Неналоговые доходы: общая характеристика и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования являются изучение теоретических основ и правовых форм неналоговых доходов, государственных и местных бюджетов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Характеристика неналоговых доходов российского бюджета………………...6
2. Классификация и состав неналоговых доходов………………………………...8
3. Особенности управления неналоговыми доходами…………………………...10
Заключение…………………………………………………………………..……...15
Список литературы……………..…………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета (контрольная).doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Доходы бюджета»

на тему: «Неналоговые доходы: общая характеристика и значение»

вариант 45

                                                 

                                                                   Выполнил: студент VI семестра, I потока                            

                                                                   СОП, экономического факультета,             

                                                                   специальность «Финансы и кредит»

                                                                   Елесина А.М.

                                                                   Проверил:  старший преподаватель

                                                                   Филонова Е.В.

                                                                   Дата сдачи_____________________

                                                                   Дата защиты___________________

                                                                   Оценка________________________          
 
 

Кемерово 2010 

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Характеристика неналоговых доходов российского бюджета………………...6

2. Классификация и состав неналоговых доходов………………………………...8

3. Особенности управления неналоговыми доходами…………………………...10

Заключение…………………………………………………………………..……...15

Список  литературы……………..…………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Актуальность работы. На современном этапе исторического развития Российского государства правовое регулирование финансовых отношений приобретает особое значение.  С появлением многообразных форм собственности, способствующих стимулированию и развитию рыночных отношений, возникла необходимость в правовом закреплении новых экономических институтов. Одним из наиболее важных, в частности, для бюджетной системы является институт неналоговых доходов государственных и местных бюджетов. 

      Анализ положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2008 – 2011 гг. свидетельствует о том, что в общем объеме доходов бюджета около 80% составляют налоговые доходы и только 20% - неналоговые.  
Доминирующая роль налоговых доходов при формировании бюджета государства в значительной степени делает его зависимым от экономических, показателей, в частности, добывающих отраслей производства. В этой ситуации особое значение приобретают неналоговые доходы государственных и местных бюджетов. 

      Из анализа перечисленных в бюджетном законодательстве источников неналоговых доходов бюджетов (использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оказание платных услуг бюджетными учреждениями, применение мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности и другие) следует, что средства от такой деятельности в условиях экономической нестабильности могут иметь большое значение для формирования доходной части бюджета. Между тем в настоящее время эффективность получения неналоговых доходов слишком низка. 

      Одним из наиболее значимых источников неналоговых доходов бюджетов являются средства, образующиеся от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, поскольку в современный период эти доходы стали использоваться такими учреждениями дополнительно к бюджетному финансированию.

      До  последнего времени институту неналоговых  доходов государственных централизованных фондов  в отечественной науке  не уделялось достаточного внимания.

      Вопросы, связанные с установлением, взиманием  и аккумулированием неналоговых  доходов, изучались довольно фрагментарно. Кроме того, данные отношения не получили комплексного освещения и  осмысления и не были подвергнуты  сколь-нибудь детальной классификации.

      В той или иной мере вопросы неналоговых доходов затрагивались в научных работах, посвященных бюджетной системе, системе государственных доходов.

      Исследованием проблем, связанных с использованием неналоговых доходов в целом, и непосредственно, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, занимались Г.Б. Поляк, П.И. Вахрин, Н.А. Шкуро, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.

      Однако на сегодняшний день практически отсутствуют какие-либо научные труды, комплексно исследующие проблему неналоговых доходов. Это дает основания полагать, что проблема связанная с неналоговыми доходами, на сегодняшний день так и не получила должного теоретического осмысления.

      Целью исследования являются изучение теоретических основ и правовых форм неналоговых доходов, государственных и местных бюджетов.

      Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    • дать характеристику неналоговых доходов российского бюджета;
    • рассмотреть классификацию и состав неналоговых доходов;
    • изучить собенности управления неналоговыми доходами.

      Объектом  исследования является совокупность отношений, возникающих в процессе аккумулирования, распределения и использования  неналоговых доходов государственного бюджета.

      Предмет исследования составили правовые нормы, регулирующие государственные доходы в России и в первую очередь финансово-правовые нормы, определяющие неналоговые доходы государственного бюджета в связи

с финансовой и хозяйственной деятельностью  органов исполнительной власти и  бюджетных учреждений.

      Теоретической и методологической основой послужили законодательные и нормативные документы, учебная литература,  труды  отечественных авторов по изучаемым вопросам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.  Характеристика неналоговых доходов российского бюджета 

      В настоящее время проблемы формирования и управления в целом неналоговыми доходами в России отошли на второй план на фоне проводимых бюджетной и налоговой реформ. Вместе с тем для большей активизации всех имеющихся у государства ресурсов особое внимание должно быть уделено именно управлению собственными источниками доходов государства, коими являются неналоговые доходы бюджета.

      Прежде всего, необходимо рассмотреть теоретические и методологические основы их формирования, тем более что от этого зависят и направления управления ими.

      В составе доходов бюджетов в России выделены три группы: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так же, как и другие платежи в бюджет, неналоговые доходы устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления Российской Федерации и направляются на образование государственного и местных бюджетов в соответствии с федеральным законом о бюджете на (соответствующий) год.

      Согласно А.М. Бабич Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений[2, c.123-125]:

  • порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях. Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг). Уплата добровольных платежей, включаемых в группу неналоговых доходов государства, основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы;
  • не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
  • большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством;
  • большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либо услуги и т.п. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характер возмездности;
  • нет жесткого планирования, на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

      В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами. 

      2. Классификация и состав неналоговых доходов 

      Неналоговые доходы государства Г.Б. Поляк классифицирует по разным критериям[4, c.98-101]:

  1. по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;
  2. по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;
  3. по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;
  4. по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства.

      Н.А. Шкуро отмечает, что неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации[7, c.39-40].

      В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

      В настоящее время состав неналоговых  доходов определяется Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам отнесены:

- доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы  от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной

власти, органов исполнительной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,

причиненного  Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Информация о работе Неналоговые доходы: общая характеристика и значение