Направление и принципы финансирования расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:51, реферат

Описание работы

Государственный бюджет Украины - план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.

Работа содержит 1 файл

БМ финансирование Р).doc

— 94.50 Кб (Скачать)

      Принцип оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных средств состоит в том, что при определении объема финансирования сначала учитывается наличие и возможность использования субъектом финансирование собственных средств или сокращения собственных расходов, потом - возможность получения им банковских кредитов и только при объективной невозможности покрытие расходов по вышеуказанных источников решается вопрос о выделении бюджетного или ведомственного финансирования. Этот принцип применяется на стадии планирования, распределения и использования государственных ресурсов при покрытии текущих расходов и капиталовложений.

      Принцип соблюдения режима экономии  применяется на стадии фактического  использования средств и проявляется  в рациональном использовании  трудовых и материальных ресурсов, использовании новейших ресурсосберегающих технологий, повышении норм выработки сырья и природных ресурсов и т.п.

      При дефиците бюджета и инфляции  соблюдения перечисленных принципов  финансирования является особенно  необходимым, а отступление от них ведет к таким тяжелым последствиям, как возникновение проблемы неплатежей и роста задолженности государства по финансированию тех или иных расходов (зарплат, пенсий, капиталовложений и т.д.). Поэтому особый вес приобретает принцип осуществления постоянного контроля за использованием всех видов государственных ресурсов. Контроль дает возможность выяснить ошибки и недостатки в финансовой деятельности государства и принять меры для их устранения. Он также дает информацию для перспективного и текущего планирования государственных расходов при определении оптимальных объемов средств и их целевого направления.

      Суть государства и государственного  бюджета состоит в том, чтобы  удовлетворять общественные интересы  и потребности. Поэтому ст.95 Конституции Украины устанавливает, что «исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов. Сам характер нужды тоже определяется в ряде статей Конституции. Такой гуманистическое содержание конституционных положений определяет и состав расходов государственного и местных бюджетов. Структура их отражается в бюджетной классификации Украины (раздел II) и в ежегодном законе о Государственном бюджете Украины. При всем разнообразии в размерах ежегодных ассигнований следует все же отметить, что значительную их часть составляют расходы на социальную защиту, социально-культурные мероприятия и др..

      Общие начала правового регулирования  расходов бюджетов установлены  в разделе 3 Закона «О бюджетной  системе Украины». Средства Государственного  бюджета Украины тратятся только  на цели и в пределах, утвержденных  Законом о Государственном бюджете  Украины. Соответственно средства республиканского бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов расходуются только на цели и в пределах, утвержденных Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами. В Государственный бюджет Украины не включаются расходы, не предусмотренные законами Украины. Содержание этой статьи указывает на юридическое значение законов и решений о бюджете, а также о значении принципа законности в сфере расходов бюджетов. Распределение расходов между бюджетами осуществляется в соответствии с Законом Украины «О бюджетной системе Украины». Закон категорически запрещает использование бюджетных средств для финансирования внебюджетных фондов, которые могут быть образованы за счет поступлений от необязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц, других небюджетных источников.

      Расходы бюджетов всех звеньев  группируются по предметным признаком  согласно бюджетной классификации  Украины. Но определяется функциональное  разделение расходов всех бюджетов  на текущие расходы и расходы развития.

      Текущие расходы - это расходы  бюджетов на финансирование сети  предприятий, учреждений, организаций  и органов, действующих на начало  бюджетного года, а также на  финансирование мероприятий по  социальной защите населения  и других мер, не относящиеся к расходам развития. В составе текущих расходов отдельно выделяются расходы бюджета, обусловленные ростом сети указанных выше объектов с указанием всех факторов, которые повлияли на объем расходов.

      В состав расходов развития  относятся расходы бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, финансирование структурной перестройки хозяйства Украины, субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

      Состав и структура расходов  государственного и местных бюджетов  определяются многими факторами,  в частности их предметной  направленностью (в общем виде  она отражена в бюджетной классификации), экономическим содержанием и др. Но в любом случае государству при распределении расходов приходится решать вопрос о приоритетности объектов финансирования. Поскольку Украине, как и любой другой стране мира, недостаточно денежных средств для финансирования всех потребностей, то процесс планирования расходов сводится к проблеме выбора между конкурирующими потребностями. В этом, помимо чисто юридических факторов, большое значение имеют экономические, вытекающих из конкретных условий определенного периода.

      При распределении расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Украины общими, принципиальными положениями значимость, подведомственность, подчиненность тех или иных объектов финансирования, их территориальное размещение и другие. Закон Украины «О бюджетной системе Украины» установлен перечень расходов основных звеньев бюджетной системы Украины. Этот перечень вместе с бюджетной классификацией является основой структуры расходов ежегодного Государственного бюджета Украины.

      В составе Государственного бюджета  Украины предполагается резервный фонд Кабинета Министров Украины в размере до двух процентов от объема расходов Государственного бюджета. Он может использоваться для финансирования безотлагательных расходов в народном хозяйстве, социально-культурных и других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении Государственного бюджета.

      В Государственном бюджете Украины  свыше предусмотрены расходы  образуется оборотная кассовая  наличность в размере до двух  процентов общего объема расходов  бюджета. Ее можно использовать в течение года на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении государственного бюджета Украины.

