Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:45, контрольная работа
Целью исследования являются изучение теоретических основ и правовых форм неналоговых доходов, государственных и местных бюджетов.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Характеристика неналоговых доходов российского бюджета………………...6
2. Классификация и состав неналоговых доходов………………………………...8
3. Особенности управления неналоговыми доходами…………………………...10
Заключение…………………………………………………………………..……...15
Список литературы……………..…………………………………………………..17
- иные неналоговые доходы.
Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются:
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства,
получаемые от передачи
- плата
за пользование бюджетными
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- часть
прибыли государственных и
- другие
предусмотренные
Таким
образом, неналоговые доходы представлены
доходами от собственности и внебюджетными
источниками государственных и муниципальных
предприятий.
3.
Особенности управления
неналоговыми доходами
Управление неналоговыми доходами является составной частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с корпоративными финансами такие функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль.
П. И. Вахрин отмечает, что по сравнению с организацией управления налогами, с управлением неналоговыми доходами, дела обстоят хуже. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется[6, c.109-113].
В России государству принадлежит приблизительно 50 тыс. юридических
лиц (предприятий, организаций, учреждений), они представляют около 40% экономики. Из них свыше 35 тыс. юридических лиц находятся практически на полном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, научно-исследовательские институты, федеральные казенные предприятия оборонного значения). По состоянию на 1 января 2008 г. в России насчитывалось 5 тыс. федеральных государственных унитарных предприятий и 36,5 тыс. федеральных государственных учреждений. В собственности Российской Федерации находятся акции 2 тыс. акционерных обществ. В отношении 419 акционерных обществ применяется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении.
Результаты функционирования государственных предприятий показали их экономическую неэффективность. По данным Счетной платы РФ, ежегодно в результате неэффективного использования государственной собственности государство недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд. руб. Кроме того, приватизационные процессы в России дали отрицательный результат в 20 млрд. долл. До сих пор неизвестны подлинные объемы государственного сектора и инвентаризация государственного имущества не завершена. Необходимо определиться с имуществом, которое следует оставить в государственной собственности. Это, безусловно, должно стать главным направлением в управлении неналоговыми доходами - инвентаризация имущества, определение количества, установление ведомственной принадлежности и функционального предназначения.
После проведения инвентаризации имущества нужно рассматривать и варианты выкупа в государственную собственность некоторых предприятий. Поскольку другим направлением повышения эффективности неналоговых доходов в России является управление собственностью, а не избавление от нее. Продавать имущество можно и нужно в крайних случаях, когда его никак невозможно эффективно использовать. Наряду с передачей ее в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ (посредством безвозмездной передачи имущества в установленном порядке), а также преобразованием в иные формы некоммерческих организаций, одним из способов оптимизации сети федеральных государственных учреждений является их приватизация. Только лишь распродажей государственной собственности вопросы эффективного управления ею не решить. На сегодняшний день практически не задействованными выступают такие формы управления имуществом, как аренда, трастовое доверительное управление, вклады в уставные капиталы акционерных обществ, выпуск акций под конкретный проект, лизинг.
Государственный сектор может быть большим, как в Швеции, Франции и других европейских странах, или относительно маленьким, как в Японии, но он обязан быть сильным и эффективным.
Другой важной на сегодня проблемой по мнению Г.Б. Поляка выступает отсутствие эффективной координации в действиях ответственных ведомств между собой, со своими территориальными органами, а также с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления) по всем вопросам идентификации унитарных предприятий, что отрицательно влияет наобеспечение поступлений в федеральный бюджет платежей из прибыли этих предприятий. Такими структурами являются Федеральная налоговая служба(ведущая Единый государственный реестр юридических лиц), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральная служба государственной статистики (составляет Единый государственный регистрпредприятий и организаций) [4, c.100-102].
