Концепции развития общества в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

В Украине за 20 лет независимости было много концепций, программ развития общества. Можно вспомнить "Украина-2010", "Украина-2015: путем европейской интеграции" (2004), "Украина-2020: Стратегия национальной модернизации" (2009) и ряд других. Но все они остались нереализованными. Жизнь постоянно вносила свои коррективы, вопреки всем идеям, обещаниям и благим намерениям политиков.

Работа содержит 1 файл

В Украине за 20 лет независимости было много концепций.docx

— 28.67 Кб (Скачать)

В Украине за 20 лет независимости было много  концепций, программ развития общества. Можно вспомнить "Украина-2010", "Украина-2015: путем европейской  интеграции" (2004), "Украина-2020: Стратегия  национальной модернизации" (2009) и  ряд других. Но все они остались нереализованными. Жизнь постоянно  вносила свои коррективы, вопреки  всем идеям, обещаниям и благим намерениям политиков.

На сегодняшний  день в Украине сформировалась реальность, не удовлетворяющая никого. Ни бедных, которые едва выживают, ни богатых, которые чувствуют себя в бедной стране не очень комфортно и надежно, выступают инвесторами развитых европейских стран, скрывают свои капиталы и все время борются за влияние  на власть, потому что его потеря почти неизбежно становится причиной потери капиталов. Ни людей среднего достатка, потому что их положение  не является стабильным, и у них  нет эффективных механизмов обеспечения  реализации своих интересов. Однако ни у кого нет достаточных сил  для изменений.

Почему так  случилось? Почему эйфория свободы  начала 1990-х годов трансформировалась в построение не демократического, а кланово-олигархического общества, структуры которого подчинили себе государство, производство и распределение  национального богатства, идеологию  и культуру? Почему результатами экономического роста воспользовалась относительно немногочисленная группа, а не все  общество? Почему среди населения  доминируют апатия и отчаяние? Почему настолько распространены иждивенческие  настроения? И, наконец, требует ли принципиальных изменений сама идеология развития украинского общества?

Шансы 90-х годов  для Украины быстро приблизиться к развитым странам были утрачены, а риски нивелирования своих  преимуществ в значительной степени  реализованы. К тому же ни десять лет  экономического спада, ни следующие  десять лет экономического роста  не были надлежащим образом использованы для реструктуризации и модернизации экономики и перевода ее на инвестиционно-инновационный  путь развития. Отдельные попытки  ставить и решать такие задачи сталкивались с частными интересами и тонули в общем противоречивом движении.

К тому же Украина  двигалась вопреки логике цивилизационного процесса. Экономические предпосылки  для обособления и формирования классически национальных государств давно исчезли.

Интеграция экономики  страны в мировую систему обуславливала  все большую ее зависимость от глобальных тенденций, в частности  от развертывания мирового финансово-экономического кризиса, в первую очередь повлиявшего  на платежный баланс и стабильность национальной валюты. Резкое уменьшение экспорта, прежде всего металлургической и химической промышленности, существенно  ухудшило состояние текущего счета, а необходимость значительных выплат по долговым обязательствам банков и  других секторов экономики - состояние  финансового счета платежного баланса. Снижение реальных доходов и значительная задолженность физических и юридических  лиц по кредитам в иностранной  валюте, связанные с падением производства и девальвацией национальной валюты, привели к возникновению проблем  в сфере кредитования и банковской системе. Это стало айсбергом  кризиса - эти - 15% ВВП, о которых сейчас очень много говорит правящая верхушка и к которым в значительной степени причастна и она, потому что контролирует почти 90% экспорта металлургии и химической продукции, а следовательно, способствовала формированию сырьевой экспортноориентированной модели.

Субъекты хозяйствования и население сумели в значительной степени адаптироваться к условиям кризиса, и это немного снизило  остроту его проявлений. Появились  признаки начала выхода из кризиса. Но восстановление возможно на разных основах  и, соответственно, различными методами. В Украине, к сожалению, существуют большие риски продолжения логики предыдущего развития с накоплением  внутренних диспропорций и разногласий. Тогда через некоторое время  снова возникнет кризис, но более  масштабный. Иной сценарий требует  взвешенной, скоординированной социально-экономической  политики, направленной на постепенные  изменения в экономической и  социальной структурах и в воспроизводимых  пропорциях. Сделать это можно  путем системной трансформации  общества. Для обеспечения подобного  пути развития необходим национальный консенсус при решении основоположных проблем.

