Краткий исторический обзор бюджетной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – состоит в том, чтобы сделать краткий исторический экскурс развития бюджетной системы России.
Для реализации этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены исторические аспекты функционирования бюджетной системы России;
проанализировано состояние бюджетной системы Российской федерации на современном этапе развития;
рассмотрены перспективы развития бюджетной системы РФ;
выявлены проблемы, возникающие при взаимоотношении звеньев бюджетной системы на примере федерального бюджета, региональных и местных бюджетов;
Изучение вопроса о функционировании бюджетной системы в России представляет особую актуальность в свете сегодняшней реформы бюджетной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ………………………...….5
Понятие и структура бюджетной системы …………………….....…5
Развитие бюджетной системы в СССР и в России
(1920-1990 гг)………………..………………………………………...6
Становление бюджетной системы в Российской Федерации………8

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗИТИЯ……………………….11
2.1. Анализ состояния бюджетной системы и перспективы
развития ………………………………………… ………………….11
2.2. Структура доходов бюджетной системы ……..……….………..…13
2.3. Структура расходов бюджетной системы ………………………..14
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. …………………………………….……….16
Проблемы взаимоотношении звеньев бюджетной системы и
пути их решения ……………………………….…………….……..16
Бюджетные системы зарубежных стран, их сравнение с бюджетной системой РФ …………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Краткий исторический обзор БС РФ - курсовая 2007 г..doc

— 229.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с Федеральным законом  «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ от 5 августа 2000 года №116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефецита не могут быть увязаны  с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств – из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

     Таким образом, принципы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации  – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целом бюджетных отношений.

 

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

2.1. Анализ состояния бюджетной системы и перспективы развития

     В настоящее время в Российской Федерации идет реформирование бюджетного процесса.

     В области реформирования бюджетной  системы существенными событиями  последних двух лет можно признать следующие:

     1.    одобрен среднесрочный финансовый план на 2003-2005 гг., который предусматривает сокращение профицита федерального бюджета и непроцентных расходов на фоне проведения налоговой реформы и постепенное наращивание стабилизационного фонда.

     2.    Президент РФ подписал закон “О внесении изменений и дополнений в закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”.

     3.    В Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения относительно статуса, порядка формирования, управления и использования стабилизационного фонда, который формируется в федеральном бюджете, начиная с 2004 г., вместо финансового резерва. Согласно статье 96.3 Бюджетного кодекса, средства стабфонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (эквивалентна $146 за 1 тонну или $20 за 1 баррель), а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. Объемы использования средств стабфонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ. [9]

     Говоря  о перспективах развития бюджетной  системы РФ важно отметить, что  в 2006–2008 годах бюджетные расходы будут полностью обеспечены доходами как в целом по бюджетной системе Российской Федерации, так и в отдельности, по бюджетам разных уровней (рисунок 2).

Рисунок 2. Доходы и расходы бюджетной системы РФ [5] 

Суммарные бюджетные  ресурсы возрастут по сравнению  с 2005 годом в 2006 году — в 1,18 раза, к 2008 году — в 1,46 раза. [5]

      В 2006–2008 годах реальные (с учетом инфляции) возможности бюджетной системы страны по финансовому обеспечению социальных гарантий, предоставлению бюджетных услуг, упрочению национальной безопасности, поддержке экономического роста и других функций государства и местного самоуправления возрастут в 1,2 раза. [5]

     Необходимо, поддерживая макроэкономическую стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное их использование в соответствии с интересами и потребностями как общества в целом, так и каждой семьи, каждого человека в отдельности.

     Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2006–2008 годы и проект федерального бюджета на 2006 год обеспечивают долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, предсказуемость и последовательность бюджетной политики.

Долгосрочная  сбалансированность бюджетной системы - залог финансовой стабильности. 

2.2. Структура доходов бюджетной системы

     Доходы  бюджетной системы подвержены существенному влиянию цен на нефть. Однако сформированный стабилизационный фонд создает возможность использования его средств в случае падения мировых цен на нефть. В таком случае возникает проблема согласования бюджетной политики и денежно-кредитной. Налоговые доходы составляют основу доходной базы бюджетной системы РФ. Их доля в доходах консолидированного бюджета РФ составляет около 80%. При этом доля доходов консолидированного бюджета в ВВП составляет 32.4%.[10]

      Доходы расширенного бюджета (с учетом ЕСН) сократились с  36,2% ВВП в 2004 году до 34,0% ВВП в 2005 году, консолидированного бюджета – с 31,9% ВВП до 29,3% ВВП, федерального бюджета – с 20,4% ВВП до 17,8% ВВП. В реальном выражении доходы федерального бюджета сократились в 2005 году на 5,4 процентов. [9]

      Рисунок 3. Доходы расширенного бюджета [9]

      Структура распределения доходов между уровнями бюджетной системы в 2005 году представлена в таблице 1 (Приложение).

