Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – состоит в том, чтобы сделать краткий исторический экскурс развития бюджетной системы России.
Для реализации этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены исторические аспекты функционирования бюджетной системы России;
проанализировано состояние бюджетной системы Российской федерации на современном этапе развития;
рассмотрены перспективы развития бюджетной системы РФ;
выявлены проблемы, возникающие при взаимоотношении звеньев бюджетной системы на примере федерального бюджета, региональных и местных бюджетов;
Изучение вопроса о функционировании бюджетной системы в России представляет особую актуальность в свете сегодняшней реформы бюджетной системы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ………………………...….5
Понятие и структура бюджетной системы …………………….....…5
Развитие бюджетной системы в СССР и в России
(1920-1990 гг)………………..………………………………………...6
Становление бюджетной системы в Российской Федерации………8
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗИТИЯ……………………….11
2.1. Анализ состояния бюджетной системы и перспективы
развития ………………………………………… ………………….11
2.2. Структура доходов бюджетной системы ……..……….………..…13
2.3. Структура расходов бюджетной системы ………………………..14
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. …………………………………….……….16
Проблемы взаимоотношении звеньев бюджетной системы и
пути их решения ……………………………….…………….……..16
Бюджетные системы зарубежных стран, их сравнение с бюджетной системой РФ …………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………..28
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ от 5 августа 2000 года №116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефецита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств – из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Таким образом, принципы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целом бюджетных отношений.
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1. Анализ состояния бюджетной системы и перспективы развития
В настоящее время в Российской Федерации идет реформирование бюджетного процесса.
В
области реформирования бюджетной
системы существенными
1. одобрен среднесрочный финансовый план на 2003-2005 гг., который предусматривает сокращение профицита федерального бюджета и непроцентных расходов на фоне проведения налоговой реформы и постепенное наращивание стабилизационного фонда.
2. Президент РФ подписал закон “О внесении изменений и дополнений в закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”.
3. В Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения относительно статуса, порядка формирования, управления и использования стабилизационного фонда, который формируется в федеральном бюджете, начиная с 2004 г., вместо финансового резерва. Согласно статье 96.3 Бюджетного кодекса, средства стабфонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (эквивалентна $146 за 1 тонну или $20 за 1 баррель), а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. Объемы использования средств стабфонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ. [9]
Говоря о перспективах развития бюджетной системы РФ важно отметить, что в 2006–2008 годах бюджетные расходы будут полностью обеспечены доходами как в целом по бюджетной системе Российской Федерации, так и в отдельности, по бюджетам разных уровней (рисунок 2).
Рисунок
2. Доходы и расходы бюджетной
системы РФ [5]
Суммарные бюджетные ресурсы возрастут по сравнению с 2005 годом в 2006 году — в 1,18 раза, к 2008 году — в 1,46 раза. [5]
В 2006–2008 годах реальные (с учетом инфляции) возможности бюджетной системы страны по финансовому обеспечению социальных гарантий, предоставлению бюджетных услуг, упрочению национальной безопасности, поддержке экономического роста и других функций государства и местного самоуправления возрастут в 1,2 раза. [5]
Необходимо, поддерживая макроэкономическую стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное их использование в соответствии с интересами и потребностями как общества в целом, так и каждой семьи, каждого человека в отдельности.
Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2006–2008 годы и проект федерального бюджета на 2006 год обеспечивают долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, предсказуемость и последовательность бюджетной политики.
Долгосрочная
сбалансированность бюджетной системы
- залог финансовой стабильности.
2.2. Структура доходов бюджетной системы
Доходы бюджетной системы подвержены существенному влиянию цен на нефть. Однако сформированный стабилизационный фонд создает возможность использования его средств в случае падения мировых цен на нефть. В таком случае возникает проблема согласования бюджетной политики и денежно-кредитной. Налоговые доходы составляют основу доходной базы бюджетной системы РФ. Их доля в доходах консолидированного бюджета РФ составляет около 80%. При этом доля доходов консолидированного бюджета в ВВП составляет 32.4%.[10]
Доходы расширенного бюджета (с учетом ЕСН) сократились с 36,2% ВВП в 2004 году до 34,0% ВВП в 2005 году, консолидированного бюджета – с 31,9% ВВП до 29,3% ВВП, федерального бюджета – с 20,4% ВВП до 17,8% ВВП. В реальном выражении доходы федерального бюджета сократились в 2005 году на 5,4 процентов. [9]
Рисунок 3. Доходы расширенного бюджета [9]
Структура распределения доходов между уровнями бюджетной системы в 2005 году представлена в таблице 1 (Приложение).
