Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа
Целью настоящей контрольной работы является выявление источников финансирования системы образования.
Задачами является:
- изучение системы образования в России;
- изучение структуры расходов на общее среднее образование;
- анализ организации финансирования расходов бюджетов на образование.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования…………………………………………………………….….
5
2. Структура расходов на содержание учреждений общего образования…………………………………………………………………….
11
3. Организация финансирования расходов бюджетов на образование…………………………………………………………………….
13
4. Обеспечение финансирования расходов на образование в Нижнем
Новгороде………………………………………………………………………
20
Заключение…………………………………………………………………..… 23
Список литературы………………………………………………………….… 24
В
настоящее время система
Привлечение дополнительных
-
предпринимательской, условно-
-
взаимодействием с
2. Структура расходов на содержание учреждений
общего
образования.
В
соответствии с Федеральным законом
от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании»
государство гарантирует
К учреждениям общего
- начальная общеобразовательная школа;
- основная общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа;
- средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет или профиль: химия, математика, физико-математический профиль, гуманитарный профиль и др.) лицей;
- гимназия;
- вечерняя (смена) общеобразовательная школа; центр образования: открытая (смена) образовательная школа; кадетская школа;
- школа-интернат.
Общеобразовательные школы-
Основными задачами образовательных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, являются: создание
благоприятных условий, приближенных
к домашним, способствующих умственному,
эмоциональному и физическому развитию
воспитанников; обеспечение их медико-психолого-
Рассмотрим порядок
Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального образования, — госзаказ по приему студентов на бесплатное обучение.
Важное значение при
3. Организация финансирования расходов бюджетов
на образование.
Рассмотрение
вопросов финансирования образования
тесно связано с изучением
организационной структуры
Использовать
бюджетные средства по своему усмотрению
учреждения не вправе из-за целевого финансирования
расходов казначейством по предметным
статьям. Подавляющее большинство
дошкольных учреждений и школ обслуживаются
органами казначейства через централизованные
бухгалтерии. Параллельно с законодательством
в области образования в Российской Федерации
действует Федеральный закон от 21 ноября
1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском учете».
Он предоставляет руководителю право
в зависимости от объема учетной работы
сделать выбор: создать бухгалтерскую
службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером, или
передать на договорных началах ведение
бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерии. Какую бы учетную политику
ни избрало государственное учреждение,
его производственные и хозяйственные
расходы покрываются за счет средств учредителя,
доходов от собственной предпринимательской
деятельности, иных внебюджетных источников.
Федеральный центр определяет общие правовые
рамки функционирования образовательной
системы и основные ориентиры государственной
политики. Субъекты РФ и органы местного
самоуправления (ОМСУ) несут ответственность
за принятие решений, касающихся региональных
и муниципальных особенностей системы
образования.
Следующий предмет ведения государства
и ОМСУ — учредительство и владение
государственными и муниципальными учебными
заведениями. Как правило, учредителями
государственных и муниципальных учреждений
образования выступают органы управления,
которые по закону несут ответственность
за финансирование расходов по выполнению
государственного заказа. Заметим, что
государственный заказ является одним
из новых механизмов взаимодействия в
области удовлетворения общественных
потребностей и не зависит от формы собственности
его исполнителя.
Государственный заказ ограничен возможностями
бюджетного финансирования и рамками
государственных стандартов, он формируется
федеральными, региональными и муниципальными
органами власти и управления. В этой связи
дефицит бюджетного финансирования и
недостаточная гибкость государственной
системы явились главными факторами создания
негосударственных образовательных учреждений
(НОУ), включая сеть корпоративных учреждений
профессионального образования.
В
соответствии с Федеральным законом «Об
образовании» НОУ имеют право после получения
государственной аккредитации на бюджетное
финансирование. В мировой практике существуют
страны, в которых запрещено прямое и косвенное
субсидирование негосударственных образовательных
учреждений (США, Италия и др.). В большинстве
же стран имеют место промежуточные варианты,
дающие возможность выделения минимального
финансирования частным структурам в
случае выполнения ими государственных
образовательных стандартов. Например,
в Японии размер ассигнований на одного
учащегося НОУ в 14 раз меньше, чем в государственном
учреждении. И только в некоторых странах
(Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные
учреждения включены в схему бюджетного
финансирования по установленным для
государственных учреждений нормативам.
В этой связи следует вернуться к рассмотрению
системы государственных именных финансовых
обязательств, направленных на расширение
рыночных элементов хозяйствования в
образовании посредством организации
конкуренции между учебными заведениями
за привлечение студентов.
Основными
документами, регулирующими ответственность
и права учредителя и образовательного
учреждения, являются договор о взаимоотношениях
между ними и устав образовательного
учреждения. В соответствии с Федеральным
законом «Об образовании» устав разрабатывается
образовательным учреждением самостоятельно.
Договор о взаимоотношениях образовательного
учреждения с учредителем, определяющий
порядок финансирования, управление образовательным
учреждением и включающий другие правовые
аспекты, является двухсторонним актом.
При оформлении договорных отношений
по распределению финансовых полномочий
подробно излагаются обязанности сторон,
права и ответственность, жестко регламентируются
вопросы деятельности учреждения. Если
обязанности предполагают требования
к объему и характеру работы, то права
создают условия для их выполнения, а ответственность
означает возможность применения санкций
вышестоящих органов за ненадлежащее
выполнение обязанностей. В договоре определяются
виды образовательных программ (основных
и дополнительных), которые будут профинансированы
за счет бюджета и без согласия учредителя
не могут быть изменены, устанавливаются
минимальные нормы наполняемости при
комплектовании классов и групп, при снижении
которых учредитель вправе уменьшить
финансирование.
Учредитель
берет на себя обязательства ню финансированию
учреждения в соответствии с утвержденной
сметой расходов. Если учреждение не имеет
самостоятельной бухгалтерии, то учредитель
обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское
обслуживание его деятельности через
централизованную бухгалтерию. Учредитель
обязан регулярно контролировать соблюдение
условий договора и анализировать итоги
финансово-хозяйственной деятельности
учреждения.
Обязанностью образовательного
учреждения является
Опыт дореволюционной России и современных учреждений развитых стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль за пользованием средств в интересах обучающихся возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учетом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста — на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году.
Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления — главными распорядителями средств бюджета.
В связи с большой
Порядок
финансирования бюджетных расходов
через казначейства прогрессивен по
своему характеру и экономически целесообразен.
Он может дать положительные результаты
для государства не только в части совершенствования
методов управления финансовыми ресурсами,
но и в части получения оперативной информации
о кассовых расходах, перечисления средств
по назначению, контроля за финансовыми
операциями бюджетополучателей. Однако
нельзя не заметить, что с внедрением казначейских
технологий значительно затрудняется
решение повседневных хозяйственных вопросов
у исполнителей бюджетных услуг.
Определенные трудности возникают из-за
необходимости учета
средств, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
на лицевых счетах в органах казначейства.
Законодательством установлено, что такие
средства наряду с бюджетными поступлениями
расходуются в строгом соответствии со
сметами доходов и расходов, подлежат
контролю со стороны казначейств и главных
распорядителей бюджетных средств, а это
в определенной степени лишает руководителей
учреждений оперативности.
Информация о работе Обеспечение финансирования расходов на образования в современных условиях