КЦП "Содействие занятости на рынке труда Алтайского края" на 2010-2012 годы

Автор: o*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 11:54, доклад

Описание работы

Социальная политика составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально - экономическим развитием общества. Реализация социальной политики комплексно связана с решением одной очень важной социально-экономической задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости. Политика трудоустроенности как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

Работа содержит 1 файл

КЦП.docx

— 275.07 Кб (Скачать)

  В 2009 году рынок труда края характеризовался наличием следующих негативных тенденций:

  рост  числа увольнений работников в связи  с ликвидацией организаций либо сокращением численности или  штата работников и увеличение масштабов введения режима неполного рабочего времени в организациях края. По данным мониторинга, с 1 октября 2008 года из 2,1 тыс. организаций края всего было уволено 18,8 тыс. человек, из них 12,2 тыс. человек, или 65,0 %, обратились в органы службы занятости населения. Начиная с октября  
2008 года до конца 2009 года количество предприятий, которые находились в простое, а также на которых был введен режим неполного рабочего времени и где предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы, составило 737 единиц; численность работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, – 23,4 тыс. человек; численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, – 3,7 тыс. человек, в отпусках без сохранения заработной платы, – 2,5 тыс. человек. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на предприятиях обрабатывающих производств и сельского хозяйства. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю за 2009 год, на крупные и средние предприятия и в организации края было принято 154,2 тыс. человек, выбыло по различным причинам 178,6 тыс. человек, в том числе в связи с сокращением численности – 15,1 тыс. человек. Выбытие работников на 86,3 % компенсировалось приемом новых кадров (в 2008 году – на 91,8 %);

  сокращение  численности работников организаций. Численность работников крупных  и средних организаций края в 2009 году снизилась на 29,9 тыс. человек, составив 534,7 тыс. человек;

  рост  числа обращений граждан за содействием  в поиске подходящей работы на 22,3 %, или на 32,0 тыс. человек (с 143,8 тыс. человек  в 2008 году до 175,9 тыс. человек в 2009 году);

  уменьшение  количества вакантных рабочих мест. По сравнению с  
2008 годом потребность в работниках, заявленная организациями края в органы службы занятости, снизилась более чем на 11,0 тыс. единиц, или на 8,1 % (со 137,0 до 125,9 тыс. единиц).

  Кроме того, некоторые проблемы на рынке  труда края по-прежнему остались нерешенными. Наиболее актуальные среди них следующие:

  несбалансированность  спроса и предложения рабочей  силы по количественным и качественным характеристикам. Более 65,0 % безработных граждан проживают в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 46,0 % вакансий. Каждый пятый официально зарегистрированный безработный (более 21,0 %) имеет длительный (более года) перерыв в работе. Свыше 80,0 % вакансий, заявляемых в органы службы занятости, приходится на рабочие профессии, большинство из которых предусматривает использование неквалифицированного труда;

  низкий  уровень оплаты труда – каждая вторая вакансия, заявляемая работодателями в службу занятости населения, предусматривает  оплату труда в размере ниже установленного прожиточного минимума;

  отсутствие  в 303 из 1607 населенных пунктах края (19 %) работодателей-товаропроизводителей;

  низкая  конкурентоспособность отдельных  категорий граждан (молодежи без  опыта работы, женщин, воспитывающих  малолетних детей, инвалидов и пр.), являющаяся препятствующим фактором при  их трудоустройстве.

  Вместе  с тем в сценарии социально-экономического развития Алтайского края до 2012 года заложены устойчивые темпы экономического роста. Ближайшие три года должны стать  переломными в части преодоления  наиболее острых региональных проблем, создания основы для посткризисного развития. Важная роль в этом отводится  повышению качества трудовых ресурсов и развитию эффективного рынка труда  и занятости.

  Учитывая  приоритеты развития региона на среднесрочную  перспективу, возникает необходимость  реализации системы мероприятий, которая  позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда края в целом и отдельных его  территорий. С помощью программно-целевого метода предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях государственной политики занятости населения, своевременное  реагирование на возникающие изменения  в сфере занятости населения, координацию действий отдельных  участников рынка труда.  

  2. Основная цель и задачи программы   

  Цель  программы – содействие трудоустройству  незанятых граждан в Алтайском  крае, в том числе социально  незащищенных групп населения; защита от безработицы населения края.

  Задачи  программы – обеспечение информирования населения и работодателей по вопросам занятости; повышение конкурентоспособности  граждан на рынке труда; содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, и безработных, в том числе  испытывающих трудности в поиске работы; социальная поддержка безработных  граждан.  

  3. Система мероприятий программы  

  Целевые ориентиры развития экономики края требуют иных подходов к решению  проблемы обеспечения эффективной  занятости населения и формирования системы действенного регулирования  регионального рынка труда. В  новых условиях мероприятия настоящей  программы синхронизированы с реализуемыми дополнительными мероприятиями  по снижению напряженности на рынке  труда края.

