Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:40, контрольная работа
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы живущего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и задачи бюджета
Глава 2. Региональные бюджеты
Глава 3. Критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России
Заключение
Список литературы
Тем не менее, само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности, выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества. Оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.
В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
Реформирование межбюджетных отношений
Современное состояние
межбюджетных отношений требует
серьезного реформирования. Практика
трансфертов из федерального бюджета
в бюджеты субъектов РФ не привела
к выравниванию уровней социально-
В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивание доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорение социально-экономических реформ.
Намечается повысить финансовую самостоятельность бюджетов субъектов РФ. При этом безусловным должен быть принцип возмещения субъектам РФ расходов, вызванных принятыми решениями на федеральном уровне.
Для повышения
заинтересованности регионов в наполнении
федерального бюджета доходами должна
быть установлена зависимость
Следует исключить практику многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъекта РФ. Вся поддержка по текущим бюджетным расходам должна осуществляться через федеральный фонд финансовой поддержки регионов по единой методике. В федеральном бюджете следует предусматривать капитальные субвенции, определяемые по единой формуле, направляемые на развитие инфраструктуры субъектов РФ.
Для повышения заинтересованности регионов в наращивании налогооблагаемой базы и в условиях среднесрочного бюджетного прогнозирования на региональном уровне требуется обеспечить стабильность устанавливаемых в рамках межбюджетных отношений нормативов отчислений от ФФП регионов. Их следует закрепить, как правило, на три года с фиксацией на тот же срок удельного веса ФФП регионов в доходной части федерального бюджета. Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом будут:
• доля приоритетных расходов (образование, здравоохранение, культура) в расходах регионального бюджета;
• доля населения в оплате издержек ЖКХ и общественного транспорта;
• наличие административного контроля цен;
•предельные бюджетные заимствования и гарантия, а также объем налоговых освобождений и льгот.
Оздоровлению
региональных бюджетов должно способствовать
упорядочение бюджетного процесса в регионах:
обеспечение «прозрачности» статей бюджета,
их соответствие федеральному классификатору,
консолидация в бюджет региональных внебюджетных
фондов, казначейское исполнение бюджетов.
Должна быть установлена стандартная
финансовая и отраслевая отчетность, обеспечивающая
возможность своевременного, качественного
и эффективного контроля.
Заключение
Российская Федерация
– суверенное, целостное, федеративное
государство, состоящее из равноправных
субъектов. Одной из центральных
проблем упорядочения бюджетной системы
страны и взаимоотношений Федерации и
регионов является проведение в жизнь
принципа бюджетного федерализма. Для
бюджетного процесса федеративных государств
характерно единство бюджетного процесса
и его децентрализация («горизонтальная»
и «вертикальная»). Для устранения «горизонтальных»
и «вертикальных» диспропорций бюджетного
федерализма необходима система межбюджетного
выравнивания. Бюджетный федерализм определяет
взаимоотношения между бюджетами различных
уровней в рамках единого государства.
Построение подлинного бюджетного федерализма
немыслимо при нерешенности основных
проблем федерализма в государстве. Наиболее
значимыми проблемами бюджетной системы
РФ являются: проблема несоответствия
доходов региональных и местных бюджетов
расходным обязательствам региональных
и местных органов власти; проблема рентных
отношений – проблема государственной
поддержки регионов, богатых природными
ресурсами, а также проблема исключения
регионов и их населения из участия в процессе
совместного владения государственным
фондом недр; проблема укрупнения регионов,
решение которой может сгладить чрезмерную
межрегиональную дифференциацию. Для
решения проблем бюджетного федерализма
и региональных проблем бюджетной системы
РФ необходимо: более четко установить
круг расходов, финансируемых из федерального,
республиканских и региональных, а также
муниципальных бюджетов; отладить строгую
и объективную систему рассмотрения заявок
регионов на получение средств; обеспечивать
определенные финансовые преимущества
для регионов-доноров; осуществить предложенные
программы по переселению населения и
укрупнению регионов.
Список литературы
1. Федеральный Закон о Бюджетной системе Российской Федерации от 31.07.98г. №145 – ФЗ.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 240с.
3. Евсеев П.И.
Бюджетный федерализм и
4. Родионова А.К. Политический институт современного бюджетного федерализма в условиях демократизации российского государства, ЗИП СибУПК, 2006г. - 165с.
5. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити – Дана, 2002. – 550с.
6. Вахрин П.
И. Бюджетная система
7. Журавлев В.В. Государственный бюджет: Конспект лекций. – СПб.: Политехника, 2002. – 196 с.
8. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 96 с.
9. Павлова М.И.
Источники финансирования
10. Сабанти Б.М. Теория финансов. – М.: Менеджер, 2003. – 192с.
11. Самсонов Н.Ф.,
Баранникова Н.П., Строкова И.И.
Финансы на макроуровне: Учеб.
пособие для вузов. – М.:
Информация о работе Критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России