Концепции развития общества в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

В Украине за 20 лет независимости было много концепций, программ развития общества. Можно вспомнить "Украина-2010", "Украина-2015: путем европейской интеграции" (2004), "Украина-2020: Стратегия национальной модернизации" (2009) и ряд других. Но все они остались нереализованными. Жизнь постоянно вносила свои коррективы, вопреки всем идеям, обещаниям и благим намерениям политиков.

Работа содержит 1 файл

В Украине за 20 лет независимости было много концепций.docx

— 28.67 Кб (Скачать)

Второй путь более сложный и требует определенных усилий. Он предполагает активную политику по созданию экономики знаний у нас  и на ее основе - повышения уровня высокотехнологичных производств, информационных технологий. Кто-то может  сказать, что это иллюзорное представление  о возможности быстро обеспечить постиндустриальную трансформацию  украинской экономики уже на нынешнем этапе развития. Да, это стратегические планы, под которые уже сейчас необходимо заложить фундамент. Это  предполагается сделать на первом этапе  реализации стратегии модернизации экономики на период до 2020 года.

Разрабатывая  в 2009 году Стратегию модернизации национальной экономики, мы исходили из того, что  необходима новая волна реформ, которая  решит глубинные институционные проблемы развития Украины. Ведь самым  критическим отставанием в составляющих конкурентоспособности Украины  характеризуются именно институционные основы развития, уже много лет  тормозящие переход экономики к  инвестиционно-инновационной модели.

По нашему мнению, именно хорошие и эффективные  институты, включая правительство, являются залогом демократизации общества и усиления инновационной составляющей развития во всех сферах общественной и экономической жизни. И первой составляющей перехода на надлежащее управление государством должна стать  административная реформа, проведение которой станет выполнением общественного  заказа на эффективные, ответственные  и открытые институты исполнительной власти и местного самоуправления.

Тут должна внедряться идеология "служения обществу" как  принцип функционирования публичной  администрации. Административная реформа  должна отображать видение сущности будущего образа страны и власти, а  не быть простым сокращением количества субъектов управления. Последствия  нынешней административной реформы  скажутся уже очень скоро.

Еще одной составляющей, которая должна обеспечить эффективность  и ответственность власти, является реформирование судебной системы, завершающее  создание полноценной системы административного  судопроизводства. Это довольно трудный  процесс, для которого необходимо прежде всего высокое общественное доверие  к властным институтам. Не может  быть общественного доверия к  людям, которые сами десятилетиями  нарушали законы, отчуждали объекты  государственной собственности, присваивали  земельные участки и т.п.

Проведение административной и судебной реформ должно сопровождаться искоренением коррупции во всех сферах общественной жизни. Этот процесс должен быть комплексным и охватывать не только проявления, но и причины  возникновения коррупционных деяний. Особое внимание нужно уделить сферам, касающимся интересов граждан и использования государственных средств.

Только эффективная  власть сможет переориентировать экономику  и перевести ее из сырьевой модели развития в высокотехнологичную  инновационную. Для реализации подобного  перехода необходимо разработать более  подробную и разветвленную по исполнителям "дорожную карту" модернизации экономики и обеспечить "движение" в соответствии с ней. Это потребует  определения ряда средне- и долгосрочных общенациональных приоритетов.

Прежде всего, в среднесрочной перспективе  нужно устранить инфраструктурные барьеры и, учитывая географическое положение Украины, как можно  быстрее создать современные  транспортные коридоры, которые позволят не только нарастить доходы от транзита, но и привлечь в экономику стратегических инвесторов. Строительство новых  и модернизация уже действующих  дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций - одно из ключевых стратегических направлений повышения  конкурентоспособности Украины.

И в этом смысле нельзя обойти такую важную для Украины  тему, как подготовка к Евро-2012. Почти 60% всех привлеченных до 2012 года средств  будут направлены в три основных направления подготовки инфраструктуры: транспорт, аэропорты и спортивные объекты.

В промышленном производстве необходимо ликвидировать  инновационное отставание и консервацию  устаревшей структуры. Для этого  должны быть созданы наиболее благоприятные  условия для инвесторов-инноваторов, деятельность которых направлена на развитие высокотехнологичных производств.

