Лекции по "Бюджетному дефициту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:55, курс лекций

Описание работы

1. Состояние бюджета как финансового плана.
2.Сущность бюджетного дефицита.
3.Виды бюджетного дефицита.
4.Финансирование бюджетного диф-та

Работа содержит 1 файл

3 тема.docx

— 30.65 Кб (Скачать)

1. Состояние бюджета как финансового плана

В Украине  бюджет как финансовый план имеет  определенные отличия от бюджета  как экономической категории, поскольку  в него включаются фонды целевого назначения. Поэтому для оценки реальной бюджетной политики необходимо проанализировать статьи доходов расходов «чистого»  бюджета (без целевых фондов). Вместе с тем включение этих фондов в  бюджет  обусловлено двумя причинами: 
1.     Приданием им законодательной силы; 
2.      Необходимостью осуществления государственного контроля за средствами этих фондов. 
     Состояние бюджета как финансового плана характеризуется тремя показателями: 
1.     Равновесие доходов и расходов; 
2.      Бюджетный излишек – превышение доходов над нормативными расходами (профицит); 
3.      Бюджетный дефицит – превышение расходов над постоянными доходами (налоговые доходы бюджета). При наличии бюджетного дефицита устанавливаются источники его покрытия (государственные займы, эмиссия денег). Причиной бюджетного дефицита является необходимость тратить средств значительно больше, чем это позволяют финансовые возможности бюджета. Теоретически избежать дефицита очень просто – сократить расходы увеличить налоги. Но на практике, как правило, это процесс очень сложен, а иногда и невозможен. 
      Бюджетный дефицит не может иметь однозначной оценки, так как существуют разные виды бюджетного дефицита: 
      По форме проявления бюджетный дефицит подразделяется на открытый и скрытый: 
-       открытый – официально признанный в законе о бюджете; 
-       скрытый – государством официально не признается. В чем суть скрытого дефицита? Это завышение плановых объемов доходов, включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. Скрытый дефицит – более негативное явление, чем открытый. 
        По причинам возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденным и сознательным. 
      Вынужденный является следствием низкого уровня ВВП. Обусловлен недостатком финансовых ресурсов в стране. 
      Сознательный   определяется характером финансовой политики государства – оно старается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. В то же время недостаток ресурсов государство мобзует с помощью займов. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются государственные ценные бумаги. Для ценных бумаг устанавливается минимальный уровень процентных ставок при их максимальной надежности, с помощью ценных бумаг государство стимулирует сдерживает финансовый рынок. 
      По направлениям дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетный дефициты. 
      Активный дефицит – это направление средств на инвестиции в экономику, что способствует увеличению ВВП. 
      Пассивный дефицит – это покрытие текущих затрат. 
      Источниками покрытия дефицита выступают: 
1.     Государственные займы; 
2.      Денежная эмиссия. 
Использование государственных займов требует: 
-       начисление временно свободных средств у кредиторов государства; 
-       доверие со стороны кредиторов к государству; 
-       заинтересованность кредиторов заполучить высокие гарантии возврата долга и удобной для кредитора процентной политики; 
-       наличие реальных доходов от использования заемных средств, дающих возможность вернуть долг и выплатить проценты. 
Государственные займы требуют четкой системы погашения государственного долга. Источниками этого погашения могут быть: 
1.       Дополнительные налоговые поступления, которые получает государство, благодаря увеличению ВВП, на основе инвестирования заемных средств; 
2.        Увеличение уровня налогообложения; 
3.        Уменьшение расходов бюджета; 
4.        Выпуск новых займов. 
      Денежная эмиссия: может использоваться только в случае жесткого контроля за использованием этих денег. Она исходит из ограничения отношения бюджетного дефицита к ВВП на уровне 2-3%. В случае использования денежной эмиссии основным фактором дефицита является направление этих средств – в инвестиции на текущие расходы. Если средства направляются в инвестиции, то это дает возможность получить определенный доход, что, в свою очередь, амортизирует рост инфляции. В случае использования средств на текущие расходы инфляция становится необратимой.

 

2.Сущность бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как  правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение  в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных  займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит  связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных  стихийных бедствий и т.п., когда  обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к  источникам особого рода. Дефицит  может отражать кризисные явления  в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  условиях динамично развивающейся  экономики с устойчивыми, а главное  эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно  допустимых границах) не страшен. Его  не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в  долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение  считается контролируемым при государственном  долге, не превышающем половины выпуска  валового национального продукта, и  бюджетном дефиците не свыше 2 - 3 %.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  4. Неэффективность финансовой системы государства.
  5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  6. Коррупция в государственном секторе.
  7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных  расходов велик. Эти обязательства  накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой  и затрагивает интересы различных  групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

По информации Forbes.ua, дефицит бюджета в 2013 г. будет установлен на уровне 50,4 млрд грн. Это почти на треть

