Местные бюджеты, особенности их формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся, прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение местной бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность и является целью работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Экономическая сущность местных бюджетов……………………..….5
1.1. Понятие и функции местных бюджетов………………………………...….5
1.2. Методика формирование доходов и расходов местного бюджета………..7
Глава 2. Анализ формирования и использования местного бюджета на примере г. Чита………………………………………………………………..…18
2.1. Специфика формирования бюджета …………………………………..…..18
2.2. Повышение эффективности расходов бюджета г. Читы и Забайкальского края в целом ……………………………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список используемых источников………………………………...…………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Фин. Право.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Исходя из текущей  экономической ситуации, бюджетная политика должна быть консервативной, ориентированной на посткризисный период. C одной стороны, она должна быть направлена на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

  1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в кризисный период.
  2. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Забайкальского края. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
  3. Обеспечение исполнения социальных обязательств.
  4. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
  5. Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий.14

В целях координации  действий по стабилизации социально-экономического положения Забайкальского края Правительством края была принята антикризисная программа на 2009-2012 гг., которая позволяет поддержать предприятия и население.

В 2010-2012 годах в рамках достижения вышеуказанной цели были обеспечены решения следующих задач:

а) стимулирование спроса населения и снижение остроты социальных проблем.

Социальные проблемы в период мирового финансового кризиса  – это с одной стороны, снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года продолжится финансирование программ занятости, причем финансовое обеспечение таких программ увеличится.

б) поддержка реального сектора экономики в условиях кризисного периода.

В текущем году осуществляется целый комплекс мер, направленных на поддержку реального сектора  экономики. Государственная поддержка  оказывается как отдельным предприятиям (в рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2011 года), так и отраслям в целом. Меры поддержки включают увеличение объемов субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам, предоставления государственных гарантий и другие.

В условиях снижения объема доходной части бюджета и снижения доступности кредитных ресурсов необходимо ограничить принятие новых расходных обязательств, определить приоритеты бюджетных расходов, проанализировать действующие расходные обязательства с целью сокращения неэффективных расходов. Необходимо перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, надо стремиться к достижению максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого вложенного бюджетного рубля.

Долговая политика Правительства Забайкальского края в планируемом периоде направлена на обеспечение своевременного и полного финансирования дефицита бюджета Забайкальского края и исполнения принятых обязательств по возврату заемных средств.15

В целях минимизации  расходов по обслуживанию долговых обязательств в условиях мирового финансового кризиса и удорожания стоимости привлекаемых от кредитных организаций кредитов в 2012 году и плановом периоде основными источниками финансирования дефицита бюджета края предусматриваются бюджетные кредиты от федерального бюджета по льготной ставке, которая составляет ¼ часть ставки рефинансирования Банка России.

В связи с обеспечением надлежащим образом контроля за исполнением  принципалами государственных гарантий, предоставленных Читинской областью и Забайкальским краем, исполнение обязательств по государственным гарантиям за счет средств бюджета края не предусматривается.

В качестве основных приоритетов  бюджетных расходов должно быть определено безусловное выполнение социальных обязательств с одновременным повышение адресности социальной помощи. В соответствии с целями бюджетной политики на 2012-2013 годы приоритетами бюджетных расходов станут:

- обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;

- реализация мер социальной поддержки населения.

С учетом этого при  планировании предельных объемов бюджетных  ассигнований на 2013 год не ниже уровня бюджета 2011 года определены объемы расходов на выплату заработной платы, реализацию краевых целевых программ социальной направленности, с учетом увеличения числа льготников с ростом к отчетному периоду определен объем нормативно-публичных обязательств.

Необходимо отметить, что на федеральном уровне планируется  корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации. Будет пересмотрена сложившаяся структура межбюджетных трансфертов, сокращено их количество за счет отмены и объединения ряда субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов.

Правительством Российской Федерации планируется сохранить субсидию по оказанию социальной поддержки отдельных категорий граждан только в части реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, отказаться от софинансирования и передать на уровень субъекта финансовое обеспечение в полном объеме мер социальной поддержки ветеранов, тружеников тыла и выплату пособия на ребенка.

2.2. Повышение эффективности расходов бюджета г. читы и забайкальского края вцелом

 

В связи с ограниченностью  доходных возможностей бюджета края необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности расходов, чтобы их сокращение не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.

При принятии решений  о бюджетных расходах четко и  ясно должен быть определен ожидаемый эффект, установлены индикаторы, позволяющие отследить его достижение.