Кризис стал катализатором, ярко высветившим все  противоречия ориентированной на сырье  и экспортозависимой украинской экономики, которая формировалась  не один десяток лет не без помощи сегодняшних "реформаторов". За период восстановительного роста 2000-2008 годов  почти ничего не делалось ни для  строительства современных транспортных коридоров, ни для восстановления энергетической, муниципальной инфраструктуры, ни для  усиления инновационной составляющей развития. Иностранные финансовые ресурсы  привлекались в основном не на развитие отечественного производства, а на рост потребления импортных товаров, что еще больше усиливало структурные диспропорции. В этих условиях новый кризис был неминуем.

Испытания, которым  подверглась украинская экономика, дали толчок для преодоления некоторых ранее созданных диспропорций в экономической системе. Прежде всего, нужно отметить уменьшение дисбаланса в экспортно-импортных операциях: отрицательное сальдо товаров и услуг составило 2,7 млрд. долл. США против 14,4 млрд. долл. США в 2008 году, что произошло из-за значительной девальвации национальной валюты в 2008 году (почти на 53%) и, соответственно, ускорившегося падения импорта против экспорта.

В 2010 году правительство  почти не занималось внешней торговлей. Все было пущено на самотек. Дефицит  текущего счета платежного баланса  Украины вырос до 2,6 млрд. долл., или 1,9% от ВВП, по сравнению с 1,7 млрд. долл. в 2009-м. Положительное сальдо сводного платежного баланса в 2010 году составило 5,1 млрд. долл., что в основном было вызвано притоком валюты в страну по кредитам МВФ и другим кредитам. Наибольший вклад в рост экспорта обеспечила продукция черной металлургии, поставки которой увеличились на 42,7%, преимущественно за счет ценового фактора.

Можно назвать  позитивом постепенное устранение некоторых диспропорций в банковской системе. Вместе с тем большая  часть из накопленных в предыдущие годы проблем осталась нерешенной, и их разрешение является задачей  на среднесрочную перспективу.

Однако кризис создал новые риски и проблемы для дальнейшего развития украинской экономики.

Первая проблема - резкое сокращение национальных сбережений и падение инвестиций в основной капитал, достигшее по итогам 2010 года около 45%. Настолько впечатляющее сокращение инвестирования экономики является плохим фундаментом для будущего роста и развития в целом.

Кроме системных  проблем (высокая налоговая нагрузка, неблагоприятный инвестиционный климат, высокие процентные ставки по кредитам), препятствием на пути восстановления инвестиционной активности стал дефицит  собственных финансовых ресурсов у  производителей, закончивших 2010 год  с довольно низкими положительными финансовыми результатами, которые  почти вдесятеро меньше, чем в  докризисном 2008-м.

Вторая - это  качество ресурсной базы банков и  кредитных портфелей. Кризис прежде всего ударил по финансовому сектору  экономики. Растет доля проблемных кредитов в совокупном объеме кредитов и остается низким доверие к банковской системе, что вызывает снижение объемов депозитов  в условиях накопления денежной наличности вне банковской системы.

Третья проблема - высокий уровень долговых обязательств. Из-за мирового кризиса и 15-процентного  падения национальной экономики  государству пришлось прибегнуть к  значительным заимствованиям, поэтому  на конец 2009 года совокупный государственный  и гарантированный долг Украины  вырос до 34,8% ВВП (по сравнению с 20% на конец 2008 года и 12,3% - на конец 2007-го. - Ред.).

Однако и после  возобновления экономического роста  накопление долгов продолжается. По данным Минфина, в 2010 году общий госдолг  вырос на 36,4% (до 54,3 млрд. долл.), а  в январе-апреле с.г. (то есть до последнего внешнего заимствования на 1,2 млрд. долл. - Ред.) - еще на 7,1% ( до 58,2 млрд. долл.). По итогам текущего года, совокупный государственный  и гарантированный долг Украины  может увеличиться до 44,2% ВВП. Таким  образом, можно констатировать факт посткризисного раскручивания долговой спирали.

Четвертая проблема - значительный дефицит в сфере  государственных финансов. Восстановительный рост на уровне 4,1% в 2010 году не решил проблему наполнения бюджета и Пенсионного фонда. По-прежнему стоит вопрос сокращения бюджетных расходов и многочисленных льгот, а также сбалансирования финансового плана НАК "Нафтогаз Украины". Нерешенность этих задач приведет к обострению проблемы финансирования дефицита государственных финансов.

