Общая характеристика неналоговых доходов бюджета РФ и их администрирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Ведь, как правило, полнота бюджета напрямую зависит от благосостояния граждан. Что касается экономического значения бюджета, то оно заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета РФ и их администрирование……………………………………………………………….5
1.1. Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание, источники…...5
1.2. Функции и полномочия администраторов дохода бюджета …………….21
2. Взаимодействие администраторов доходов при составлении
организации исполнения бюджета в части неналоговых доходов…………...26
2.1. Оценка исполнения неналоговых доходов бюджета за 2009-2011 гг.
2.2. Совершенствование администрирования неналоговых доходов федерального бюджета………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

default.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

Продолжение табл. 2.2

1

2

3

4

5

6

Безвозмездные поступлениям от бюджетов, из них:

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 Поступления от  инвестиционных операций

3,04

2,86

4,27

-0,18

1,41

Поступления от финансовых операций

69,55

69,96

59,46

0,41

-10,50

Итого неналоговых доходов

100,00

100

100

0,00

0,00


 

Как видно из табл. 2.2, доля доходов  от собственности во всех их структуре  составила 13,20 %, что на 0,15 % меньше, чем в 2009 г. В 2011 г. доля доходов от собственности увеличивается на 4,28 %, составив при этом 17,48 %. Доля доходов от оказания платных услуг во всей структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации составила 13,05 %, что на 0,24 % меньше, чем в 2009 г. В 2011 г. анализируемый показатель составил 17,23 %, что на 4,18 % больше, чем в 2010 г. Доля сумм принудительного взыскания во всей структуре неналоговых доходов составила 0,92 %, что на 0,16 % больше, чем в 2009 г. В 2011 г. анализируемый показатель составил 1,56 %, что на 0,64 % больше, чем в 2010 г.

Поступления от инвестиционных операций составили в 2010 г. 2,86 % от всей суммы  неналоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, что  на 0,18 % меньше, чем в 2009 г. В 2011 г. анализируемый показатель составил 4,27 %, что на 1,41 % больше, чем в 2010 г.

Доля поступления от финансовых операций в 2009 г. составила 69,96 %, что  на 0,41 % больше, чем в 2009 г. В 2011 г. доля анализируемого показателя составила 59,46 %, что на 10,50 % меньше, чем в 2010 г.

В результате приведенной выше информации можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов имеют поступления от финансовых операций, что свидетельствует о высокой организации финансовой деятельности на уровне государства за рассматриваемый период времени.

Далее актуально рассмотреть прогнозные данные по поступлению неналоговых  доходов консолидированного бюджета  РФ на период 2012-2014 гг. (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Прогнозные данные по поступлению неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ за  2012-2014 гг.

(млн. руб.)

Показатель

Год

Абсолютное изменение, (+,-)

2012

2013

2014

2013 г.

от

2012 г.

2014 г.

от

2013 г.

1

2

3

4

5

6

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

4 474 343,74

4 565 245,43

4 950 177,68

90 901,70

384 932,24

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

273 337,78

280 980,46

307 022,15

7 642,68

26 041,69

Платежи при использовании  природными ресурсами

73 749,18

75 746,36

77 366,75

1 997,18

1 620,39

Доходы от оказания платных  услуг (работ) и компенсации затрат государства

129 842,06

132 942,01

135 370,89

3 099,95

2 428,88

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

95 894,28

98 306,87

90 710,76

2 412,58

-7 596,11

Административные платежи  и сборы

9 347,74

9 715,59

10 075,05

367,85

359,46

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

8 174,17

8 163,45

8 146,32

-10,71

-17,13

Прочие неналоговые  доходы

28 765,45

28 822,17

19 422,11

56,72

-9 400,06

Безвозмездные

10 468,54

9 607,78

8 501,93

-860,76

-1 105,85


Продолжение табл. 2.3

1

2

3

4

5

6

поступления

         

Безвозмездные поступления  от государственных (муниципальных) организаций

31,94

33,28

33,54

1,35

0,26

Безвозмездные поступления  от негосударственных организаций

483,42

486,17

487,86

2,75

1,69

Прочие безвозмездные  поступления

5 040,81

5 062,27

5 089,50

21,46

27,23

Доходы бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы

4 912,37

4 026,06

2 891,03

-886,32

-1 135,02

Итого

5 114 391,46

5 219 137,89

5 615 295,57

104 746,43

396 157,68


 

