Общая характеристика неналоговых доходов бюджета РФ и их администрирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Ведь, как правило, полнота бюджета напрямую зависит от благосостояния граждан. Что касается экономического значения бюджета, то оно заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета РФ и их администрирование……………………………………………………………….5
1.1. Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание, источники…...5
1.2. Функции и полномочия администраторов дохода бюджета …………….21
2. Взаимодействие администраторов доходов при составлении
организации исполнения бюджета в части неналоговых доходов…………...26
2.1. Оценка исполнения неналоговых доходов бюджета за 2009-2011 гг.
2.2. Совершенствование администрирования неналоговых доходов федерального бюджета………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

default.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

Законодательное закрепление всех возможных сборов с дифференцированными от множества  обстоятельств ставками является крайне сложным, поэтому необходима правовая позиция Конституционного Суда РФ о  допустимости делегирования законодателем органам исполнительной власти права установления ставок сборов и других отдельных элементов.

В случае установления обязательных платежей, не являющихся ни налогами, ни сборами, уровень гарантий прав плательщиков таких платежей должен быть не ниже уровня гарантий прав плательщиков налогов и сборов.

Платежи за гражданско-правовые услуги должны поступать в бюджет в соответствии с гражданско-правовыми  принципами равенства участников, свободы  договора. Если государственными органами вводятся обязательные платежи гражданско-правового характера, должно применяться правило ст. 421 ГК РФ о том, что случаи обязательного заключения договора могут предусматриваться федеральным законом.

Законодательство  субъектов Российской Федерации  относительно неналоговых доходов неоднородно: в законах ряда субъектов Российской Федерации неналоговые доходы урегулированы достаточно подробно, в законах других субъектов Российской Федерации содержатся отсылочные нормы к федеральному бюджетному законодательству. Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации во многом является несовершенным: в субъектах Российской Федерации, где реализованы законотворческие права регионов, нередки противоречия с БК РФ, а также между различными статьями одного и того же законодательного акта. Наиболее подробно неналоговые доходы урегулированы в законах субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий год.

Круг администраторов  неналоговых доходов достаточно широк. Система администрирования  неналоговых доходов продолжает требовать совершенствования, поскольку одни и те же неналоговые доходы закреплены за рядом администраторов, а также существует обширная группа неналоговых доходов, закрепленных за всеми администраторами доходов бюджета, что, на наш взгляд, является неоправданным и способно привести к нечеткому разграничению полномочий между ведомствами и снижению качества администрирования неналоговых доходов.

Как уже отмечалось, есть проблемы не только с правовой природой платежей, в совокупности образующих неналоговые доходы, но и с порядком их администрирования, распределением полномочий между федеральными органами по организации взимания и осуществления контроля. Проблемы, названные нами, усугубляются и самим законодателем. Так, администратором регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации, определена Федеральная налоговая служба. В то же время минимальные и максимальные ставки этого платежа установлены в Законе РФ "О недрах", а конкретные ставки в соответствии с данным Законом устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами (т.е. Федеральным агентством по недропользованию).

Совокупность  проблем по обеспечению всех администраторов  поступлений в бюджетную систему  Российской Федерации оперативной  и достоверной информацией требует  решения ряда задач: перечень государственных  органов, на которых возложены функции администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, должен быть оптимальным и стабильным; необходимо закрепить в законодательном акте четкую ведомственную принадлежность доходов определенным администраторам, что устранит неоднозначность трактовки всеми участниками бюджетного процесса своих прав, обязанностей и ответственности.

Необходимо  отметить, что ситуация меняется в  лучшую сторону. В последние два  года в приложении 1 к Федеральному закону о федеральном бюджете  на соответствующий год такое закрепление выполняется, но отдельные недочеты по-прежнему имеют место.