Необходимо расширить  систему стимулов к созданию национальных и региональных инновационных и  эко-инновационных кластеров как  полюсов развития и действенных  единиц национальной инновационной  системы. На законодательном уровне требуют урегулирования вопросы  защиты интеллектуальной собственности  с целью ее коммерциализации, что  создаст условия для развития рынка интеллектуальной собственности, финансовой поддержки патентной  и изобретательской деятельности. Это  касается не только промышленной, но и  всех видов деятельности.

Нельзя также  откладывать решение проблем  энергоэффективности и энергосбережения. Так, для разработки и внедрения  в производство энергоэффективных  технологий и оборудования необходимо создать эффективно действующую  систему государственного управления сферой энергосбережения, с законодательным  закреплением функциональных обязанностей, способов подчинения и инициативных возможностей всех ее иерархических  уровней.

В ближайшие  три года необходимо заложить фундамент  под переход к высокоэффективному аграрному и аграрно-перерабатывающему  производству.

Ряд мер должны предусматривать разработку новых  принципов системы управления агроиндустриальным комплексом Украины, чтобы начать формирование более эффективной модели управления аграрным сектором; реализацию Государственной  целевой программы создания оптовых  рынков сельскохозяйственной продукции, содействие созданию и функционированию сельскохозяйственных обслуживающих  кооперативов и агроперерабатывающих кластеров.

Будущее аграрного  производства зависит от повышения  эффективности управления земельными ресурсами, что требует определения  новых законодательных принципов  функционирования рынка земли, а  также осуществления охраны земель, сохранения и восстановления плодородия почв.

И, наконец, приоритетным является создание современной инновационной  системы. Только на ее основе мы сможем повысить конкурентоспособность реального  сектора экономики. Сегодня борьба за лидерство на мировых рынках связана  с инновациями. Украина в этом плане застряла между "старым" миром, где слабо внедряются в  производство научно-прикладные разработки, и новым, где этот процесс идет быстро, за счет активного участия  бизнеса.

Перед Украиной стоит исторический вызов - наконец  соединить рынок с инновациями, построить инновационную экономику  на фундаментальных рыночных ценностях  и привлечь бизнес к участию в  ее финансировании.

Первый этап реализации "дорожной карты" реформ должен рассматриваться как среднесрочная  стратегия с четко определенными  задачами, исполнителями и реальными  ресурсами, а также целевыми индикаторами, для мониторинга и оценки прогресса. Такая "дорожная карта" должна охватывать и рамочные условия ее реализации путем проведения более эффективной  налоговой, фискальной и монетарной политики по обеспечению макроэкономической стабильности экономического развития.

Для поддержки  стабильности развития следует ввести среднесрочное финансовое планирование, основной целью которого является финансовое обеспечение реализации среднесрочных  реформ и определенных приоритетов, а инструментом - среднесрочные стратегические планы и среднесрочные бюджеты. При этом первый год планируется  детально, а следующие три года - обобщенно по основным показателям  с соответствующим периодическим  продлением планового периода для  того, чтобы постоянно иметь среднесрочное  видение развития страны и доступных  ресурсов для такого развития. Соответствующие  предложения уже были поданы нами в Верховную Раду.

Вместе с тем, исходя из реального состояния государственных  финансов, необходимо ставить реальные цели и в первую очередь провести реформы, не требующие значительных финансовых ресурсов, но дающие сквозной эффект, создавая предпосылки для  проведения более "затратных" для  бюджета реформ. Принципиально важно  иметь необходимую поддержку  общества для осуществления непопулярных реформ в будущем.

Среди рисков посткризисного развития, требующих реализации срочных  непопулярных мер, следует отметить риск разбалансирования государственных  финансов. Необходимо коренным образом  сократить неэффективные бюджетные  расходы, связанные с компенсацией производителям разницы в стоимости  газа для населения. Для этого  необходимо постепенно повысить тарифы на газ для населения до экономически обоснованных уровней и предусмотреть  обязательную компенсацию части  расходов беднейших потребителей. В  целом мы должны перейти к более  эффективной социальной помощи путем  усиления ее адресности и развития социальной сферы на рыночных принципах. Помощь должны получать именно те, кто  в наибольшей мере нуждается в  ней.