      Перечень конкретных расходов  каждого из местных бюджетов  устанавливается соответствующим Советом. Сельские, поселковые, городские, районные в городах (если они будут созданы) Совета и их исполнительные органы самостоятельно распоряжаются средствами соответствующих местных бюджетов, определяют направления их использования.

      Как во всех бюджетах, в расходной  части местных бюджетов отдельно  предусматриваются расходы текущего  бюджета и расходы бюджета  развития. Особенностью является  то, что средства бюджета развития  могут направляться на реализацию  программ социально-экономического развития соответствующей территории, связанных с осуществлением инвестиционной и инновационной деятельности.

      Помимо этого, законодательством  предусмотрено разделение расходов  местных бюджетов на две части: 

      а) расходы, связанные с выполнением собственных полномочий местного самоуправления;

      б) расходы, связанные с выполнением  делегированных законом полномочий  органов исполнительной власти.

      В республиканском бюджете Автономной  Республики Крым, областных, городских  (городов Киева и Севастополя и городов областного подчинения) и районных бюджетах образуются резервные фонды в размере до одного процента от объема расходов каждого из соответствующих бюджетов для финансирования неотложных мер, которые не могли быть предусмотрены во время утверждение этих бюджетов.

      В республиканском бюджете Автономной  Республики Крым и всех местных  бюджетах образуется оборотная  кассовая наличность, которая может  быть использована в течение  года на покрытие временных  кассовых разрывов и должна  быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении соответствующего бюджета. [5]

    Начиная с 2000 года в Государственном Бюджете, в его расходной части предусматриваются  два фонда - общий и специальный.

    В Законе Украины “О бюджетной системе  Украины" предусмотрены такие виды расходов как текущие расходы и расходы развития.

    Текущие расходы - это затраты бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которые  действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и иных мероприятий, которые не относятся к расходам развития. В составе текущих расходов в отдельности выделяются расходы бюджета, обусловленные расширением сети перечисленных выше объектов с указанием всех факторов, которые повлияли на объем расходов.

    Расходы развития - это затраты бюджетов на финансирование инвестиционной и  инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного  назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и прочие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

    К расходам, которые финансируются  из Государственного бюджета относятся  расходы на: государственное управление; судебную власть; международную деятельность; фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-технического прогресса государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения; национальную оборону; правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; образования; специализированные школы; культуру и искусство; охрану здоровья; социальную защиту и социальное обеспечение; государственные специальные программы; физическую культуру и спорт; государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики; государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики, государственные программы относительно охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности создание и пополнение запасов и резервов; обслуживание государственного долга; проведение выборов и референдумов; другие по программы, которые имеют исключительно государственное значение.

    Финансирование  отдельных программ экономического и социального направлений месту реализации этих программ осуществляется через механизм межбюджетных трансфертов.

    Межбюджетные  трансферты - это отношения между  государством, Автономной республикой  Крым и местным самоуправлением  для обеспечения соответствующих  бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины.

    Законом Украины "О Государственном Бюджете  Украины на 2011 год" утвержден следующий  перечень защищенных статей расходов общего фонда на отчетный год по экономической структуре расходов: оплата труда работников бюджетных учреждений; начисления на заработную плату; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; обеспечение продуктами питания; оплата коммунальных услуг и энергоносителей; обслуживание государственного долга; текущие трансферты населению; текущие трансферты местным бюджетам. [2]

    Государственный бюджет Украины должен содержать  объяснение всех расходов, за исключением  расходов, связанных с государственной  тайной (секретных расходов). Секретные расходы, предусмотренные на деятельность органов государственной власти, в интересах национальной безопасности включаются в Государственный бюджет Украины без детализации. Контроль за проведением секретных расходов осуществляется Счетной палатой и Министерством финансов Украины в порядке, определенном Верховной Радой Украины. [4]

    Расходы государственного бюджета Украины  за 2010 г. составили 303,6 млрд грн или 98,6% бюджетных назначений, из них по общему фонду - 238,3 млрд грн или 98,9% бюджетных назначений.

    По  итогам выполнения государственного бюджета  за 2010 год дефицит составлял 64,3 млрд. гривен, в том числе по общему фонду - 30,7 млрд грн и по специальному фонду - 33,6 млрд грн, или ориентировочно 5,9% валового внутреннего продукта при скорректированном.

    На 2011 г. дефицит бюджета утвержден  на уровне 3,08% или 38,6 млрд грн. Бюджетом 2011 г. предусмотрено, что номинальный  уровень ВВП составит 1 трлн 253 млрд грн, а темп роста реального ВВП  составит 4,5%, индекс потребительских  цен - 8,9%, индекс цен производителей - 11,3%. [6]

    За  последнее 10 лет в Украине произошло  значительное увеличение расходов правительства (бюджета государства, ПФ и фондов общего социального страхования). Если в 1999 году их объем составлял 35,9% ВВП, то в 2008 году - 46,1%, то есть расходы государства выросли на 10,2% ВВП, причем 6,5% ВВП приходится на расходы ПФ, увеличившиеся с 9,3% ВВП в 1999 году до 15,8% ВВП в 2008 году. 

Информация о работе Направление и принципы финансирования расходов