К основным экономическим  и структурным диспропорциям, накопившимся в украинской экономике еще до начала мирового финансового кризиса  и только обострившимся в 2009-2010 годах, относятся следующие:

- низкотехнологичная  и высокозависимая от внешних  сырьевых рынков модель развития  экономики. Результаты работы, продемонстрированные  промышленным комплексом в 2009 году, - падение на 21,9% - доказали не  только ее неэффективность, но  и уязвимость. Поскольку в условиях  сокращения импорта предприятия  оказались неспособны расширять  свое присутствие на отечественном  рынке даже в потребительских  сегментах; 

- высокий уровень  нагрузки социальных выплат на  экономику страны, "съедающий"  источники ее модернизации. Бесспорно,  уровень жизни населения Украины  нельзя сегодня сравнить с  уровнем, существующим в развитых  странах. Однако продолжение тенденции  к увеличению удельного веса  оплаты труда при сокращении  доли валовой прибыли не только  искажает основные макроэкономические  пропорции, но и разбалансирует  систему государственных финансов  и экономику в целом. Так,  по итогам 2009-2010 годов структурная  позиция оплаты труда в ВВП  значительно превысила среднеевропейский  уровень. Учитывая, что структура  национального производства не  отвечает нуждам внутренней экономики  и в основном ориентирована  на внешний сырьевой сегмент, такое первичное распределение доходов и в дальнейшем будет стимулировать импорт, а не отечественное производство. То есть необходимо гармонизировать как первичное, так и конечное распределение ВВП для обеспечения модернизации экономики. Только на этой основе можно повышать уровень жизни населения;

- критическое  состояние основных производственных  средств. несмотря на то, что  прирост инвестиций в основной  капитал в период с 2000-го  по 2007 год составил в среднем  19% в год, их объемы так и  не достигли уровня 1990 года, то  есть были недостаточными для  модернизации национальной экономики  и повышения ее конкурентоспособности. 

Это привело  к тому, что изношенность основных фондов увеличилась с 43,7% в 2000 году до 61,2% - в 2010-м. Энергоемкость украинских предприятий составляет 0,41 тонны  нефтяного эквивалента на тысячу долларов ВВП по ППС в ценах 2000 года против 0,2 в среднем в мире (по данным Key world energy statistics).

Таким образом, техническая отсталость и низкая энергоэфективность отечественных  предприятий в условиях острого  дефицита инвестиционных источников остались главными производственными рисками  для посткризисного роста. Проблема не просто углубляется - она обостряется. Старение парка оборудования и оснащения  несет в себе также высокую  техногенную угрозу для общества;

- критический  показатель уровня олигархизации  экономики (концентрации основных  структуроформирующих сфер под  контролем нескольких ФПГ), по  нашим оценкам, превышает 70%. Такого  нет ни в одной цивилизованной  стране мира. За годы независимости  из Украины в четыре-пять раз  больше вывезено средств, чем  вложено у нее разными путями.

Как свидетельствуют  исследования ученых НАН Украины, за последние 15 лет произошла стремительная  стратификация в прошлом однородного  общества. Ошибочный путь приватизации привел к формированию собственника, нацеленного на приумножение богатства  не вследствие восстановительного производственного  процесса, а в результате новых  перераспределительных актов, в  том числе из источников государственного бюджета. Немногочисленная группа присвоила значительную часть общественного богатства, а большинство вынуждено работать за мизерную заработную плату, которая не только не позволяет приобрести жилье, автомобиль и пр., но и не обеспечивает нормальное воспроизведение рабочей силы, и, таким образом, не вызывает заинтересованности в результатах своего труда. Следовательно, наряду с неэффективным собственником появился неэффективный работник.

Заработная плата  не стала мерой оценивания труда, а его производительность далека от существующих потребностей. Сформировались стереотипы поведения собственника и работника, очень далекие от потребностей налаживания эффективного производства. Это одна из самых фундаментальных проблем организации экономики, крайне трудно поддающаяся решению.

Так что, исходя из рецессии, нужно выбрать более  эффективный путь развития, который  определит судьбу экономики Украины, путь к развитому внутреннему  рынку, высокотехнологичному экспорту и благоприятной среде для  привлечения внутренних и внешних  инвестиций.

Первая возможность - это восстановление старой структуры  производства, к которой мы привыкли, с некоторыми элементами модернизации за счет продвижения к нам среднетехнологичных  производств вместе с прямыми  иностранными инвестициями от развитых стран, которые, кстати, сейчас активно  закрывают даже машиностроительные предприятия и все больше ориентируются  на экономику знаний. Этот путь не требует  особых усилий. Достаточно лишь создать  более благоприятные условия  для инвесторов, и процесс пойдет.

Но если двигаться  этим путем, мы не сможем выйти на темпы  экономического роста более 4,5% в  среднегодовом измерении в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Концепции развития общества в Украине