Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Работа содержит 1 файл

кр бюджетная система.docx

— 33.91 Кб (Скачать)

     2) таможенные пошлины, таможенные  сборы и другие таможенные  платежи;

     3) государственная пошлина в соответствии  с действующим законодательством.

     Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:

     1) доходов от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности, доходов от платных  услуг, оказываемых органами государственной  власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих  органов власти, — в полном  объеме;

     2) доходов от продажи имущества,  находящегося в государственной  собственности, — в порядке  и по нормативам, установленным  федеральными законами и другими  правовыми актами органов государственной  власти РФ;

     3) части прибыли унитарных предприятий,  созданных РФ, остающейся после  уплаты налогов и других обязательных  платежей, — в размерах, устанавливаемых  Правительством РФ.

     В доходах федерального бюджета также  учитываются:

     • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

     • доходы от внешнеэкономической деятельности;

     • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

     Собственные доходы федерального бюджета могут  передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

     Доходы  федеральных целевых бюджетных  фондов обособленно учитываются  в доходах федерального бюджета  по ставкам, установленным налоговым  законодательством, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

     Основной  источник доходов - это налоги.

     Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

     Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.

     Налоги - это обязательные платежи юридических  и физических лиц, поступающие государству  в установленных законом размерах и в установленные сроки.

     Налог на прибыль (доход) организаций –  один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль  занимает центральное место в  системе налогообложения предприятия, организаций.

     Налог на прибыль – федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль  как прямой налог должен выполнять  своё функциональное предназначение –  обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а  также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль  вторична.

     Плательщиками налога являются:

     предприятия и организации (бюджетные) являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения  и организации, осуществляющие предпринимательскую  деятельность;

     коммерческие  банки различных видов, включая  банки с участием иностранного капитала;

     филиалы иностранных банков – нерезидентов;

     предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, занимающиеся страховой деятельностью;

     малые предприятия.

     Налог на доходы физических лиц. Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

     Объектом  налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками:

     от  источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами  РФ;

     от  источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами  РФ.

     В новом Налоговом кодексе с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные  внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

     Налогоплательщики:

     работодатели, производящие выплаты наёмным работникам, в т. ч.:

     организации;

     индивидуальные  предприниматели;

     родовые, семейные общины малочисленных народов  Севера, занимающиеся традиционными  отраслями хозяйствования;

     крестьянские (фермерские) хозяйства;

     физические  лица;

     индивидуальные  предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, традиционные (фермерские) хозяйства, адвокаты.

     Акцизы  – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового  потребления. Сумма акциза включается в конечную цену товара и тариф.

     В настоящее время применяются  во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую  роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления  подакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирование  спроса и предложения товаров.

     Приобретая  товар, в цену которого включён акциз, покупатель тем самым оплачивает его, хотя непосредственным плательщиком этого налога в бюджет является продавец.

     Пошлины и сборы – обязательные и действующие  на всей территории РФ денежные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или  должностными лицами. С товаров, провозимых через границу государства, взыскиваются таможенные пошлины.

     Налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, водный и лесной налоги – налоги, связанные и использованием природных ресурсов.

     Экологический налог – аналогичен ранее действующим  платежам за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и  др. виды вредного воздействия на окружающую среду.

     Важнейшим элементом налоговой системы  является налог на добавленную стоимость (НДС), который представляет собой  форму изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  и определяемой как разница между  стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

     НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее  время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений  федерального бюджета.

     НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание  обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление  налога в бюджет.

     Плательщики НДС:

     организации;

     индивидуальные  предприниматели;

     лица, признаваемые плательщиками налога (налогоплательщиками) в связи с  перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

     К неналоговым доходам относятся:

     ·доходы от имущества, находящегося в федеральной  собственности;

     ·доходы от приватизации;

     ·доходы от внешнеэкономической деятельности;

     ·доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного  фонда социального развития и  др.)

     Основное  направление государственной политики в области налоговой реформы  состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых  платежей, что должно найти отражение  в налоговом Кодексе.

     Таким образом, доходы бюджетов РФ образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

     К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы.

     Наибольший  удельный вес в налоговых доходах  федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

     Значительное  место в системе налоговых  доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.

     В России основную часть доходов бюджета  составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

     Необходимость сохранения объема доходов бюджетной  системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию  работы по дальнейшему выявлению  и использованию дополнительных финансовых ресурсов. 
 
 

Список  литературы: 

1. Балдина С.В.  Бюджетный учет в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2009. - 815с. - (Прил. к журн. "Налоговые споры"; 13-2005).

2. Баранов А.О.  Динамика расширенного бюджета  в России в годы реформ // ЭКО. - 2008. - N 10. - С.31-46.

3. Белоусов Д.Р.  Новая модель государственных  финансов России: перспективы и  ограничения // Пробл. прогнозирования. - 2008. - N 6. - С.123-134.

4. Бюджетная  классификация. Указания по применению. - М., 2009. - 256с.

5. Бюджетное  послание Президента РФ Федеральному  Собранию РФ о бюджетной политике в 2008 году // Финансы. - 2005. - N 6. - С.3-7.

6. Бюджетное  послание президента Российской  Федерации Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2008 году" // Финансы. – 2008. – N 6. – С. 3-8.

7. Вахрин П.И.  Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М., 2009. - 344с. 
 
 
 
 

Информация о работе Межбюджетные отношения