Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:40, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Введение 3
1. Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства 5
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории 5
1.2 Функции бюджета 7
2. Эволюция бюджетной системы России 11
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России 11
2.2 Бюджетная система СССР 17
2.3 Бюджетная система современной России 29
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств 34
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств 34
2.4.2 Финансовая система федеративного государства 40
3. Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы РФ 46
Заключение 60
Список использованной литературы 63
1.Обеспечение открытости
деятельности кредитных
2.Упрощение и удешевление
процедур реорганизации,
3.Оптимизация условий
для развития сети банковского
обслуживания населения,
4.Обеспечение противодействия
допуску к участию в
5.Рационализация механизмов
контроля за приобретением
6.Развитие
7.Совершенствование
8.Совершенствование
9.Совершенствование процедур
ликвидации кредитных
Эти меры позволят снизить риски в банковской системе и укрепить ее.
Основные задачи бюджетной политики отражены в бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010-2012годах», которое определяет основные задачи бюджетной политики, устанавливает основные направления налоговой политики и основные приоритеты бюджетных расходов, определяет политику в сфере межбюджетных отношений, предусматривает направления совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета. В частности, основными задачами бюджетной политики на 2012 год и дальнейшую перспективу являются:
1. Обеспечение исполнения социальных обязательств.
При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
2. Ограничение размеров
бюджетного дефицита в целях
сохранения макроэкономической
стабильности и устойчивости
выполнения социальных
Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.
3. Переход к режиму
жесткой экономии бюджетных
Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
4. Определение оптимальных
форм поддержки реального
5. Обеспечение кардинального
повышения качества
6. Усовершенствование механизма
государственных закупок за
Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.
Государственные закупки
должны использоваться в том числе
в качестве инструмента управления
структурными преобразованиями в российской
экономике, способа стимулирования
технологической модернизации и
повышения
7. Определение экономически
оправданного уровня налоговой
нагрузки и структуры налогов,
соответствующие современной
Необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.
Одновременно требуется
принять меры по мобилизации дополнительных
бюджетных доходов, в том числе
за счет внедрения современных
8. Обеспечение
Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.
9. Завершение формирования
надежной и сбалансированной
пенсионной системы,
Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования.
10. Определение и реализация
комплекса мер по созданию "безбарьерной"
среды для инвалидов, а также
иные мероприятия, связанные с
ратификацией Конвенции о
Одним из важнейших институтов
государства является бюджетная
система. На протяжении тысячелетий
существования государств финансовые
ресурсы, мобилизуемые в бюджетную
систему, обеспечивают государственным
и территориальным органам
Исторический опыт и практика
формирования бюджетных систем в
различных странах, в том числе
в странах с развитой рыночной
экономикой, свидетельствуют о том,
что, несмотря на разнообразие бюджетных
моделей, все они формировались
под влиянием поиска оптимального взаимодействия
между бюджетами разного
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В процессе своего развития
бюджетная система Российской Федерации
прошла несколько этапов, была и
до сих пор связана со многими
сферами жизни и деятельности
государства и его населения:
социальной, налоговой, политической,
экономической и пр.
1) Становление бюджетной системы от Древней Руси до Революции 1917г.;
2) Возникновение советской бюджетной системы
3) Бюджетная система СССР в военные 1941-1945 годы
4) Развитие бюджетной системы СССР в 1945-1980гг.
5) Бюджетная система на современном этапе
Государственный бюджет представляет
систему бюджетов, включающую в себя
федеральный бюджет, бюджеты субъектов
Федерации и местные бюджеты.
Отношения между отдельными бюджетами
строятся на основе принципа бюджетного
федерализма, согласно которому за бюджетом
каждого уровня закрепляются свои доходы
и расходы ,которые ООН должен
финансировать. Основным источником поступлений
в бюджет являются налоги, однако наряду
с ними доходы могут формироваться
за счет неналоговых поступлений, займов
и эмиссии денег. Расходы бюджета
подразделяются на текущие, обеспечивающие
текущие потребности
Необходимость реформирования
бюджетной системы в
Таким образом, совершенствование
бюджетного устройства способно оказать
значительное положительное воздействие
на функционирование всей рыночной системы.
И это совершенствование
Важные шаги в направлении
совершенствования бюджетного устройства
Российской Федерации уже были сделаны
как в законодательной, так и
в институциональной и
1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. - М.: Проспект, 2009. - 39с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, - 2008. - 308с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. - Новосибирск.: Сиб.универ.изд-во, 20010. - 544с.
4. Федеральный закон «О
бюджетной классификации
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.2008. № 204-ФЗ
6. Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» от 25.05.2009.
7. Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 222с.