органах  законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих  научно-исследовательских учреждениях. Причем существует самый широкий  спектр подходов и взглядов, а сама эта проблема приобрела не только научный или законотворческий характер, но крайне политизирована и идеологизирована.

 
Заключение

Российский земельный  рынок пока еще очень слаб, этому  свидетельствуют сумбурные из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Выводом из бесчисленных реформ и постановлений может служить необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя структуру земель РФ, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-640 млн. га, что не может не огорчать.

Делая вывод, можно  увидеть, что в настоящее время  преобладают арендные отношения  среди всех сделок с землей, но развивающийся  рынок, регулируемый государством и  подкрепляемый законодательными актами, пытается сделать из этой сферы действительно  рынок, с гарантиями и правами. И  неуклонный рост цен на землю, дает серьезные основания считать  рынок земли наиболее перспективным  вложением капитала.

В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного состояния земельного рынка в России выступает большие затраты на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей.

Для квалифицированного решения проблем развития и определения  перспектив использования земельно-недвижимого  комплекса России необходимо существенно  укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно  также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого  экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка  России будет иметь создание соответствующих  земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный  залоговый фонд, Фонд страхования  рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми  объектами.

В заключение можно  сказать, что главной задачей  на сегодня является создания полноценной  рыночной инфраструктуры, прогнозирования  перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления  мер регулирования, позволяющих  нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

 
Список литературы

1.         Баринова И.И., Дронов В.П. Физическая и экономическая география России. - М.. 1998.

2.         Беленький В.Р. Российский рыночный землеоборот: миф или реальность? // Вопросы экономики. № 11. 1998. С. 46-62.

3.         Беленький В.Р.. Что нужно сделать для формирования земельного рынка в России // Независимая газета. 2004. № 103.

4.         Гольцблат.А. Сделки с землей: купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека - М., 2004. С. 11.

5.         Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. - М., 2005. С. 345.

6.         Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2007 году. М.: Федеральная служба земельного кадастра, 2002. С. 96.

7.         Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006. С. 10-16, 146-154.

8.         Дронов В.П. Экономическая и социальная география. - М., 1994.

9.         Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2004. №6. С. 2-15.

10.      Ковальчук А. Земельный рынок России. // Отечественные записки. № 1. 2004. С. 256-261.

11.      Комов Н.В. Социально-экономические и правовые аспекты становления земельных отношений в России// Земельный вестник России. № 1. 2004. С. 5.

12.      Кресникова Н. Становление земельного рынка в РФ// Экономика сельского хозяйства в России. 2004. №3. С.9.

13.      Липец Ю.Г. Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. - М., 2005.

14.      Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX -- начала XXI века). - М., 2002. С. 209.

15.      Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. - М., 2005.

16.      Размещение производительных сил России / под ред. В.В. Кистанова, М., 1994

17.      Региональная экономика / под ред. Т.Г. Морозовой. Учебник для ВУЗов, М., 1998

18.      Родионова И.А. Экономическая география России. - М., 1998.

19.      Шагайда Н. Земельный рынок // Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. М.: АЭП, 2006. С. 86.

20.      Шагайда Н. Формирование рынка земель сельскохозяйственного назначения в России// Отечественные записки. 2004. №1. С.262-268.

Информация о работе Оценка земель