Эволюция бюджетной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства 5
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории 5
1.2 Функции бюджета 7
2. Эволюция бюджетной системы России 11
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России 11
2.2 Бюджетная система СССР 17
2.3 Бюджетная система современной России 29
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств 34
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств 34
2.4.2 Финансовая система федеративного государства 40
3. Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы РФ 46
Заключение 60
Список использованной литературы 63

Работа содержит 1 файл

Курсач по бюджетной системе готовый.docx

— 98.14 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Вятская государственная  сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра денег, кредита и  финансов

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ»

 

«Эволюция бюджетной  системы России»


 

Выполнил: Седлов К.В.

Специальность: финансы и кредит

Группа: 620

Форма обучения: заочная, второе высшее

Год приема: 2009


 

Дата регистрации работы______________

Регистрационный номер_______________

Руководитель: Крючкова Л.В.


 

 

 

 

Киров 2011

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства 5

1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории 5

1.2 Функции бюджета 7

2. Эволюция бюджетной системы России 11

2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России 11

2.2 Бюджетная система СССР 17

2.3 Бюджетная система современной России 29

2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств 34

2.4.1 Бюджетные  системы унитарных государств 34

2.4.2 Финансовая  система федеративного государства 40

3. Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы РФ 46

Заключение 60

Список использованной литературы 63

Введение

 

Бюджетная система страны является основной финансовой базой  деятельности государственных органов  власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального  развития соответствующих территорий.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в  различных странах, в том числе  в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных  моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства  и является одним из ключевых факторов экономического и политического  развития страны.

В организации бюджетных  отношений России за последнее десятилетие  произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе  бюджетной системы РФ; сама она  строится на совершенно иных, чем в  советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа  межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных  полномочий между органами власти разного  уровня; и т.д. Все это позволяет  утверждать, что взаимоотношения  между звеньями бюджетной системы  РФ уже переведены в качественно  иной, более рациональный режим функционирования.

Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной  системы России в соответствие с  принципами бюджетного федерализма. Становление  современной бюджетной системы  страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного выравнивания и др.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма  их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности  за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и  исполнительных органов государственной  власти федерального и регионального  уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

Перед собой поставил цель - комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной  системы РФ.

Задачи работы обусловлены  ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:

- раскрыть понятие терминов  «бюджет» и «бюджетная система»;

- дать характеристику  бюджетов: федерального, регионального  и местного уровней; 

- показать взаимосвязь  финансовой и бюджетной систем.

Объектом настоящей курсовой работы выступает бюджетная система  РФ. Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ.

Структурно работа включает в себя введение, где реализуются  постановка цели и задач исследования, трех глав основной части, заключения, содержащего краткие выводы по исследованию, списка использованной литературы.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды  отечественных авторов в становления  и развития бюджетной системы, учебные  и учебно-методические пособия, научные  публикации, периодические издания, посвященные тематике изучения.

В качестве информационной базы исследования были использованы статистические данные Министерства финансов РФ, экономико-статистические данные, отраслевые экономические обзоры, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет.

1. Понятие и функции бюджета  и бюджетной системы государства

    1. Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества.

Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального  состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества по сравнению с экономикой в целом и финансам в частности  многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует  об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств  в бюджетной системе падает культура, духовность, нравственность в обществе.

Во всех государствах в  результате деятельности хозяйствующих  субъектов создаются валовой  внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере  материального производства национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения  и дальнейшем использовании национального  дохода играет бюджет. В процессе перераспределения  национального дохода страны часть  его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой  форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государств. Бюджету  принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны, предприятием и населением - с другой, которые связаны с  формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений  обусловлено задачами, решаемыми  государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета  самым непосредственным образом  связано с развитием национального  дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального  дохода являются: образование и использование  денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды); организация  налогов; финансирование отраслей народного  хозяйства; формирование и использование  общественных фондов потребления, страховых  и резервных фондов.

Во всех этих процессах  большую роль играет бюджет. С помощью  бюджета государственные и территориальные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них  функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство  использует бюджет в качестве одного и основных инструментов обеспечения  непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента  проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции  финансов.

 

    1. Функции бюджета

 

Бюджет выполняет следующие  задачи: перераспределение национального  дохода; государственное регулирование  и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной сферы и  осуществление социальной политики государства; контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

В ходе формирования доходов  бюджета и использования бюджетных  средств решаются задачи государственного регулирования экономических и  социальных процессов в стране.

Доходы бюджета - это экономические  отношения межу государством, с одной  стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Одновременно с этим доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов  бюджета происходит императивное изъятие  в пользу государства части национального  дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с  предприятиями и населением. Структура  бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических  условий развития данной страны. Изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения, связанные с  экономическими процессами.

Бюджет активно участвует  в распределении прибыли предприятий  и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между  формами и величиной изъятия  в бюджет части прибыли предприятий  и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличение прибыли.

Расходы бюджета - это экономические  отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в  бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность  обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных  отраслей народного хозяйства, воспроизводство  квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение  обороноспособности страны.

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в  непроизводственную сферу, для чего, за счет бюджета, создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Через  бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы  между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального  развития. Пользуясь бюджетом как  основным орудием перераспределения  национального дохода, государство  направляет средства в первую очередь  в те отрасли народного хозяйства  и те экономические районы, которые  требуют на данном этапе первоочередного  развития, т.е. посредством бюджета  производится межтерриториальное и  межотраслевое перераспределение  национального дохода. Тем самым  соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государств, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом  и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При  помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение  необходимыми источниками доходов  региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой  территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в  непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через бюджет происходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые в  бюджетную систему, имеют первостепенное значение для формирования и распределения  общественных фондов потребления.

Информация о работе Эволюция бюджетной системы России