Политика управления государственной (муниципальной) собственностью
должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства. В качестве основных в этом направлении Правительство РФ определяет следующие задачи:
− совершенствование законодательства по управлению государственным имуществом, направленное на оптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики, которая не обеспечивает выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также на определение четких критериев участия иностранного капитала в экономике России, имея в виду отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработку месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение;
− повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Для решения данных задач выделены меры, направленные на:
− совершенствование порядка реализации государственного и муниципального имущества, в том числе повышение информационной прозрачности процесса приватизации, упрощение порядка продажи неликвидного имущества, совершенствование порядка планирования приватизации федерального имущества;
− уточнение порядка безвозмездного перераспределения имущества между публичными образованиями в соответствии с разграничением полномочий (функций) между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения всеми органами власти полномочий, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами;
− преобразование государственных учреждений, не обеспечивающих реализацию функций государства, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций;
− совершенствование института наследования выморочного имущества.
Для решения задач по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества А.М. Бабич предлагает следующие меры[2, c.126-127]:
− совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;
− оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг), а также соответствия расходов на их производство установленному объему финансирования из средств федерального бюджета;
− обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.
В
настоящее время необходима принципиально
новая модель управления государственным
(муниципальным) имуществом, реализация
которой позволит добиться эффективного
выполнения государственных функций,
оптимизации состава имущества, рациональной
структуры доходов бюджета и в целом государства.
Вся система неналоговых доходов бюджетов
нуждается в совершенствовании законодательства
и выработке эффективных методов управления
ими.
Заключение
Неналоговые доходы играют важную роль в формировании бюджетов всех уровней Бюджетной системы РФ. Неналоговые доходы не являются основным источником наполнения бюджета, однако в условиях реформирования бюджетных отношений, повышения самостоятельности всех уровней власти, значение неналоговых доходов в формировании бюджетов становится все более весомым, особенно для местных бюджетов.
Современная финансовая политика направлена на повышение роли государства в регулировании процессов, происходящих в экономике, с учетом циклических колебаний; расширение набора инструментов, позволяющих влиять на эти процессы; оптимизацию государственного и муниципального имущества, достаточного для выполнения органами власти своих функций; совершенствование системы управления этим имуществом.
Из проведенных исследований можно сделать вывод, что в РФ виды неналоговых доходов от использования имущества определены и строго регламентированы бюджетным законодательством. Отношения, возникающие в связи с использованием государственного и муниципального имущества, регламентируются нормами гражданского права, федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ, программами приватизации государственного (муниципального) имущества, законами субъектов РФ, решениями органов власти муниципальных образований, иными нормативно-правовыми актами.
Доходы от использования государственного и муниципального имущества, принадлежащего федеральному, региональному или муниципальному органу власти, право собственности на которое закреплено законодательством, зачисляются в соответствующий бюджет и учитываются в доходах этого бюджета, в том числе часть прибыли унитарных предприятий и доходы бюджетных учреждений, создаваемых вышеназванными органами власти соответственно.
В процессе перехода к рыночному типу экономики, федеральные органы власти и местного самоуправления для более рационального использования все больше вовлекают в рыночный оборот имеющееся имущество, выступая субъектами экономических отношений.
Осуществляемые в России реформы в рамках совершенствования управления имущественным комплексом, направлены на стимулирование всех звеньев бюджетной системы к более эффективному управлению финансовыми ресурсами и рациональному использованию имущественного комплекса, объектов национального богатства, которые находятся в ведении соответствующего уровня власти.
Доля и роль неналоговых доходов от использования имущества в финансировании дефицита (профицита) бюджетов неуклонно возрастает. Увеличивается доля вовлекаемого государственного (муниципального) имущества в арендном обороте и как следствие, величина неналоговых доходов бюджетов от его аренды..
В
целом наблюдается тенденция
увеличения поступления неналоговых
доходов в бюджеты всех уровней
бюджетной системы, изменения их
структуры в сторону
Информация о работе Неналоговые доходы: общая характеристика и значение