Следует отметить, что Федеральные законы о федеральном  бюджете на не разделяют доходы на налоговые и неналоговые в  приложении, посвященном поступлению  доходов в федеральный бюджет, как это происходило в законах о федеральном бюджете на соответствующий год до 2005 г. При этом в приложениях к федеральным законам о бюджете отдельно указываются нормативы отчислений неналоговых доходов и федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон о федеральном бюджете позволяет выделить доходы, которые рассматриваются как неналоговые с позиции федерального законодателя.

В законах о  бюджете дается неполный перечень возможных доходов государственного бюджета, перечисляются только доходы, актуальные и планируемые в соответствующем году. Более широкий перечень неналоговых доходов содержится в Федеральном законе "О бюджетной классификации Российской Федерации". В этом Законе также отсутствует деление государственных доходов на налоговые и неналоговые, что свидетельствует о возврате бюджетной классификации доходов к традициям бюджетных законов Российской империи, в которых в отличие от советского периода отсутствовало четкое разграничение налогов и неналоговых доходов.

Величина поступлений  неналоговых доходов в федеральный  бюджет и их конкретные виды устанавливаются  федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий год. Большинство неналоговых доходов регламентируются гражданским законодательством. Нормы о неналоговых доходах содержатся в обширном комплексе нормативно-правовых актов различной юридической силы вследствие разнообразия самих неналоговых доходов.

Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов можно считать поступления от продажи и использования федерального имущества. Состав неналоговых доходов сложно назвать стабильным, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым доходам по своей правовой природе, а не могут быть причислены к неналоговым только в силу законодательного решения. В условиях рыночной экономики государство является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов федеральной собственности сокращается в результате приватизации.

При этом именно в процессе совершенствования системы неналоговых доходов от продажи и использования федерального имущества (в том числе ее правовых основ) Российская Федерация может проявлять себя как специфический участник гражданского оборота, обладающий собственностью. Представляется, что только благодаря увеличению неналоговых доходов федерального бюджета станет возможным достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается основополагающее значение неналоговых доходов. И наоборот, при благоприятных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу государственной (федеральной и региональной) недвижимости.

Заключение

 

В результате написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:

Неналоговые доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями, возложенных на них, публичных, социальных, экономических и иных функций.

В отличие от других доходов неналоговые  доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений  предыдущего года. Одна из причин —  наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Следует отметить, что в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов.

Назначение федеральных органов  государственной власти, иных администраторов  доходов федерального бюджета, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации администраторами поступлений в бюджеты устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Полномочия по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации федеральными органами государственной власти устанавливаются исключительно федеральными нормативными правовыми актами.

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от собственности  составили в 2010 г. 757946,19 тыс. руб., что на 18184,01 млн. руб. или на 2,46 % больше, чем в 2009 г. В 2011 г. доходы от собственности составили 786472,19 млн. руб., что на 28526,00 млн. руб. или на 3,76 % больше, чем в 2010 г.

Доходы от оказания платных услуг в 2010 г. составили 749255,25 млн. руб., что на 12630,82 млн. руб. или на 1,71 % больше, чем в 2009 г. В 2011 г. анализируемый показатель составил 775189,09 млн. руб., что на 25933,84 млн. руб. или на 3,46 % больше, чем в 2010 г.

Наибольший удельный вес в структуре  неналоговых доходов имеют поступления  от финансовых операций, что свидетельствует  о высокой организации финансовой деятельности на уровне государства  за рассматриваемый период времени.

Доходы от внешнеэкономической деятельности в 2013 г. составят  4 565 245,43 млн. руб., что на 90 901,70 млн. руб. больше, чем в 2012 г.  В 2014 г. доходы от внешнеэкономической деятельности в 2014 г. составят 4 950 177,68 млн. руб., что на 384 932,24 млн. руб. больше, чем  в 2013 г. Доходы от использования имущества, находящегося в  государственной и муниципальной собственности в 2013 г. составят 280 980,46 млн. руб., что на 7 642,68 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составят 307 022,15 млн. руб., что на 26 041,69 млн. руб. больше, чем в 2013 г.

