Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:27, контрольная работа
Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. О
Ведение……………………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность и содержание бюджета..........……………………5
2.Функции бюджета……………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Практическое задание — Вариант №2............………………………………...16
Список использованной литературы…………………………………………...48
1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.
2. Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики.
4. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержка депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций. Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
5. Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.
Названные функции бюджета носят объективный характер и некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики, сложившимися традициями и общественными предпочтениями.
Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
1. механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
Рисунок №1 - Динамика доходов федерального бюджета
Виды доходов | млрд. руб | % к ВВП | |
Всего доходов | 6721,5 | 100 | |
1 | Налог на прибыль организаций | 203 | 3 |
2 | НДС на товары, реальзуемые на территории РФ | 1124,4 | 16,7 |
3 | НДС на товары, ввозимые на территорию РФ | 914,2 | 13,6 |
4 | Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья | 1107,1 | 16,5 |
5 | Ввозные таможенные пошлины | 344 | 5,1 |
6 | Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть | 1337,9 | 19,9 |
7 | Вывозные таможенные пошлины на природный газ | 132 | 2 |
8 | Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти | 474,4 | 7,1 |
9 | Прочее | 1084,5 | 16,1 |
Рисунок №2 - Структура доходов федерального бюджета в 2010г.
2. Механизм расходования бюджетных средств;
Рисунок №3 - Динамика расходов федерального бюджета
Виды расходов | млрд. руб | % к ВВП | |
Всего расходов | 7481,5 | 100 | |
1 | Общегосударственные вопросы | 660,3 | 8,8 |
2 | Национальная оборона | 881,4 | 11,8 |
3 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 785,9 | 10,5 |
4 | Национальная экономика | 759,6 | 10,2 |
5 | ЖКХ | 141,2 | 1,9 |
6 | Охрана окружающей среды | 9,6 | 0,2 |
7 | Образование | 293,3 | 3,9 |
8 | Культура, кинематография, СМИ | 90 | 1,2 |
9 | Здравоохраненние, физическая культура и спорт | 212,1 | 2,8 |
10 | Социальная политика | 271,4 | 3,6 |
11 | Межбюджетные трансферты | 3376,7 | 45,1 |
Рисунок №4 - Структура расходов федерального бюджета в 2010г.
3. Механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения – доходов и расходов бюджета.
Бюджет выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства. В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.
С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Госбюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную (перераспределение ВВП);
- регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);
- стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);
- контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).
В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.
Роль госбюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вариант №2.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА РАЙОНА
1. На основе представленных исходных данных рассчитать показатели проекта бюджета района и составить проект бюджета по форме №1-Б.
2. Подготовить пояснительную записку к составленному проекту бюджета района, в которой проанализировать структуру и динамику доходов и расходов бюджета и оценить финансовое состояние муниципального образования.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА РАЙОНА
I. Данные для расчета доходов бюджета.
1. Налог на имущество физических лиц.
В текущем году данный налог начислен в сумме 32 000 руб. До конца года указанная сумма поступит полностью. На следующий год налог на имущество физических лиц планируется с ростом на 25% против уровня текущего года.
Проект на следующий год: 32 000+(32 000*0,25)=40 000 руб.
2. Земельный налог.
Таблица №1 – Исчисление земельного налога
№ п./п. | Показатель | Сумма |
1. | Поступило земельного налога за земли городов и поселков по району в текущем году, руб. | 168000 |
2. | Норматив отчислений в бюджет района в текущем году, % | 65 |
3. | Коэффициент увеличения земельного налога в следующем году | 1,8 |
4. | Норматив отчислений земельного налога в бюджет в следующем году, % | 100 |
5. | Сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района в следующем году, руб. | 1500 |
6. | Поступило земельного налога в бюджет района, руб. | 109200 |
7. | Проект поступления земельного налога на следующий год, руб. | 195060 |
Информация о работе Экономическое содержание и функции бюджета государства