Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:05, контрольная работа
Для того, что бы понять и проанализировать динамику изменения государственного долга под влиянием кризиса, вижу наиболее логичным сначала разобраться, в чем же состоит сущность государственного долга.
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем, условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в СМИ не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения.
Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: банки, инвестиционные компании и фонды, население, страховые компании. В Российской федерации, Размещение выпуска (дополнительного выпуска, транша) Облигаций осуществляется Банком России по поручению Эмитента в форме аукциона, проводимого в Торговой системе, и/или по фиксированной цене предложения, либо по закрытой подписке. При этом Центральный Банк, выступая в качестве агента, выполняет следующие функции:
1. Объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней до даты проведения торговли;
6. Организует операции по погашению облигаций.
Успешность выпуска государственных ценных бумаг зависит не только от условий размещения, процентной ставки, срока и номинала, но и от рейтинговых оценок государства международными организациями, таких как Standard & Poors, Moody's, ситуации внутреннем на рынке ценных бумаг, ситуации на внутреннем кредитном и на мировых рынках.
2.2.Обращение
государственных ценных
бумаг
Государственные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.
Государственные облигации часто занимают
ведущее место на рынке облигаций, где
их доля в разных странах доходит до 50%.
Российский рынок государственных долговых
ценных бумаг развивался достаточно не
равномерно, и за последние два года занимает
значительную часть рынка ценных бумаг
- около 10-15%, и занимает второе место после
рынка акций. История цивилизованного
рынка началась в 1993 г., когда были впервые
размещены на бирже ММВБ государственные
краткосрочные облигации, через два года
оборот составил около 80 % суммарного оборота
российского рынка ценных бумаг. За 1995
г. доля сегмента государственных долговых
обязательств в общем объеме финансового
рынка увеличилась с 20,4 до 80,9%, а объем
торговли ГКО-ОФЗ увеличился в 5,4 раза.
Инвестиции в производство не могли конкурировать
с ними ни по доходности, ни по рискованности.
В результате основные денежные капиталы
были включены в спекулятивные операции
на рынке государственных долговых обязательств,
а инвестиции в производственную сферу
демонстрировали двухзначные темпы падения.
В начале 90х, на протяжении реформ в России
наблюдались все признаки разбалансированности
инвестиционной сферы: наибольшую доходность
обеспечивали инвестору государственные
ценные бумаги и в первую очередь ГКО,
прибыль по которым не облагалась налогом
и которые имели, как казалось ранее, меньший
риск по сравнению с остальными российскими
финансовыми инструментами. Не правильная
финансовая политика, основанная на выпуске
государственных ценных бумаг в 1998 году,
привела российскую экономику к кризису.
В период после дефолта государственная
финансовая политика, и нормативная база,
обеспечивающая регулирование рынка ценных
бумаг, бюджетную систему, и процессы образования
государственного долга изменилась. В
настоящее время рынок государственных
ценных бумаг развивается стабильно, об
этом можно судить по волатильности облигаций,
их умеренной доходности, объемам торгов,
рейтингам международных агентств.
Российский рынок государственных облигаций также занимает видное место на внутреннем рынке ценных бумаг.
В структуре государственных ценных бумаг обычно наибольший вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации. Его тенденцией тоже является стремление государства увеличивать долю все более долгосрочных облигаций по сравнению с краткосрочными облигационными займами. Государство заинтересовано и ликвидности ценных бумаг, поэтому все чаще на российском рынке выпускаются долгосрочные ОФЗ.
3. Обслуживание государственного долга
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
Динамика внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ в России. Следует также учитывать, что продолжительный спад производства усугубил проблему обслуживания государственного долга и уменьшения его бремени.
Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.
Обслуживание долга не имеет существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.
Также существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения.
В связи с увеличением государственных внутренних заимствований бюджетные ассигнования на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту, в 2013 году они превысят показатель 2010 года в 2,5 раза. Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 69,93% до 81,1% 2013 году.
Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2011-2013 годах будет приходиться на ОФЗ-АД и ОФЗ-ПД: ОФЗ-АД в 2011 году – 43,5 млрд.рублей, в 2012 году – 40,4 млрд.рублей, в 2013 году – 42,1 млрд.рублей; ОФЗ-ПД в 2011 году – 213,5 млрд.рублей, в 2012 году – 325,8 млрд.рублей, в 2013 году – 400,5 млрд.рублей.
Такой рост процентных расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2011-2013 годах, но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам. Расчет процентных расходов в 2011-2013 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным – 6% - 8%, долгосрочным – 8% - 8,5%.
Также предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые в 2011 году составили 91,3 млрд.рублей, что на 8,3% больше, чем в 2010 году, в 2013 году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом.
Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течении плавного периода. Применяемые Минфином России в расчетах процентных расходов по кредитам МФО и правительств иностранных государств процентные ставки на 2011-2013 годы составят LIBOR – 3,2%, 5,0% и 5,9% соответственно; EURIBOR – 3,0%, 4,4% и 3,7% соответственно.
Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, составят в 2011 году 85,7 млрд.рублей, в 2012 году 94,9 млрд.рублей, в 2013 году 106,8 млрд.рублей.
Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году 232,4 млн.долларов США, в 2012 году – 693,0 млн.долларов США и в 2013 году – 1142,8 млн.долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52% и 6,33%.
Уровень ставок определен исходя из прогнозируемого уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.
Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011-2013 годах и составят 5,6 млрд.рублей, 6,7 млрд.рублей, в 2013 году – 6,8 млрд.рублей соответственно.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 27.06.11 N 162-ФЗ)
2. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
3. Бюджетное право : учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. А.М. Никитина.— М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007 .— 199 с.
4..Воронин Ю. Управление
5.Государственные
и муниципальные финансы / под
ред. Доктора экономических
6. Макарова Л.А. Финасны и кредит./ Л.А. Макарова – Тамбов: ТГТУ, 2009. – 120с.
7.Николавева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-методический комплекс./Т.П. Никоваева - М. Изд. Центр ЕАОИ, 2008. - 234 с.
8.
Стахович Л.В., Шахназарян Г.Э.
Инструменты рынка
9.Финансы и кредит : учебник для студентов вузов / М.Л. Дьяконова [и др.] ; под ред. Т.М. Ковалевой .— Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2009 .— 375 с.
10.
Министерство финансов. Основные направления
государственной долговой политики РФ
на 2012-2014 гг. - (http://www1.minfin.ru/ru/