Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:45, контрольная работа
Целью исследования являются изучение теоретических основ и правовых форм неналоговых доходов, государственных и местных бюджетов.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Характеристика неналоговых доходов российского бюджета………………...6
2. Классификация и состав неналоговых доходов………………………………...8
3. Особенности управления неналоговыми доходами…………………………...10
Заключение…………………………………………………………………..……...15
Список литературы……………..…………………………………………………..17
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кемеровский
государственный
Кафедра
«Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Доходы бюджета»
на тему: «Неналоговые доходы: общая характеристика и значение»
вариант 45
Проверил: старший преподаватель
Кемерово
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика неналоговых доходов российского бюджета………………...6
2. Классификация и состав неналоговых доходов………………………………...8
3. Особенности управления неналоговыми доходами…………………………...10
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………..…………………………………
Введение
Актуальность работы. На современном этапе исторического развития Российского государства правовое регулирование финансовых отношений приобретает особое значение. С появлением многообразных форм собственности, способствующих стимулированию и развитию рыночных отношений, возникла необходимость в правовом закреплении новых экономических институтов. Одним из наиболее важных, в частности, для бюджетной системы является институт неналоговых доходов государственных и местных бюджетов.
Анализ
положений федеральных законов о федеральном
бюджете на 2008 – 2011 гг. свидетельствует
о том, что в общем объеме доходов бюджета
около 80% составляют налоговые доходы
и только 20% - неналоговые.
Доминирующая роль налоговых доходов
при формировании бюджета государства
в значительной степени делает его зависимым
от экономических, показателей, в частности,
добывающих отраслей производства. В этой
ситуации особое значение приобретают
неналоговые доходы государственных и
местных бюджетов.
Из анализа перечисленных в бюджетном законодательстве источников неналоговых доходов бюджетов (использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оказание платных услуг бюджетными учреждениями, применение мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности и другие) следует, что средства от такой деятельности в условиях экономической нестабильности могут иметь большое значение для формирования доходной части бюджета. Между тем в настоящее время эффективность получения неналоговых доходов слишком низка.
Одним из наиболее значимых источников неналоговых доходов бюджетов являются средства, образующиеся от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, поскольку в современный период эти доходы стали использоваться такими учреждениями дополнительно к бюджетному финансированию.
До
последнего времени институту неналоговых
доходов государственных
Вопросы, связанные с установлением, взиманием и аккумулированием неналоговых доходов, изучались довольно фрагментарно. Кроме того, данные отношения не получили комплексного освещения и осмысления и не были подвергнуты сколь-нибудь детальной классификации.
В той или иной мере вопросы неналоговых доходов затрагивались в научных работах, посвященных бюджетной системе, системе государственных доходов.
Исследованием проблем, связанных с использованием неналоговых доходов в целом, и непосредственно, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, занимались Г.Б. Поляк, П.И. Вахрин, Н.А. Шкуро, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.
Однако на сегодняшний день практически отсутствуют какие-либо научные труды, комплексно исследующие проблему неналоговых доходов. Это дает основания полагать, что проблема связанная с неналоговыми доходами, на сегодняшний день так и не получила должного теоретического осмысления.
Целью исследования являются изучение теоретических основ и правовых форм неналоговых доходов, государственных и местных бюджетов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Объектом
исследования является совокупность отношений,
возникающих в процессе аккумулирования,
распределения и использования
неналоговых доходов
Предмет исследования составили правовые нормы, регулирующие государственные доходы в России и в первую очередь финансово-правовые нормы, определяющие неналоговые доходы государственного бюджета в связи
с финансовой и хозяйственной деятельностью органов исполнительной власти и бюджетных учреждений.
Теоретической
и методологической основой послужили
законодательные и нормативные документы,
учебная литература, труды отечественных
авторов по изучаемым вопросам.
1.
Характеристика неналоговых доходов российского
бюджета
В настоящее время проблемы формирования и управления в целом неналоговыми доходами в России отошли на второй план на фоне проводимых бюджетной и налоговой реформ. Вместе с тем для большей активизации всех имеющихся у государства ресурсов особое внимание должно быть уделено именно управлению собственными источниками доходов государства, коими являются неналоговые доходы бюджета.
Прежде всего, необходимо рассмотреть теоретические и методологические основы их формирования, тем более что от этого зависят и направления управления ими.
В составе доходов бюджетов в России выделены три группы: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так же, как и другие платежи в бюджет, неналоговые доходы устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления Российской Федерации и направляются на образование государственного и местных бюджетов в соответствии с федеральным законом о бюджете на (соответствующий) год.
Согласно А.М. Бабич Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений[2, c.123-125]:
В
группу неналоговых доходов включаются
довольно разнородные платежи, получение
которых бюджетом имеет различные основания.
Всех их объединяет тот факт, что они не
являются налогами.
2.
Классификация и состав неналоговых доходов
Неналоговые доходы государства Г.Б. Поляк классифицирует по разным критериям[4, c.98-101]:
Н.А. Шкуро отмечает, что неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации[7, c.39-40].
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.
В настоящее время состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам отнесены:
- доходы
от использования имущества,
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
Информация о работе Неналоговые доходы: общая характеристика и значение