Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:05, контрольная работа
Для того, что бы понять и проанализировать динамику изменения государственного долга под влиянием кризиса, вижу наиболее логичным сначала разобраться, в чем же состоит сущность государственного долга.
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
1. Кризис государственного долга в России
Для того, что бы понять и проанализировать динамику изменения государственного долга под влиянием кризиса, вижу наиболее логичным сначала разобраться, в чем же состоит сущность государственного долга.
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Найти понятие государственного долга нам поможет действующее законодательство Российской Федерации.
Бюджетный кодекс гласит: «К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса».
То есть, другими словами, Государственный долг - это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
Есть
несколько оснований
· Первое основание возникновения государственного долга - это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
В Бюджетном кодексе РФ (ст. 89-90) определено, что:
Государственные и муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
· Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.
Кредитные соглашения, договоры о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, государственные и муниципальные займы - это обязательства, которые государство или муниципалитет принимают на себя в соответствии с программами государственных или муниципальных заимствований. (Бюджетный кодекс, ст.108-110)
· Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
Государственные и муниципальные гарантии - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (см. Бюджетный кодекс, ст. 115-117).
Гарантии учитываются в программе государственных или муниципальных заимствований и предоставляются в соответствии с ней. В программе детализируются: для РФ - внутренние гарантии на сумму большую 1 000 000 МРОТ и внешние - на сумму большую 10 млн. долларов США, для субъектов РФ и муниципальных образований - гарантии на сумму большую 0,01% расходов бюджета.
В бюджете предусматривается резерв на случай наступления выплат по гарантиям. Выплаты по гарантии учитываются в расходах как предоставление кредита принципалу.
· Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
· Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.
Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида - внутреннего долга. Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга. Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1. номинальная
сумма долга по
2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4. объем
обязательств по
5. объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1. номинальная
сумма долга по
2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3. объем
обязательств по
Управление государственным и муниципальным долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий и порядок их регулирования государственными органами и органами местного самоуправления по выпуску и размещению долговых обязательств, по организации выплаты доходов по ним, по изменению условий и сроков ранее выпущенных долговых обязательств и их погашению с целью оптимизации объема и условий долга и минимизации расходов на его обслуживание.
В процессе управления государственным и муниципальным долгом преследуются следующие цели:
- минимизация
расходов на обслуживание
- обеспечение
своевременности погашения
- обеспечение
стабильности рынка долговых
обязательств государства и
- обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы;
- оптимизация объема заимствований;
- оптимизация сроков заимствований;
- оптимизация условий выплат процентов и основного долга.
Основными методами управления государственным долгом являются:
- досрочный выкуп - при согласии кредитора (если предусмотрено договором - и без его согласия) с целью избежать будущих расходов на обслуживание долга);
- рефинансирование - погашение долга за счет средств от новых заимствований;
- новация - замена одного обязательства другим с согласия кредитора;
- реструктуризация - изменение срока, доходности, объема долга:
- конверсия - изменение доходности долга;
- пролонгация - увеличение срока погашения долга;
- отсрочка - увеличение срока погашения долга с дополнительными условиями (обеспечение, выше доходность);
- капитализация процентов - замена выплаты процентов увеличением объема долга;
- погашение долга активами - для уменьшения долга при недостатке денежных средств погашение происходит акциями, недвижимостью и др.;
- унификация - приведение нескольких видов обязательств с разными условиями к одному, с целью удобства обслуживания;
- консолидация - объединение долгов с разными сроками погашения в один;
- дефолт - приостановка выплат по долгу без отказа от своих обязательств;
- аннулирование - отказ от обязательств в одностороннем порядке;
- списание - уменьшение объема долга с согласия кредитора;
- установление
предельных целевых ориентиров
2.Особенности эмиссии и обращения государственных
ценных бумаг
2.1. Эмиссия государственных ценных бумаг
Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг», регулируется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексов РФ, Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «О рынке ценных бумаг», а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфина РФ и Центрального банка РФ.
Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета.
Государственные облигации выпускаются либо в обычной документарной форме, при которой каждая облигация существует в виде отдельного документа, либо в специфической документарной форме. Последняя означает, что сам выпуск оформляется документарным сертификатом сразу на все составляющие его облигации, а их учет по отдельным владельцам осуществляется в бездокументарной форме, т.е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях.
В РФ государственные органы при выпуске ценных бумаг обязаны утвердить Генеральные условия эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов. Генеральные условия эмиссии должны включать указание на: вид ценных бумаг, форму выпуска, срочность данного вида ценных бумаг, валюту обязательств, особенность исполнения обязательств, ограничения обороноспособности ценных бумаг, а так же ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Каждому отдельному и дополнительному выпуску присваиваются параметры, которые должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия: