Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:40, контрольная работа
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы живущего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и задачи бюджета
Глава 2. Региональные бюджеты
Глава 3. Критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России
Заключение
Список литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Критерии
выравнивания бюджетной обеспеченности
регионов России
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и задачи бюджета
Глава 2. Региональные бюджеты
Глава 3. Критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России
Заключение
Список литературы
Введение
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы живущего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. От успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.
критерий обеспеченность
бюджет регион
Глава 1. Понятие, сущность и задачи бюджета
Бюджет (англ. budget - «денежная сумка») - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
Бюджеты и бюджетное
регулирование существуют в любой
социально-экономической
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Именно путем перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.
Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизации экономики, развитие её частного сектора, приватизацию производства и др.
Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.
Экономические и политические реформы, проводимые с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Глава 2. Региональные бюджеты
Принятие Бюджетного и Налогового кодексов, ужесточение правовой и финансовой дисциплины, соблюдение регламентированных законодательством процедур в области формирования и исполнения бюджетов всех уровней позволяет реализовать известные теоретические положения о необходимости строгого следования «правилам игры» в ходе бюджетного процесса.
Необходимость
регулирования финансово-
Территориальный бюджет подразделяется на региональный и местный.
Региональные
бюджеты - центральное звено
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Всё в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центрального уровня государственной власти к региональному. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их самостоятельности расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых предприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, природных условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов (рис.2). Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
• налог на имущество предприятий;
• налог на недвижимость;
• дорожный налог;
• транспортный налог;
• налог с продаж;
• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов субъектов РФ. Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, а также финансовую помощь, полученную за счет средств Федерального бюджета. Реализация принципа самостоятельности каждого бюджета во многом зависит от объёмов, структуры и методов определения сумм финансовой помощи бюджету. Финансовая помощь может предоставляться в форме дотаций, субвенций, трансфертных платежей.
Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.
Трансфертные платежи субъектам РФ предоставляются из Федерального фонда финансовой поддержки регионов. Поскольку трансфертные платежи составляют высокий удельный вес в объеме доходов большинства субъектов РФ, т.е. в значительной степени определяют финансовый климат на очередной год, согласование их объёмов - важный этап работы по формированию бюджетов субъектов Российской Федерации.
В последние годы в ходе проведения налоговой реформы запланировано перераспределение налогов в пользу регионов. Например, произошло увеличение доли налога на прибыль субъектов РФ с 14,5 до 17% с одновременным уменьшением доли федеральной ставки налога с 7,5 до 5 %
По оценкам Минфина России, эта мера компенсировала 120 млрд. руб. бюджетам регионов. Кроме того, осуществлена индексация ставок земельного налога и арендной платы на землю в 1,8 раза, а также полное (100%) зачисление земельного налога в бюджеты субъектов РФ, что по совокупности составило более 16 млрд. руб.
Введен региональный транспортный налог, который является своеобразным развитием налога с владельцев транспортных средств и налога на водно-воздушные транспортные средства, регулируемые Законом «О налоге на имущество физических лиц». В среднем ставки на данный налог возрастают в 4 - 5 раз по сравнению со старым порядком. Субъекты РФ имеют право повышения ставок до 5 раз и установления дополнительных налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиками.
Повышение ставок подобного налога - весьма непопулярная мера, и не все региональные органы власти «рискуют» ею воспользоваться.
С развитием рыночных принципов хозяйствования и местных органов власти центр тяжести проводимых реформ смещается в регионы. К сожалению, несмотря на передовое законодательство, адекватного упрочнения финансового потенциала субъектов РФ пока не происходит. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов, развитие их самостоятельности бюджетов — длительный процесс. Успешное решение этих проблем позволит не только адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.
Глава 3.
Критерии выравнивания
бюджетной обеспеченности
регионов России
Межбюджетные
отношения – отношения между органами
государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления по обеспечению бюджетного
процесса. Межбюджетные отношения существуют
и в любом государстве, имеющем административно-
Унитарные бюджетные
системы предусматривают
Федеративные
бюджетные системы строятся на прямо
противоположных основах. Им присуща
высокая степень
Существуют следующие принципы межбюджетных отношений, регламентируемые бюджетным кодексом Российской Федерации:
• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
Информация о работе Критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России