Как видно из табл. 2.3, доходы от внешнеэкономической  деятельности в 2013 г. составят  4 565 245,43 млн. руб., что на 90 901,70 млн. руб. больше, чем в 2012 г.  В 2014 г. доходы от внешнеэкономической деятельности в 2014 г. составят 4 950 177,68 млн. руб., что на 384 932,24 млн. руб. больше, чем  в 2013 г. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2013 г. составят 280 980,46 млн. руб., что на 7 642,68 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составят 307 022,15 млн. руб., что на 26 041,69 млн. руб. больше, чем в 2013 г.

Платежи при использовании природными ресурсами в 2013 г. ожидаются в размере 75 746,36 млн. руб., что на 1 997,18 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. платежи при использовании природными ресурсами ожидаются в размере 77 366,75 млн. руб., что на 1 620,39 млн. руб. больше, чем в 2013 г. Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства в 2013 г. ожидаются в объеме 132 942,01 млн. руб., что на 3 099,95 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства ожидаются в размере 135 370,89 млн. руб., что на 2 428,88 млн. руб. больше, чем в 2013 г. Платежи при использовании природными ресурсами в 2013 г. планируются в объеме 75 746,36 млн. руб., что на 1 997,18 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. платежи при использовании природными ресурсами планируются в сумме 77 366,75 млн. руб., что на 1 620,39 млн. руб. больше, чем в 2013 г.

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства  в 2013 г. составят 132 942,01, что на 3 099,95 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. анализируемый показатель планируется в объеме 135 370,89 млн. руб., что на 2 428,88 млн. руб. больше, чем в 2013 г. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в 2013 г. составят 98 306,87 млн. руб., что на 2 412,58 млн. руб. больше, чем в 2012 г. в 2014 г. доходы от продажи материальных и нематериальных активов ожидаются в объеме 90 710,76 млн. руб., что на 7 596,11 млн. руб. меньше, чем в 2013 г.

Административные платежи и  сборы в 2013 г. ожидаются в размере 9 715,59 млн. руб., что на 367,85 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. анализируемый показатель составит 10 075,05 млн. руб., что на 359,46 млн. руб. больше, чем в 2013 г. Штрафы, санкции, возмещение ущерба в 2013 г. составят 8 163,45 млн. руб., что на 10,71 млн. руб. меньше, чем в 2012 г. В 2014 г. показатель ожидается в размере 8 146,32 млн. руб., что на 17,13 млн. руб. больше, чем в 2013 г. Прочие неналоговые доходы составят в 2013 г. 28 822,17 млн. руб., что на 56,72 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. анализируемый показатель составит 19 422,11 млн. руб., что на 9 400,06 млн. руб. меньше, чем в 2013 г. Безвозмездные поступления в 2013 г. составят 9 607,78 млн. руб., что на 860,76 млн. руб. меньше, чем в 2012 г. В 2014 г. анализируемый показатель составит 8 501,93 млн. руб., что на 1105,85 млн. руб. меньше, чем в 2013 г.

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций составят  в 2013 г. 33,28 млн., что на 1,35 млн. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. показатель составит 33,54 млн. руб., что на 0,26 млн. руб. больше, чем в 2013 г.

Безвозмездные поступления от негосударственных  организаций в 2013 г. составят 486,17 млн. руб., что на 2,75 млн. руб. больше, чем  в 2012 г. В 2014 г. показатель составит 487,86 млн. руб., что на 1,69 млн. руб. больше, чем  в 2013 г.

Прочие безвозмездные поступления  в 2013 г. составят 5 062,27 млн. руб., что на 21,46 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. показатель составит 5089,50 млн. руб., что на 27,23 млн. руб. больше, чем в 2013 г.

Доходы бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации от возврата бюджетами  бюджетной системы в 2013 г. составит 4 026,06 млн. руб., что на 886,32 млн. руб. меньше, чем в 2012 г. В 2014 г. показатель составит 2891,03 млн. руб., что на 1135,02 млн. руб. меньше, чем в 2013 г.