Как видно из таблицы в федеральный бюджет зачисляется 20-25% налога на прибыль предприятий и организаций, 0% налога на доходы физических лиц, 100% налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. [9]
Также
в ближайшем будущем в рамках
налоговой и бюджетной реформ изменится
распределение налоговых поступлений
между уровнями бюджетной системы.
2.2. Структура расходов бюджетной системы
Чрезмерные расходы федерального бюджета являлись наиболее важной проблемой бюджетной политики в 1992-1998 годах. На протяжении этого времени государство постоянно сокращало объем расходов, стремясь сократить дефицит федерального бюджета. Рост доходов бюджетной системы с 2000 года, вызванный ростом мировых цен на нефть и началом
экономического
роста в России, позволил федеральному
правительству несколько
Структура
распределения доходов между уровнями
бюджетной системы в 2005 году представлена
в таблице 2.
Таблица 2. Структура распределения расходов между
уровнями бюджетной системы в 2005 году (млн. руб.)
Федеральный бюджет | Бюджеты территорий | Консолидированный бюджет | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего расходов | 2 713 343,80 | 2486841 | 5 200 185,20 |
в том числе: | |||
Общегосударственные вопросы | 488 607,97 | 391 964,00 | 880 571,97 |
Национальная оборона | 529 133,42 | 529 133,42 |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 398 421,46 | 92 598,00 | 491 019,46 |
Национальная экономика | 233 928,08 | 270 437,40 | 504 365,48 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 6 793,78 | 322 093,00 | 328 886,78 |
Охрана окружающей среды | 4 618,39 | 6 958,00 | 11 576,39 |
Образование | 154 456,61 | 607 616,00 | 762 072,61 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 38 534,60 | 79 521,00 | 118 055,60 |
Здравоохранение и спорт | 82 542,96 | 359 893,00 | 442 435,96 |
Социальная политика | 172 014,93 | 355 761,00 | 527 775,93 |
Межбюджетные трансферты | 604 291,60 | 604 291,60 |
Источник: [9]
Говоря о перспективе, необходимо отметить следующее. В 2006 году впервые в составе расходов федерального бюджета образован Инвестиционный фонд, средства которого будут направлены на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.
По сравнению с 2005 г. доля расходов в ВВП на 2006 г. прогнозируется на 0,8 процентных пункта выше и составит 17,5% . При этом сокращается доля процентных расходов, а непроцентных — значительно увеличивается.
В целом, значительное увеличение расходов на 2006 г. направлено на реализацию стратегических целей государственной политики, и, прежде всего, на повышение качества и уровня жизни населения. В среднесрочной перспективе следует сдерживать рост бюджетных расходов, сохраняя его на уровне, не превышающем 16,5–17% ВВП. [10]
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
3.1 Проблемы взаимоотношении звеньев бюджетной системы и
пути их решения
Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на, проведенные в 90-х годах XX века реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем реформировании и развитии.
Бюджетным
кодексом Российской Федерации к
числу основных принципов организации
бюджетной системы отнесены принцип разграничения
доходов и расходов и принцип самостоятельности
бюджетов, входящих в бюджетную систему
Российской Федерации.
Указанные
принципы требуют четкого разграничения
полномочий и ответственности федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и
органов местного самоуправления за формирование
и исполнение соответствующих бюджетов
в рамках законодательно установленных
для каждого уровня бюджетной системы
доходных источников и
расходных обязательств.
Однако действующее законодательство не обеспечивает реализацию данных принципов, что негативно сказывается на выполнении органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций.
Несмотря
на тенденцию к повышению доли
федерального бюджета в доходах
консолидированного бюджета Российской
Федерации, вызванную, главным образом,
проведением налоговой реформы (отмена
оборотных налогов), необходимостью
осуществления выплат по внешнему
долгу и созданием Фонда компенсаций,
бюджетная система
Российской Федерации характеризуется
достаточно высокой децентрализацией
бюджетных ресурсов.
На уровне территориальных бюджетов сосредоточено 43,4% доходов (без учета единого социального налога) и 48,5% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации (в условиях утвержденного бюджета 2003 года). [20]
В то же время органы государственной власти субъектов Российской Федерации и особенно органы местного самоуправления наделены крайне ограниченными формальными полномочиями по формированию своих доходов и расходов.
В
части, касающейся доходных источников,
более 80% налоговых доходов
Информация о работе Краткий исторический обзор бюджетной системы в России