Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:02, курсовая работа
Среди всех реальных и потенциальных богатств, которыми обладают люди, земле, несомненно, принадлежит центральное место при любой системе общественного устройства.
Земля, как объект хозяйственных и рыночных отношений, занимает уникальное и ключевое значение во всей системе предпринимательской деятельности людей и самой их жизни.
Среди всех реальных
и потенциальных богатств, которыми
обладают люди, земле, несомненно, принадлежит
центральное место при любой
системе общественного
Земля, как объект хозяйственных и рыночных отношений, занимает уникальное и ключевое значение во всей системе предпринимательской деятельности людей и самой их жизни. Она представляет собой особую ценность для всего человеческого общества, поскольку является единственным местом проживания всех народов и поколений людей, основным и естественным фактором в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим в производстве всех других товаров и благ.
В рыночной среде
земля имеет
В силу этого земля, как невосполнимый природный ресурс многофункционального значения, имеет особый юридический статус. Распоряжение землей и особенно купля-продажа земельных участков в России на современном этапе - дело специфическое и непростое. Рынок земли, как средство законного перераспределения земель между собственниками экономическими методами, объективно регулируется с помощью различных ограничений и норм.
Совершение сделок с земельными участками требует глубоких и систематических знаний особенностей земельного рынка, которые происходят из специфики самого товара - земли.
Вовлечение соответствующих
категорий земель или прав пользования
ими в узаконенные рыночные отношения
стимулирует деловую и
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.
Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий, а также местонахождения участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.
В-третьих, в
следствие фиксированности
Земельный рынок
формирует условия, стимулирующие
эффективное использование
Однако рынок
земли далек от совершенства и
не является гарантом стабильности. Восполнение
недостатков рынка - важнейшая задача
государства. Государство обязано
в первую очередь создать условия
защиты прав собственности на землю,
соблюдения субъектами своих договорных
обязательств, целенаправленного и
разумного использования
Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю.
2.1 Анализ земельного рынка России
Земельный рынок
России уже существует. Это один
из очевидных итогов аграрных преобразований,
осуществляющихся в стране с 1990 года.
Гражданский кодекс РФ, Земельный
кодекс РФ, ряд федеральных нормативных
правовых актов и аналогичных
актов субъектов Федерации
Однако российский
земельный рынок еще очень
слаб. Ограниченность его двояка: во-первых,
общие земельные ресурсы России
не беспредельны, во-вторых, что важнее
всего, главным распорядителем земель
у нас по-прежнему остается государство.
До сих пор основным способом вовлечения
государственной земельной
Представленные в табл. 1 данные, полученные на основании государственной отчетности (по форме 3-зем), свидетельствуют о явном и устойчивом преобладании арендных отношений среди прочих видов сделок с землей (в среднем выше 90 процентов), тогда как на продажу органами местного самоуправления было выставлено всего лишь 0,42–0,45 процента земельного фонда.
Цены за аренду
государственных земель устанавливались
постепенно, по мере вовлечения земельных
участков в рыночный оборот. Причем,
по мнению некоторых исследователей,
выявить круг факторов, от которых
устойчиво зависят эти цены, достаточно
трудно. Особенно это касается земель,
предназначенных для
В целом администрации
большинства субъектов
Значительное распространение получили сделки по продаже прав аренды. В 2007 году права аренды были выкуплены на 6 936 земельных участках площадью 24 533 гектаров в 46 субъектах РФ. Лидерство здесь принадлежало Москве (1 693 сделки, 217,5 гектаров) и Нижегородской области (1 172 сделки, 35 гектаров).
Судя по зарегистрированным договорам аренды, бюджет РФ должен был в 2007 году пополниться на 30,3 миллиарда рублей. Однако, по данным Министерства РФ по налогам и сборам, фактически удалось собрать лишь 12,8 миллиарда рублей.
Продажа государственных
и муниципальных земель гражданам
началась в соответствии с указами
Президента Российской Федерации «О
неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы в РСФСР» от
27 декабря 1991 года, «О дополнительных мерах
по наделению граждан земельными
участками» от 23 апреля 1993 года и «О
гарантиях собственникам
В 35 субъектах РФ приватизированные предприятия выкупили 473 участка общей площадью 1 125,6 гектара, в том числе в городах и поселках 415 участков площадью 1 006,7 гектара, что почти в два раза ниже показателей 2005 года и близко к значениям 2006 года.
По 2007 год включительно неизменным лидером по числу предприятий, выкупивших землю, являлся Санкт-Петербург. На его долю в указанном году пришлось 118 участков общей площадью 22 гектара (25 процентов от всех участков данной категории по России в целом).
Цены на продаваемые земли устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления. При этом они руководствуются нормативной ценой на землю. Это понятие появилось в первые годы аграрной реформы. Тогда нормативная цена была установлена в размере 50-кратной ставки земельного налога за единицу площади земель соответствующего целевого назначения. В 1994 году ее размер повысился до 200-кратной ставки налога, а региональные и местные органы власти получили право вводить повышающие коэффициенты, приближающие нормативную цену к рыночной. Согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 года органы местного самоуправления имеют право изменять нормативную цену на 25 процентов от установленной субъектом РФ. При этом уточненная нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня сложившейся рыночной цены на типичные земельные участки аналогичного целевого назначения.
Из-за неразвитости земельного рынка России нормативная цена земли определяется на основе рыночных цен и экспертных оценок только в четверти субъектов РФ. Почти в трети субъектов РФ нормативная цена земли рассчитывается кратно ставкам земельного налога. В Республике Коми, Брянской, Челябинской, Омской, Тюменской, Архангельской областях, Ненецком и Таймырском автономных округах она имеет гибкую шкалу — от 10 до 800-кратной ставки. В других субъектах Федерации, например в Республике Татарстан, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Сахалинской, Амурской областях, Приморском крае, Чукотском автономном округе, она продолжает исчисляться как 200-кратная ставка земельного налога.
Не принимали постановления о нормативной цене земли органы исполнительной власти Москвы, Республики Ингушетия, Чеченской республики и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В табл. 2 приведены показатели нормативной цены земли без учета тех субъектов РФ, где она определяется как кратная ставкам земельного налога.
2.2 Перспективы развития рынка земли в России
В нашей стране
площадь неиспользуемых сельскохозяйственных
угодий составила 6033,75 тыс. га, из них
пашни - 82 % (4948,25 тыс. га), а это упущенные
возможности пополнить бюджет, используя
эти земли. В ежегодный оборот
земель сельскохозяйственного