Оздоровление  государственных финансов зависит  и от результативности реформ в образовании  и здравоохранении. Развитие национальной системы образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции  и одной из важнейших жизненных  ценностей. И в Украине есть потенциал, чтобы сделать наше образование - от школы до университета - одним из самых конкурентных в мире. Сфера образования должна вобрать в себя самые современные знания и технологии, стать базой для расширения научной деятельности, партнером инновационных кластеров.

В ближайшие  три года необходимо решить проблему разрыва между спросом и предложением в профессиональной структуре рабочей  силы, особенно это касается рабочих  профессий. В стратегический план заложено восстановление качественного профессионально-технического образования с обеспечением трудоустройства  по рабочим профессиям выпускников  профессионально-технических учебных  заведений. Украина должна стать  на порядок лучше по качеству подготовки специалистов и уровню карьерного роста, а также повышению социального  и материального статуса человека на протяжении жизни. Речь идет о качестве образования и профессиональной переподготовке в условиях расширения "интеллектуальной экономики".

Здравоохранение требует также серьезных системных  изменений как в финансировании, так и в организации медицинской  помощи. Речь идет о внедрении страховой  медицины, переходе к высоким стандартам медицинских услуг и повышении  уровня их доступности.

Через семь-восемь лет население должно иметь равный доступ к стандартным медицинским  услугам независимо от места жительства. Это обеспечит не только решение  назревших социальных проблем, но и  создание новых рабочих мест.

Несколько слов об обеспечении полноправного участия  Украины в глобальной экономике. Если в среднесрочной перспективе  нам важно в полной мере использовать преимущества вступления Украины в  ВТО и создать зону свободной  торговли с ЕС, то в стратегической - превратить Украину в "региональный локомотив" экономического развития и сделать ее успешным игроком  мировой экономики. Целесообразно  определить ведущую роль и значение стран Вышеградской группы.

И, наконец, последний  вопрос, на который необходимо дать ответ, - это финансирование развития и реализации "дорожной карты" реформ. Как уже отмечалось, на начало 2011 года Украина вышла с очень  сложным финансовым положением как  в государственных финансах, так  и в корпоративных. При этом не следует ожидать быстрых изменений  в объемах национальных сбережений. Дефицитность ресурсов развития требует  существенного улучшения качества бюджетного планирования и повышения  эффективности использования бюджетных  средств. При этом нужно восстановить золотое правило: объем дефицита бюджета не может превышать объем  расходов на развитие.

С учетом важности усиления инвестиционной составляющей развития считаю целесообразным разработать  отдельную среднесрочную инвестиционную программу с перечнем всех инвестиционных проектов, которые будут осуществляться за счет (при участии) бюджетных средств, а также заимствований под  государственные гарантии, средств  стратегических государственных предприятий  и целевого кредитования проектов, связанных с национальными приоритетами. Это позволит увидеть проблему в  комплексе, проводить мониторинг и  оценивать выполнение программы. Проекты  должны отбираться прозрачно, на основании  оценки инвестиционного предложения  и экспертизы проекта, которая определит  его финансовую и социальную окупаемость.

В целом, с учетом уроков финансового кризиса, необходимо усилить роль правительства в  формировании инвестиционной политики, включая механизмы влияния на интеграцию финансового и реального  секторов экономики. Ведь преобладающая  масса стимулов создается средствами монетарной, фискальной, регуляторной политики, гарантиями правительства, а также другими инструментами влияния, находящимися в арсенале государства. Наконец, надо определить центральный орган исполнительной власти, который бы отвечал за разработку и реализацию инвестиционной политики и развитие финансовых рынков. Ведь более организованные финансовые системы, с действенным пакетом инвестиционных стимулов, могут усилить их устойчивость к провалам на глобальных финансовых рынках.

Информация о работе Концепции развития общества в Украине