Необходимо сосредоточить  усилия по следующим направлениям:

- составление проекта бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период на основе государственного задания, формирование расходов на основе нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг и потребности в их предоставлении;

- совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем;

- обеспечение соответствия объема расходных обязательств реальным доходным источникам, недопущение образования кредиторской задолженности;

- проведение комплексной инвентаризации публичных нормативных и других расходных обязательств краевого бюджета и их оптимизация;

- развитие механизма формирования и реализации долгосрочных целевых программ в соответствии с целями и задачами программы социально-экономического развития Забайкальского края на 2013-2014 годы, оценка результативности и эффективности реализации программ;

- внедрение инноваций в сфере методов и процедур управления региональными финансами и бюджетного планирования. Расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств путём разработки и внедрения методов оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, укрепления контроля и финансовой дисциплины;

- внедрение на территории края стандартов, определяющих качество услуг, гарантированных каждому потребителю безвозмездно за счет бюджетных средств;

- внедрение и использование в бюджетном процессе докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств;

- эффективное расходование  бюджетных средств за счет  перехода к финансовому обеспечению  государственных услуг и принципов  нормативно-подушевого финансирования;

- продолжение работы по расширению состава государственных услуг, предоставление которых осуществляется автономными учреждениями.16

Учитывая сложившуюся  финансово-экономическую ситуацию в стране развитие межбюджетных отношений  в Забайкальском крае на 2012-2014 годах будет направлено на решение следующих задач:

- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

- стимулирование муниципальных районов и городских округов к сохранению и развитию доходной базы своих территорий;

- эффективное и экономное использование бюджетных средств;

- создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на муниципальном уровне.

Межбюджетные отношения  в 2012 - 2013 годах будут формироваться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края», которым реализуется принцип единства бюджетной системы путем утверждения единых на всей территории края механизмов распределения средств финансовой помощи с учетом критерия бюджетной обеспеченности.17

Совершенствование методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для городских округов и муниципальных районов позволит оптимально сократить различия в бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями одного типа при сохранении единого подхода к расчету и распределению дотаций, как для муниципальных районов, так и для городских округов.

Повышение мотивации  органов местного самоуправления в  решении вопросов местного значения предусматривается за счет формирования субсидий местным бюджетам в целях  софинансирования их отдельных расходных обязательств:

- по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав данного муниципального района;

- по оплате труда работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов;

- по оплате расходов бюджетных учреждений по расчетам за потребленные коммунальные услуги.

В целях формирования стимулов к увеличению доходного  потенциала в муниципальных образованиях законодательством края предусмотрена  возможность предоставления дополнительной финансовой помощи в виде дотации на стимулирование развития муниципальных образований.

Предполагается сохранить  общий объем финансовой помощи не ниже уровня 2009 года, но при этом ужесточить контроль и повысить ответственность  органов местного самоуправления за обеспечение эффективного использования бюджетных средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала.

В целях решения проблем  в сфере межбюджетных отношений  следует действовать в следующих  направлениях:

- провести инвентаризацию, анализ финансового обеспечения и оптимизацию расходных обязательств;

- обеспечить реструктуризацию бюджетной сети при сохранении качества и объемов муниципальных услуг, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления муниципальных услуг, провести оптимизацию численности работников бюджетной сферы;

- провести сокращение неоправданных расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе и за счет оптимизации их численности;

- обеспечить режим экономного и рационального использования бюджетных средств, включающий использование резервов по сокращению капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и направляемых на финансирование вмененных им полномочий, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

В условиях рынка финансовые ресурсы органов государственной  власти и местного самоуправления формируются и используются в основном в форме бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов. Часть финансовых ресурсов субъектов хозяйствования может быть использована на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплату штрафных санкций и т.п. Таким образом, основой доходного потенциала бюджетов региона выступает валовой региональный продукт, часть которого в результате распределительных и перераспределительных процессов аккумулируется в доходах бюджетов соответствующего уровня.

Доходный потенциал  регионального (муниципального) бюджета характеризует возможность в рамках территории обеспечивать расходные обязательства региональных (муниципальных) органов управления доходами соответствующих бюджетов. Это понятие чаще всего используется в практике современного бюджетного планирования. Консолидированный доходный потенциал бюджета региона или муниципального образования (района) определяет возможности территорий по формированию доходов соответствующих консолидированных бюджетов — бюджета региона и бюджета районного муниципального образования. Использование понятия консолидированного доходного потенциала позволяет оценить возможности генерирования доходов территориями, в составе бюджетной системы которых формируются бюджеты разного вида (региональный, районные (городские), сельские и поселковые муниципальные бюджеты) и более рационально подойти к организации межбюджетных отношений в пределах вмененной им бюджетной компетенции. К сожалению в большинстве своём анализ доходности бюджета Читинской области отражает дотационный характер региона и не состоятельность действующих властей в решении всех задач, планируемых на предстоящий период.

Информация о работе Местные бюджеты, особенности их формирования и использования