Наибольший удельный вес в структуре  неналоговых доходов в структуре  неналоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации имеют доходы от внешнеэкономической деятельности, доля которых в 2013 г. составит в 2013 г. 87,47 %, что на 0,01 % меньше, чем в 2012 г. В 2014 г. анализируемый показатель составит 88,16 %, что на 0,68 % больше, чем в 2013 г.

Есть проблемы не только с правовой природой платежей, в совокупности образующих неналоговые доходы, но и с порядком их администрирования, распределением полномочий между федеральными органами по организации взимания и осуществления контроля. Проблемы, названные нами, усугубляются и самим законодателем.

Совокупность  проблем по обеспечению всех администраторов  поступлений в бюджетную систему  Российской Федерации оперативной  и достоверной информацией требует  решения ряда задач: перечень государственных органов, на которых возложены функции администрирования поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, должен быть оптимальным и стабильным; необходимо закрепить в законодательном акте четкую ведомственную принадлежность доходов определенным администраторам, что устранит неоднозначность трактовки всеми участниками бюджетного процесса своих прав, обязанностей и ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.): официальный текст с поправками от 30.12.2008. – Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Гражданский Кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994). Часть первая, вторая, третья и четвертая: текст в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ; от 17.07.2009 № 145-ФЗ; от 27.12.2009 № 352-ФЗ; от 21.02.2010 № 13-ФЗ, от 24.02.2010 № 17-ФЗ, от 06.04.2011 № 65-ФЗ. – Справочно-информационное издание. – 700 с.
  3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998): официальный текст в ред. От 06.04.2011 № 68-ФЗ.
  4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998): официальный текст в ред. от 19.07.2011 № 245-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2011. – 669 с.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000): официальный текст в ред. От 19.07.2011 № 245-ФЗ.
  6. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: федеральный закон от 13.12.2011 № 357-ФЗ.
  7. Бродский, Г.М. Право и экономика налогообложения: учебник / Г.М.Бродский. -  СПб.: Изд-во СПб университета, 2010. – 404 с.
  8. Романовского, М.В. Бюджетная система РФ: учебник / М.В. Романовского, В. – М.: Юрайт, 2012. –615 с.
  9. Дуканич, Л.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Л.В. Дуканич. -  Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 431 с.
  10. Засухин, А.Т. Доходы и налоги: учебник / А.Т. Засухин. – М.: Экономика, 2009. – 246 с.
  11. Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: учебник/Г.М. Колпакова. - М.: ИНФРА-М, 2011, - 317 с.
  12. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник / Л.Н. Лыкова. - М.: Бек, 2010 – 278 с.
  13. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.В.Миляков. М.: ЮНИТИ. 2000, - 290 с.
  14. Перов, П.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / П.А. Петров. - М.: ЮРАЙТ, 2011 – 555 с.
  15. Сомоев, Р.Г Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие / Р.Г. Сомоев. - М.: Прибор, 2010 – 176 с.
  16. Черник Д.М. Налоги и налогообложение. Учебник / Д.М. Черник. -  М.: ИНФРА-М, 2011 – 415 с.
  17. Юткина, А.Т. Налоги и налогообложение: Учебник / А.Т.Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2010, - 429 с.
  18. Волкова, Т. А. В Кремле состоялось обсуждение стратегии и тактики налоговой политики // Налоги – 2011. - №7 – 15с.
  19. Новиков, А.И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоговый вестник – 2012. №9 – С. 66-72.
  20. Пансков, В.Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник – 2010. №4 – С. 22-27.
  21. Пансков, В.Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы – 2010. №1 – С. 33-37.
  22. http://www.gks.ru/ - Официальный сайт федеральной службы государственной политики.

Информация о работе Общая характеристика неналоговых доходов бюджета РФ и их администрирование