  Новизна данной программы заключается в  применении современных, адекватных новым  экономическим условиям подходов и  технологий к решению проблем  обеспечения продуктивной занятости  населения и формирования системы  эффективного регулирования регионального  рынка труда, а именно:

  усиление  социальной ответственности работодателей  и органов местного самоуправления за регулирование ситуации в сфере  труда и занятости (новый формат взаимодействия государственных органов  службы занятости населения и  органов местного самоуправления в  рамках принятия муниципальных программ содействия занятости; разработка мероприятий  для включения в планы социально-экономического развития городов и районов края; внедрение комплексной оценки социальной ответственности муниципальных  образований в сфере труда  и занятости);

  формирование  единых условий для муниципальных  образований с целью обеспечения  гарантированного получения государственных  услуг в области содействия занятости  незанятых граждан;

  обеспечение принципа адресности при предоставлении государственных услуг в сфере  занятости социально незащищенным группам населения (инвалидам, выпускникам  профессиональных учебных заведений  без практического опыта работы, женщинам, имеющим малолетних детей  в возрасте до 3-х лет, и пр.);

  повышение мобильности трудовых ресурсов, в  том числе для обеспечения  потребности организаций, имеющих  потенциал экономического роста, а  также формирующих внутренний кадровый резерв с учетом дальнейших перспектив;

  организация общественных работ и временного трудоустройствана социально значимых объектах, в том числе в рамках проведения тематических акций по оказанию социальной помощи инвалидам, престарелым, ветеранам войны и другим социальным группам населения;

  поддержка наиболее сложных форм развития предпринимательства, в том числе механизмов кооперации, обеспечивающих долгосрочную занятость  населения и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства  безработных;

  смещение  акцентов на расширение клиентской базы работодателей и граждан, ищущих работу.

  Мероприятия программы определены с учетом полномочий в сфере содействия занятости  населения, переданных субъектам Российской Федерации в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации  
«О занятости населения в Российской Федерации», и направлены на достижение поставленных целей и задач.

  По  каждому мероприятию программы  ежегодно устанавливаются плановые показатели (объемы оказания государственных  услуг в сфере содействия занятости) для краевых государственных  учреждений центров занятости населения  в зависимости от объемов финансирования и изменения ситуации на рынке  труда.

  Перечень  программных мероприятий приведен в таблице 1.  

  4. Ресурсное обеспечение  

  Финансирование  программы осуществляется за счет средств:

  краевого  бюджета (на основании закона Алтайского края о краевом бюджете на очередной  финансовый год и плановый период);

  местных бюджетов*;

  внебюджетных  источников (работодателей)*.

  Основным  источником финансового обеспечения  программы являются средства краевого бюджета, предоставляемые краю в  виде субвенций из федерального бюджета  на осуществление полномочий в области  содействия занятости населения, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации  в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О занятости  населения в Российской Федерации». В случае экономии средств бюджета  края при реализации одного из мероприятий  программы допускается перераспределение  данных средств на осуществление  иных программных мероприятий в  рамках объемов финансирования, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий  год.

  Финансирование  мероприятий из местных бюджетов происходит после принятия по данным вопросам решения органов местного самоуправления (за исключением финансовых средств, переданных местному бюджету  на осуществление целевых расходов). Кроме того, финансирование программы  осуществляется за счет средств внебюджетных источников (работодателей).

  Общий объем финансирования программы  составляет 4 519 758,0 тыс. рублей, в том числе:

  из  краевого бюджета – 4 145 608,7 тыс. рублей, из них:

  в 2010 году – 1 774 420,7 тыс. рублей;

  в 2011 году – 1 185 594,0 тыс. рублей;

  в 2012 году – 1 185 594,0 тыс. рублей;

  из  местных бюджетов* – 92 104,5 тыс. рублей, из них:

  в 2010 году – 29 760,0 тыс. рублей;

  в 2011 году – 30 717,5 тыс. рублей;

  в 2012 году – 31 627,0 тыс. рублей;

  из  внебюджетных источников (средств работодателей)* –  
282 044,8 тыс. рублей, из них:

  в 2010 году – 92 673,3 тыс. рублей;

  в 2011 году – 94 194,5 тыс. рублей;

  в 2012 году – 95 177,0 тыс. рублей;

  Объемы  финансирования мероприятий программы  подлежат ежегодному уточнению при  принятии законов о федеральном, краевом, местных бюджетах на очередной  финансовый год и плановый период.

  Сводные финансовые затраты на реализацию программы с распределением по годам и источникам финансирования приведены в таблице 2.   

  5. Оценка эффективности реализации  программы  

  Реализация  данной программы позволит:

  снизить среднюю продолжительность регистрируемой безработицы с 5,0 месяца в 2009 году до 4,7 месяца к 2012 году, в том числе  в 2010 году – до 4,9 месяца;

  обеспечить  повышение конкурентоспособности  на рынке труда  
12,6-12,8 % безработных граждан (в том числе в 2010 году к обучению востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) с последующим трудоустройством приступит 6,6 тыс. безработных граждан, или 12,6 % от среднегодового количества официально зарегистрированных безработных граждан);

  ежегодно  увеличивать долю безработных граждан, участвующих в мероприятиях по содействию трудоустройству, на 0,2 процентных пункта: с 34,1 % в 2009 году до 34,7 % к 2012 году, в том числе в 2010 году – до 34,3 %;

  гарантировать ежегодное трудоустройство в свободное от учебы время 27,0 % несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет , в том числе в 2010 году – 30,0 тыс. подростков;

  ежегодно  оказывать социальную поддержку 86,3 % безработных граждан посредством  выплат им пособий по безработице;

  снизить уровень официально зарегистрированной безработицы (по отношению к численности  трудоспособного населения) с 3,6 % на конец 2009 года до 3,3 % к концу 2012 года.

  Динамика  важнейших целевых индикаторов  и показателей эффективности  реализации программы представлена в таблице 3.  

  6. Система управления реализацией  программы  

Информация о работе КЦП "Содействие занятости на рынке труда Алтайского края" на 2010-2012 годы