Эволюция бюджетной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства 5
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории 5
1.2 Функции бюджета 7
2. Эволюция бюджетной системы России 11
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России 11
2.2 Бюджетная система СССР 17
2.3 Бюджетная система современной России 29
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств 34
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств 34
2.4.2 Финансовая система федеративного государства 40
3. Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы РФ 46
Заключение 60
Список использованной литературы 63

Работа содержит 1 файл

Курсач по бюджетной системе готовый.docx

— 98.14 Кб (Скачать)

1.Обеспечение открытости  деятельности кредитных организаций,  в том числе прозрачности структуры  собственности акционеров (участников).

2.Упрощение и удешевление  процедур реорганизации, включая  присоединение кредитных организаций,  создание дополнительных условий  для информирования широкого  круга лиц о реорганизационных  процедурах.

3.Оптимизация условий  для развития сети банковского  обслуживания населения, субъектов  среднего и малого предпринимательства. 

4.Обеспечение противодействия  допуску к участию в управлении  кредитными организациями лиц,  не обладающих необходимыми профессиональными  качествами или имеющих сомнительную  деловую репутацию, включая создание  механизма оценки деловой репутации  руководителей кредитных организаций. 

5.Рационализация механизмов  контроля за приобретением инвесторами  акций (долей) кредитных организаций. 

6.Развитие рискориентированного  надзора. 

7.Совершенствование регулирования  деятельности кредитных организаций  по предоставлению населению  потребительских (включая ипотечные)  кредитов и других розничных  продуктов. 

8.Совершенствование методического  и нормативно-правового обеспечения  инспекционной деятельности.

9.Совершенствование процедур  ликвидации кредитных организаций,  у которых отозвана лицензия  на осуществление деятельности.

Эти меры позволят снизить  риски в банковской системе и  укрепить ее.

Основные задачи бюджетной  политики отражены в бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010-2012годах», которое определяет основные задачи бюджетной политики, устанавливает основные направления налоговой политики и основные приоритеты бюджетных расходов, определяет политику в сфере межбюджетных отношений, предусматривает направления совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета. В частности, основными задачами бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу являются:

1. Обеспечение исполнения  социальных обязательств.

При этом надо добиться большей  адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности  заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

2. Ограничение размеров  бюджетного дефицита в целях  сохранения макроэкономической  стабильности и устойчивости  выполнения социальных обязательств  в последующие годы.

Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные  для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает в том числе  планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.

3. Переход к режиму  жесткой экономии бюджетных средств,  предполагающему достижение максимально  возможного мультипликативного  экономического и социального  эффекта от каждого бюджетного  рубля. 

Необходимо четко определить приоритеты и цели использования  бюджетных средств, проведя подробную  и внимательную инвентаризацию бюджетных  расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При  принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

4. Определение оптимальных  форм поддержки реального сектора  экономики и финансовой системы,  исключающие иждивенчество и  создающие стимулы для внедрения  и развития современных технологий, повышения энергоэффективности  экономики и производительности  труда. Выполнение требований  повышения эффективности должно  быть обязательным условием оказания  государственной поддержки. 

5. Обеспечение кардинального  повышения качества предоставления  гражданам государственных услуг,  модернизацию сети оказания услуг  гражданам за счет бюджетных  средств. 

6. Усовершенствование механизма  государственных закупок за счет  применения современных процедур  размещения заказов, консолидации  заказчиков, а также использования  комплексных методов управления  инвестиционными проектами. 

Система государственных  закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен  и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а  также задержки в реализации соответствующих  процедур.

Государственные закупки  должны использоваться в том числе  в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и  повышения конкурентоспособности  эффективных производителей.

7. Определение экономически  оправданного уровня налоговой  нагрузки и структуры налогов,  соответствующие современной стадии  развития российской экономики  и стимулирующие развитие предпринимательства,  поиск и применение передовых  технологий.

Необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в  целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта  от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.

Одновременно требуется  принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе  за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

8. Обеспечение сбалансированности  расходных полномочий и ресурсов  для их обеспечения на каждом  уровне публичной власти, установить  ответственность за неэффективное  расходование средств, создать  стимулы для расширения собственного  доходного потенциала.

Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или  стимулирования внедрения наилучшей  практики оказания таких услуг, в  том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

9. Завершение формирования  надежной и сбалансированной  пенсионной системы, основанной  на страховых принципах ресурсного  обеспечения и позволяющей обеспечить  достойный уровень жизни гражданам  старшего поколения. 

Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования  механизмов государственного стимулирования.

10. Определение и реализация  комплекса мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также  иные мероприятия, связанные с  ратификацией Конвенции о правах  инвалидов. 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в  различных странах, в том числе  в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных  моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства  и является одним из ключевых факторов экономического и политического  развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации  прошла несколько этапов, была и  до сих пор связана со многими  сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр.Современная  бюджетная система России имеет  почти вековую историю и послужила  прообразом современной бюджетной  системы Российской Федерации. Этапы  становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства. Можно выделить следующие этапы становления и развития бюджетной системы РФ:

1) Становление бюджетной  системы от Древней Руси до  Революции 1917г.;

2) Возникновение советской  бюджетной системы 

3) Бюджетная система СССР  в военные 1941-1945 годы 

4) Развитие бюджетной  системы СССР в 1945-1980гг.

5) Бюджетная система на  современном этапе 

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами  строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы ,которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений  в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться  за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета  подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное  воспроизводство и прирост запасов.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, жившего многие годы в  условиях жесткой централизации, еще  довольно длительное время будет  определяться развитием бюджетных  отношений. Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться  в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над  теми процессами, в которых рынок  оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого  финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к  внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах  бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и  качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения  способны превратить государственный  бюджет из средства дестабилизации экономики  в мощный стимул экономического роста.

Важные шаги в направлении  совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны  как в законодательной, так и  в институциональной и финансово-кредитной  сферах. Была создана качественно  новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально  проводить оптимизацию бюджетных  потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к  казначейской системе исполнения консолидированного бюджета РФ. Подготовлен к принятию Налоговый кодекс, который станет всеобъемлющим документом, регулирующим взаимоотношения государства с  налогоплательщиками, четко разграничит  полномочия федеральных и региональных органов власти и приравненных к  ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении  либерализации налоговой ситсемы  страны с обеспечением в то же время  стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. - М.: Проспект, 2009. - 39с.

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. - М.: Юрайт-Издат, - 2008. - 308с. 

3. Налоговый кодекс Российской  Федерации. - Новосибирск.: Сиб.универ.изд-во, 20010. - 544с.

4. Федеральный закон «О  бюджетной классификации Российской  Федерации» от 07.06.1996. №115-ФЗ.

5. Федеральный закон «О  федеральном бюджете на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008. № 204-ФЗ 

6. Бюджетное послание  Президента РФ «О бюджетной  политике в 2010 - 2012 годах» от 25.05.2009.

7. Баранова, Л.Г. Бюджетный  процесс РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 222с. 

Информация о работе Эволюция бюджетной системы России