Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:04, курсовая работа
Бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся, прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение местной бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность и является целью работы.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Экономическая сущность местных бюджетов……………………..….5
1.1. Понятие и функции местных бюджетов………………………………...….5
1.2. Методика формирование доходов и расходов местного бюджета………..7
Глава 2. Анализ формирования и использования местного бюджета на примере г. Чита………………………………………………………………..…18
2.1. Специфика формирования бюджета …………………………………..…..18
2.2. Повышение эффективности расходов бюджета г. Читы и Забайкальского края в целом ……………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список используемых источников………………………………...…………...30
Исходя из текущей экономической ситуации, бюджетная политика должна быть консервативной, ориентированной на посткризисный период. C одной стороны, она должна быть направлена на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:
В целях координации действий по стабилизации социально-экономического положения Забайкальского края Правительством края была принята антикризисная программа на 2009-2012 гг., которая позволяет поддержать предприятия и население.
В 2010-2012 годах в рамках достижения вышеуказанной цели были обеспечены решения следующих задач:
а) стимулирование спроса населения и снижение остроты социальных проблем.
Социальные проблемы в период мирового финансового кризиса – это с одной стороны, снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года продолжится финансирование программ занятости, причем финансовое обеспечение таких программ увеличится.
б) поддержка реального сектора экономики в условиях кризисного периода.
В текущем году осуществляется
целый комплекс мер, направленных на
поддержку реального сектора
экономики. Государственная поддержка
оказывается как отдельным
В условиях снижения объема доходной части бюджета и снижения доступности кредитных ресурсов необходимо ограничить принятие новых расходных обязательств, определить приоритеты бюджетных расходов, проанализировать действующие расходные обязательства с целью сокращения неэффективных расходов. Необходимо перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, надо стремиться к достижению максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого вложенного бюджетного рубля.
Долговая политика Правительства Забайкальского края в планируемом периоде направлена на обеспечение своевременного и полного финансирования дефицита бюджета Забайкальского края и исполнения принятых обязательств по возврату заемных средств.15
В целях минимизации расходов по обслуживанию долговых обязательств в условиях мирового финансового кризиса и удорожания стоимости привлекаемых от кредитных организаций кредитов в 2012 году и плановом периоде основными источниками финансирования дефицита бюджета края предусматриваются бюджетные кредиты от федерального бюджета по льготной ставке, которая составляет ¼ часть ставки рефинансирования Банка России.
В связи с обеспечением
надлежащим образом контроля за исполнением
принципалами государственных гарантий,
предоставленных Читинской
В качестве основных приоритетов бюджетных расходов должно быть определено безусловное выполнение социальных обязательств с одновременным повышение адресности социальной помощи. В соответствии с целями бюджетной политики на 2012-2013 годы приоритетами бюджетных расходов станут:
- обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;
- реализация мер социальной поддержки населения.
С учетом этого при планировании предельных объемов бюджетных ассигнований на 2013 год не ниже уровня бюджета 2011 года определены объемы расходов на выплату заработной платы, реализацию краевых целевых программ социальной направленности, с учетом увеличения числа льготников с ростом к отчетному периоду определен объем нормативно-публичных обязательств.
Необходимо отметить, что на федеральном уровне планируется корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации. Будет пересмотрена сложившаяся структура межбюджетных трансфертов, сокращено их количество за счет отмены и объединения ряда субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов.
Правительством Российской
Федерации планируется
2.2. Повышение эффективности расходов бюджета г. читы и забайкальского края вцелом
В связи с ограниченностью доходных возможностей бюджета края необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности расходов, чтобы их сокращение не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.
При принятии решений о бюджетных расходах четко и ясно должен быть определен ожидаемый эффект, установлены индикаторы, позволяющие отследить его достижение.