В результате плановая сумма неналоговых  доходов консолидированного бюджета  Российской Федерации в 2013 г. составит 5 219 137,8 млн. руб., что на 104 746,43 млн. руб. больше, чем в 2012 г. В 2014 г. анализируемый  показатель составит 5 615 295,57 млн. руб., что на 396 157,68 млн. руб.

Далее рассмотрим структуру неналоговых  доходов консолидированного бюджета  Российской Федерации на период 2012-2014 гг. (табл. 2.4).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4

Структура неналоговых доходов  консолидированного бюджета Российской Федерации на 2012-2014 гг.

(%)

Показатель

Год

Абсолютное изменение, (+,-)

2012

2013

2014

2013 г. от 2012 г.

2014 г. от

2013 г.

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

87,49

87,47

88,16

-0,01

0,68

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

5,34

5,38

5,47

0,04

0,08

Платежи при использовании  природными ресурсами

1,44

1,45

1,38

0,01

-0,07

Доходы от оказания платных  услуг (работ) и компенсации затрат государства

2,54

2,55

2,41

0,01

-0,14

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

1,87

1,88

1,62

0,01

-0,27

Административные платежи  и сборы

0,18

0,19

0,18

0,00

-0,01

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0,16

0,16

0,15

0,00

-0,01

Прочие неналоговые  доходы

0,56

0,55

0,35

-0,01

-0,21

Безвозмездные поступления

0,20

0,18

0,15

-0,02

-0,03

Безвозмездные поступления  от государственных (муниципальных) организаций

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Безвозмездные поступления  от негосударственных организаций

0,01

0,01

0,01

0,00

0,00

Прочие безвозмездные  поступления

0,10

0,10

0,09

0,00

-0,01

Доходы бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы

0,10

0,08

0,05

-0,02

-0,03

Итого

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00


 

Как видно из табл. 2.4, наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов в структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации имеют доходы от внешнеэкономической деятельности, доля которых в 2013 г. составит в 2013 г. 87,47 %, что на 0,01 % меньше, чем в 2012 г. В 2014 г. анализируемый показатель составит 88,16 %, что на 0,68 % больше, чем в 2013 г.

 

2.2. Совершенствование  администрирования неналоговых  доходов федерального бюджета

 

Неналоговые доходы отличаются от налоговых тем, что могут носить как добровольный, так и обязательный характер, не подлежат твердому планированию, нередко имеют целевое назначение, в большой степени регулируются подзаконными актами.

В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее  время играют налоги, а неналоговые  доходы отступили на второй план, поскольку связаны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным соображениям, кроме финансовых, - по экономическим и политическим соображениям.

Неналоговые доходы чрезвычайно разнообразны и по своей природе имеют между собой мало общего, за исключением того отрицающего признака, что они не могут быть отнесены к налогам. Аппараты извлечения неналоговых доходов различны и по своему техническому совершенству уступают налоговому аппарату.

Различить налоговые  и неналоговые сборы с достаточной  степенью определенности возможно по формальному признаку: включение  или невключение их в перечень взимаемых на территории Российской Федерации налогов и сборов. Разграничение необходимо для решения проблем, возникающих в рамках налоговых отношений, поскольку отнесение сбора к налоговому платежу означает распространение на него общего режима налогообложения. В бюджетной сфере разграничение необходимо для правильного учета доходов в рамках бюджетной классификации.

В целях уменьшения неблагоприятных последствий отсутствия четких критериев деления фискальных сборов и неналоговых доходов  необходимо принять следующие меры: квалифицировать платежи, зачисляемые  в бюджет, как налоговые или как гражданско-правовые; полностью отказаться от гражданско-правового режима взимания компенсаторных платежей, так как нельзя признать допустимым регулирование, при котором однородные по своей сути платежи поступают в бюджет в одном случае как сборы, в другом - как неналоговые платежи.

В рамках гражданских  правоотношений платежи должны взиматься  только за услуги гражданско-правового  характера, а не за совершение государством в отношении плательщика юридически значимых действий или выполнение иных административных функций.

Информация о работе Общая характеристика неналоговых доходов бюджета РФ и их администрирование