3. Министр финансов Украины с
учетом требований части второй
настоящей статьи с целью экономии
средств и эффективности их
использования имеет право выбрать
кредитора, вид займа и валюту
заимствования.
4. Расходы на погашение обязательств
по долгам осуществляются в
соответствии с кредитными соглашениями,
а также нормативно-правовыми
актами, по которым возникают
государственные долговые обязательства
и долговые обязательства Автономной
Республики Крым или местного
самоуправления, независимо от объема
средств, предусмотренных на эту
цель в законе о Государственном
бюджете Украины или решении
о местном бюджете.
5. Если расходы на обслуживание
и погашение государственного
долга превысят объем средств,
предусмотренных в законе о
Государственном бюджете Украины
на такую цель, Министр финансов
Украины безотлагательно информирует
об этом Кабинет Министров
Украины. Кабинет Министров Украины
безотлагательно информирует об
ожидаемом превышении таких расходов
Верховную Раду Украины и предоставляет
в двухнедельный срок предложения
о внесении изменений в закон
о Государственном бюджете Украины.
6. Эмиссионные средства Национального
банка Украины не могут быть
источником финансирования дефицита
Государственного бюджета Украины.
К источникам финансирования дефицита
бюджета отнесены
внутренние и внешние заимствования:
- кредиты и займы от сектора государственного управления;
- органов денежно-кредитного регулирования;
- банковских учреждений;
- кредиты международных организаций;
- органов управления иностранных государств;
- иностранных коммерческих банков;
- других источников.
Эмиссионные средства Национального банка Украины не могут
быть источником финансирования дефицита
Государственного бюджета Украины (часть
«б» статьи 15 БK Украины).
Объемы и источники финансирования
государственного долга на соответствующий
бюджетный год устанавливается
законом о Государственном бюджете
Украины. Источники финансированиядефицита
местного бюджета подлежат утверждению
местным советом в решении о бюджете на
текущий бюджетный год.
В зависимости от этого различают
внутренний и внешний государственный
долг.
Особенно обременительным является внешний долг,
поскольку государство может покрывать
его и проценты только за счет экспорта
товаров, сырья, услуг, золота или свободно
конвертируемой валютой. Внутренний долг
распределяется между населением страны
путем выпускаемых займов, либо за счет
роста налоговых поступлений, что нежелательно
для населения и снижает деловую активность
работающих. Внутренний долг состоит в основном из займов и вкладов
населения.
Разновидностью внутреннего государственного
долга являются банкноты, лотерейные
билеты, гарантийные обязательства,
бюджетный дефицит и государственный
долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный
дефицит покрывается либо за счет
роста государственного долга, либо
за счет эмиссии денег. Поэтому бюджетный дефицит должен
быть в центре внимания Министра финансов
Украины, Кабинета Министров Украины,
Верховной Рады Украины и Президента Украины.