     Как видно из таблицы в федеральный бюджет зачисляется 20-25% налога на прибыль предприятий и организаций, 0% налога на доходы физических лиц, 100% налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. [9]

      Также в ближайшем будущем в рамках налоговой и бюджетной реформ изменится распределение налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы. 

2.2. Структура расходов бюджетной системы

      Чрезмерные  расходы федерального бюджета являлись наиболее важной проблемой бюджетной политики в 1992-1998 годах. На протяжении этого времени государство постоянно сокращало объем расходов, стремясь сократить дефицит федерального бюджета. Рост доходов бюджетной системы с 2000 года, вызванный ростом мировых цен на нефть и началом

экономического  роста в России, позволил федеральному правительству несколько ослабить бюджетную политику в области расходов в 2001 и 2002 годах, что выразилось в росте расходов федерального бюджета (без ЕСН) с 14.1% в 2000 году до 14.6% в 2001 и 15.9% в 2002 годах. [9]

     Структура распределения доходов между уровнями бюджетной системы в 2005 году представлена в таблице 2. 

Таблица 2. Структура распределения расходов между

      уровнями  бюджетной системы  в 2005 году (млн. руб.)

  Федеральный бюджет Бюджеты территорий Консолидированный бюджет
1 2 3 4
Всего расходов 2 713 343,80 2486841 5 200 185,20
в том числе:      
Общегосударственные вопросы 488 607,97 391 964,00 880 571,97
Национальная  оборона 529 133,42   529 133,42

 

Продолжение таблицы

1 2 3 4
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 398 421,46 92 598,00 491 019,46
Национальная  экономика 233 928,08 270 437,40 504 365,48
Жилищно-коммунальное хозяйство 6 793,78 322 093,00 328 886,78
Охрана  окружающей среды 4 618,39 6 958,00 11 576,39
Образование 154 456,61 607 616,00 762 072,61
Культура, кинематография, средства массовой информации 38 534,60 79 521,00 118 055,60
Здравоохранение и спорт 82 542,96 359 893,00 442 435,96
Социальная  политика 172 014,93 355 761,00 527 775,93
Межбюджетные  трансферты 604 291,60   604 291,60

      Источник: [9]

      Говоря  о перспективе, необходимо отметить следующее. В 2006 году впервые в составе расходов федерального бюджета образован Инвестиционный фонд, средства которого будут направлены на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.

      По  сравнению с 2005 г. доля расходов в  ВВП на 2006 г. прогнозируется на 0,8 процентных пункта выше и составит 17,5% . При этом сокращается доля процентных расходов, а непроцентных — значительно увеличивается.

      В целом, значительное увеличение расходов на 2006 г. направлено на реализацию стратегических целей государственной политики, и, прежде всего, на повышение качества и уровня жизни населения. В среднесрочной перспективе следует сдерживать рост бюджетных расходов, сохраняя его на уровне, не превышающем 16,5–17% ВВП. [10]

 

ГЛАВА 3.  БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

3.1 Проблемы взаимоотношении звеньев бюджетной системы и

пути  их решения

     Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на, проведенные в 90-х годах XX века реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем реформировании и развитии.

     Бюджетным кодексом Российской Федерации к  числу основных принципов организации бюджетной системы отнесены принцип разграничения доходов и расходов и принцип самостоятельности  
бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации.

     Указанные принципы требуют четкого разграничения  полномочий и ответственности федеральных  органов государственной власти,  
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 
органов местного самоуправления за формирование и исполнение соответствующих бюджетов в рамках законодательно установленных для каждого уровня бюджетной системы доходных источников и 
расходных обязательств.

     Однако  действующее законодательство не обеспечивает реализацию данных принципов, что негативно  сказывается на выполнении органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них  функций.

      Несмотря  на тенденцию к повышению доли федерального бюджета в доходах  консолидированного бюджета Российской Федерации, вызванную, главным образом, проведением налоговой реформы (отмена оборотных налогов), необходимостью осуществления выплат по внешнему  
долгу и созданием Фонда компенсаций, бюджетная система  
Российской Федерации характеризуется достаточно высокой децентрализацией бюджетных ресурсов.

      На  уровне территориальных бюджетов сосредоточено 43,4% доходов (без учета единого  социального налога) и 48,5% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации (в условиях утвержденного бюджета 2003 года). [20]

     В то же время органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и особенно органы местного самоуправления наделены крайне ограниченными формальными полномочиями по формированию своих доходов и расходов.

     В части, касающейся доходных источников, более 80% налоговых доходов территориальных  бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, в основном утверждаемых ежегодными законами о бюджете. При этом, если для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  нормативы отчислений являются едиными и относительно стабильными, то для местных бюджетов они подвержены более частным изменениям.

Информация о работе Краткий исторический обзор бюджетной системы в России