Необходимо сосредоточить усилия по следующим направлениям:
- составление проекта бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период на основе государственного задания, формирование расходов на основе нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг и потребности в их предоставлении;
- совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем;
- обеспечение соответствия объема расходных обязательств реальным доходным источникам, недопущение образования кредиторской задолженности;
- проведение комплексной инвентаризации публичных нормативных и других расходных обязательств краевого бюджета и их оптимизация;
- развитие механизма формирования и реализации долгосрочных целевых программ в соответствии с целями и задачами программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2013-2014 годы, оценка результативности и эффективности реализации программ;
- внедрение инноваций в сфере методов и процедур управления региональными финансами и бюджетного планирования. Расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств путём разработки и внедрения методов оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, укрепления контроля и финансовой дисциплины;
- внедрение на территории края стандартов, определяющих качество услуг, гарантированных каждому потребителю безвозмездно за счет бюджетных средств;
- внедрение и использование в бюджетном процессе докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств;
- эффективное расходование
бюджетных средств за счет
перехода к финансовому
- продолжение работы по расширению состава государственных услуг, предоставление которых осуществляется автономными учреждениями.16
Учитывая сложившуюся
финансово-экономическую
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- стимулирование муниципальных районов и городских округов к сохранению и развитию доходной базы своих территорий;
- эффективное и экономное использование бюджетных средств;
- создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне.
Межбюджетные отношения в 2012 - 2013 годах будут формироваться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края», которым реализуется принцип единства бюджетной системы путем утверждения единых на всей территории края механизмов распределения средств финансовой помощи с учетом критерия бюджетной обеспеченности.17
Совершенствование методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для городских округов и муниципальных районов позволит оптимально сократить различия в бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями одного типа при сохранении единого подхода к расчету и распределению дотаций, как для муниципальных районов, так и для городских округов.
Повышение мотивации органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения предусматривается за счет формирования субсидий местным бюджетам в целях софинансирования их отдельных расходных обязательств:
- по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав данного муниципального района;
- по оплате труда работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
- по оплате расходов бюджетных учреждений по расчетам за потребленные коммунальные услуги.
В целях формирования стимулов к увеличению доходного потенциала в муниципальных образованиях законодательством края предусмотрена возможность предоставления дополнительной финансовой помощи в виде дотации на стимулирование развития муниципальных образований.
Предполагается сохранить общий объем финансовой помощи не ниже уровня 2009 года, но при этом ужесточить контроль и повысить ответственность органов местного самоуправления за обеспечение эффективного использования бюджетных средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала.
В целях решения проблем
в сфере межбюджетных отношений
следует действовать в
- провести инвентаризацию, анализ финансового обеспечения и оптимизацию расходных обязательств;
- обеспечить реструктуризацию бюджетной сети при сохранении качества и объемов муниципальных услуг, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления муниципальных услуг, провести оптимизацию численности работников бюджетной сферы;
- провести сокращение неоправданных расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе и за счет оптимизации их численности;
- обеспечить режим экономного и рационального использования бюджетных средств, включающий использование резервов по сокращению капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и направляемых на финансирование вмененных им полномочий, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.
В условиях рынка финансовые
ресурсы органов
Доходный потенциал регионального (муниципального) бюджета характеризует возможность в рамках территории обеспечивать расходные обязательства региональных (муниципальных) органов управления доходами соответствующих бюджетов. Это понятие чаще всего используется в практике современного бюджетного планирования. Консолидированный доходный потенциал бюджета региона или муниципального образования (района) определяет возможности территорий по формированию доходов соответствующих консолидированных бюджетов — бюджета региона и бюджета районного муниципального образования. Использование понятия консолидированного доходного потенциала позволяет оценить возможности генерирования доходов территориями, в составе бюджетной системы которых формируются бюджеты разного вида (региональный, районные (городские), сельские и поселковые муниципальные бюджеты) и более рационально подойти к организации межбюджетных отношений в пределах вмененной им бюджетной компетенции. К сожалению в большинстве своём анализ доходности бюджета Читинской области отражает дотационный характер региона и не состоятельность действующих властей в решении всех задач, планируемых на предстоящий период.
Информация о работе Местные бюджеты, особенности их формирования и использования