Контрольная работа по "Бюджету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван, во-первых, осуществлением крупных государственных программ развития экономики, например ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита будет оправдано, так как значительные государственные расходы поспособствуют в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета. Во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту. В-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит. государственный долг..doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Бюджетный дефицит. Государственный  долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита. 

1.Бюджетный дефицит.

    а) Бюджетный дефицит и его виды.

   б) Бюджетный дефицит и бюджетные излишки.

   в) Способы финансирования бюджетного дефицита.

   г) Способы регулирования бюджетного дефицита.

  1. Государственный долг.

3.Проблемы финансирования бюджетного дефицита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Бюджетный дефицит.

    а) Бюджетный дефицит и его виды. 

    Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван, во-первых, осуществлением крупных государственных программ развития экономики, например ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита будет оправдано, так как значительные государственные расходы поспособствуют в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета. Во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту. В-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    б) Бюджетный дефицит и бюджетные излишки. 

    Связь между государственными расходами  и налоговыми поступлениями в  казну можно показать графически. Государственные расходы на текущий  год есть величина постоянная, не зависящая  от объема национального производства. Поэтому кривая государственных  расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (см. рис.). Сумма налогов, получаемых государством, определяется доходом нации, т.е. она пропорциональна объему национального производства. Соответственно кривая налоговых поступлений Т будет восходящей.

    

    

    

      
 

      
 

    Из  рисунка видно, что при неизмененном уровне государственных расходов, ставке налогов и низких объемах национального  производства (до точки Е) будет наблюдаться  бюджетный дефицит. В точке Е  будет сбалансирован: расходы государства  будут равны его доходам. При значительных объемах национального производства (после точки Е) будет наблюдаться превышение доходов над расходами, т.е. бюджетный излишек (профицит).

    Таким образом, бюджетный дефицит, излишек  связаны с объемом производства, что позволяет различать структурный и циклический дефициты. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы (6 %). Реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной такого явления является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов населения, предпринимателей, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой стороны, к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает государственные расходы. Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.

    Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Первый возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов. Второй – вследствие изменения экономической ситуации в стране, в результате сокращения объема национального производства. 
 
 
 
 
 
 
 

    в) Способы финансирования бюджетного дефицита. 

    Существует  несколько способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них –  повышение налоговых ставок. Он используется крайне редко, так как ведет к  снижению деловой активности и, в конечном счете, к сокращению объема производства.

    Другой  способ – долговое финансирование. Оно имеет место тогда, когда  для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных  ценных бумаг на открытом фондовом рынке. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем, т.е. осуществляет рефинансирование. Полученные от продажи нового займа средства используются для погашения ценных бумаг, у которого истек срок обращения.

    Если  государственные ценные бумаги продаются  населению, субъектам хозяйствования, то такой способ финансирования бюджетного дефицита экономисты считают безинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно центральному банку. Покупая их, центральный банк тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег, и следовательно, к инфляции.

    Долговое  финансирование ведет к росту  расходов государства на выплату  процентов по ценным бумагам. В связи  с этим различают общий дефицит  и процентных выплат. Первичный –  разности между всеми расходами  государства (за минусом процентных выплат) и его доходами.

    Третий  способ покрытия бюджетного дефицита – денежное финансирование.

    Прямая  эмиссия денег центральным банком сейчас практически не используется, так как ведется непосредственно  к инфляции. К таким же последствиям приводит выдача центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита. Поэтому законодательства многих стран либо запрещают центральному банку кредитовать правительство, либо устанавливают лимит кредитования (обычно в процентах к объему национального производства). Такой вариант денежного финансирования еще существует в некоторых странах с переходной экономикой, развивающихся странах. Однако сфера его использования сужается.

    При денежном финансировании происходит так  называемая монетизация бюджетного дефицита.

    Источником  покрытия бюджетного дефицита могут  служить внешние займы. В странах  с переходной экономики для финансирования дефицита могут быть использованы средства, полученные от приватизации государственной  собственности. 
 
 
 
 
 
 

    г) Способы регулирования бюджетного дефицита. 

    Существуют  разные точки зрения по поводу регулирования  бюджетного дефицита. Можно выделить 3 основные концепции. Представители  первой считают, что бюджет должен балансироваться  ежегодно, т.е. каждый финансовый год  должно существовать равенство между  доходами и расходами. Но такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку.

    Сторонники  второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство  в период спадов производства увеличивает  расходы, что ведет к росту  дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В итоге по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад длительный, а подъем короткий, то бюджетный дефицит останется.

    Третья  концепция – концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных  финансов является обеспечение макроэкономического равновесия. Поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит. Во-первых, макроэкономическое равновесие приведет к экономическому росту, а он – к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит, по их мнению, не сказывается негативно на развитии экономики.

    Все же большинство экономистов считают, и мировая практика это подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от валового общественного продукта, 5% национального дохода, 8-10% расходной части госбюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственный долг.
 

    Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственных долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

    Рост  государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

    Различают внутренний и внешний долг. Внутренний – это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний – задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

    Внутренний  долг порождается бюджетным дефицитом, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются  на различные сроки, поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет), и долгосрочным (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

    Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

    Рост  внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

    Другая  опасность связана с тем, что  государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций и экономику страны.

    Негативным  последствием роста внутреннего  долга является увеличение суммы  процентных выплат по нему. Если в экономике  наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты  могут оказаться неподъемными для  страны. Поэтому необходимо постоянно  отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темп роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.

Информация о работе Контрольная работа по "Бюджету"