«В правительстве утверждают, что дефицит бюджета-2013 запланирован на уровне 50 млрд грн. Но в действительности это не так: по достаточно приблизительным расчетам, дефицит составит около 104 млрд грн, то есть 6,6% ВВП. А это - очень высокий показатель на сегодня», - цитирует источник УНИАН. Во-первых, объясняет А.Шлапак, в доходной части бюджета-2013 заложен завышенный показатель поступлений налога на добавленную стоимость (НДС) на сумму около 10 млрд грн. Во-вторых, что касается расходной части, в дефиците не учитываются средства, которые необходимо будет вливать в НАК «Нафтогаз Украины» для покрытия разницы в ценах закупки газа и отпускных цен для населения и теплокомунэнерго. «По моим подсчетам, нужно будет доплатить около 27 млрд грн. НАК же выделяется 8 млрд грн ОВГЗ и около 5 млрд - компенсация, которая записана в бюджете. Таким образом, еще около 14 млрд грн - это не покрытый дефицит НАК», - отметил А.Шлапак. В-третьих, в бюджете окончательно не учтены пенсионные расходы. «На сегодня долг Пенсионного фонда перед бюджетом составляет почти 52 млрд. На следующий год, я думаю, он не уменьшится. А записанная компенсация из бюджета - 22 млрд грн. Таким образом, 30 млрд не хватает», - отметил эксперт. В том, что декларируемый правительством дефицит госказны в следующем году действительно будет составлять 50 млрд грн, имеет сомнения и экс-и.о. министра финансов Игорь Уманский. «Что сильно смущает в бюджете? Если говорить о макропоказателях, балансовых цифрах, то это - размер дефицита, объем заимствований и, как следствие, сумма госдолга на конец года», - отметил И.Уманский в комментарии ZN.UA. «Если мы говорим об источниках покрытия дефицита бюджета, то следует учитывать, что в действительности он составит свыше 50,5 млрд грн, которые там заложены. Только покупки за счет ОВГЗ акций НАК «Нафтогаз Украины» - на 8 млрд, на 1, 4 млрд – «Сбербанку»; на 5 млрд - Аграрного фонда; на 300 млн. – «Дунайского пароходства», в сумме дают надбавку к дефициту в 14,7 млрд грн. И это - не считая недоимки Пенсионного фонда и тарифной нестыковки в балансе НАК, которая в действительности будет намного больше от заложенных в бюджете компенсаторов на 13 млрд грн», - подчеркнул экс-министр. 
Больше читайте тут: http://www.unian.net/news/540214-ekspertyi-defitsit-byudjeta-2013-budet-vdvoe-bolshe-plana.html

 

 

 

 

 

 

3.Виды бюджетного дифицита

Бюджетный дефицит бывает четырех видов:

  • фактический;
  • циклический;
  • структурный;
  • скрытый.

Фактический дефицит — это реальное превышение расходов над доходами государственного бюджета.

Циклический дефицит — дефицит, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Межбюджетные трансферты — средства, которые бесплатно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой (пункт 25 статьи 2 БКУ).

Структурный дефицит — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Скрытый дефицит представляет собой бюджетный дефицит, занижающий величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга.

Основными причинами устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга являются:

  • циклические спады в экономике, особенно если они глубокие и длительные;
  • сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов);
  • большое количество всевозможных налоговых льгот;
  • снижение налоговых сборов из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительная работа налоговых служб, низкая собираемость налогов из-за «тенизации» экономики). 
    Этот фактор особенно заметно проявляется в переходных экономиках, в том числе и в украинской;
  • спад в переходных экономиках налоговых отчислений в бюджет;
  • усиление влияние политического бизнеса — цикла в последние годы, что связано с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов, а также снижения налогов перед очередными выборами. 
    В условиях нестабильности и хронических бюджетных дефицитов для привлечения как общественных, так и иностранных инвестиций и кредиторов необходима надежная система гарантий.

Статья 17 БКУ предоставляет гарантии выполнения долговых обязательств Кабинету Министров в лице Министра финансов Украины, Совету Министров Автономной Республики Крым в лице Министра финансов Автономной Республики Крым и городских советов в лице руководителей их исполнительных органов, исключительно в пределах полномочий, установленных соответственным законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете.

Гарантии предоставляются только на условиях платности, срочности, имущественного обеспечения и встречных гарантий, полученных от других субъектов.

Платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств, принадлежат к платежам по долгу.

В случае невыполнения юридическими лицами своих обязательств по погашению  и обслуживанию предоставленных  на условиях возврата кредитов, погашение  такой задолженности осуществляется за счет имущества должников.

Классической формой гарантии является гарантия центрального банка Украины (НБУ) или Министерства финансов Украины, представляющих в своем лице государственную гарантию. Для этих целей в государственном бюджете предусматриваются определенные резервы.

Предоставлением гарантий должен заниматься не только бюджет, но и специальные  гарантийные залоговые фонды. В таких фондах государство может размещать ценности (земля, природные ресурсы, предприятия, сооружения, ценные бумаги). Если будет создана представительная залоговая система, любой отечественный и иностранный инвестор станет доверять такому фонду, такой гарантии.

Статья 18 БК Украины для обеспечения  экономической безопасности страны впервые на законодательном уровне установила ограничения размера основной суммы государственного долга Украины: объем долга не может превышать 60% (шестьдесят процентов) фактического годового объема валового внутреннего продукта (ВВП) Украины. В случае превышения предельной величины долга Кабинет Министров Украины обязан принять меры для приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Кодекса. Предельный объем государственного (внешнего и внутреннего) долга Автономной Республики Крым или местного самоуправления устанавливается на каждый бюджетный период в соответствии с законом о государственном бюджете или решением местного совета.

 

 

 

 

 

 

4.Финансирование  бюджетного диф-та

Источники финансирования дефицита бюджета

1. Источниками финансирования дефицита  бюджетов являются государственное  внутреннее и внешнее заимствование,  внутреннее заимствование органов  власти Автономной Республики  Крым, внутреннее и внешнее заимствование  органов местного самоуправления, а также свободный остаток  бюджетных средств с соблюдением условий, определенных настоящим Кодексом.

2. Кабинет Министров Украины  может брать займы в пределах, определенных законом о Государственном  бюджете Украины. Заимствование  не используется для обеспечения  финансовыми ресурсами текущих  расходов государства, за исключением  случаев, когда это необходимо  для сохранения общего экономического  равновесия.

Информация о работе Лекции по "Бюджетному дефициту"