Экономическое содержание и функции бюджета государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. О

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность и содержание бюджета..........……………………5
2.Функции бюджета……………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Практическое задание — Вариант №2............………………………………...16
Список использованной литературы…………………………………………...48

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система переделанное.doc

— 600.00 Кб (Скачать)

1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики.

4. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержка депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций. Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

5. Функция обеспечения  существования  государства   ставит  своей  задачей  создание   материально-финансовой   базы    функционирования    государства; содержание   аппарата     управления    страной,    президентской    власти, законодательной и исполнительной  власти,  правоохранительных  и  таможенных органов, налоговой службы.

      Названные функции бюджета носят объективный характер и некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики, сложившимися традициями и общественными предпочтениями.

  Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется       посредством       маневрирования  поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

    В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1. механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;

Рисунок №1 - Динамика доходов федерального бюджета

 

Виды доходов

млрд. руб

% к ВВП

Всего доходов

6721,5

100

1

Налог на прибыль организаций

203

3

2

НДС на товары, реальзуемые на территории РФ

1124,4

16,7

3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

914,2

13,6

4

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

1107,1

16,5

5

Ввозные таможенные пошлины

344

5,1

6

Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть

1337,9

19,9

7

Вывозные таможенные пошлины на природный газ

132

2

8

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

474,4

7,1

9

Прочее

1084,5

16,1

 

Рисунок №2 - Структура доходов федерального бюджета в 2010г.

 

2. Механизм расходования бюджетных средств;

 

Рисунок №3 - Динамика расходов федерального бюджета

Виды расходов

млрд. руб

% к ВВП

Всего расходов

7481,5

100

1

Общегосударственные вопросы

660,3

8,8

2

Национальная оборона

881,4

11,8

3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

785,9

10,5

4

Национальная экономика

759,6

10,2

5

ЖКХ

141,2

1,9

6

Охрана окружающей среды

9,6

0,2

7

Образование

293,3

3,9

8

Культура, кинематография, СМИ

90

1,2

9

Здравоохраненние, физическая культура и спорт

212,1

2,8

10

Социальная политика

271,4

3,6

11

Межбюджетные трансферты

3376,7

45,1

Рисунок №4 - Структура расходов федерального бюджета в 2010г.

 

3. Механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

     Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения – доходов и расходов бюджета.

      Бюджет выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства. В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

              Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

              По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.

              Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

              С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

              Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.   

              Госбюджет выполняет следующие функции:

- перераспределительную (перераспределение ВВП);

- регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

- стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

- контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

              В бюджете  страны  аккумулируется  значительная  часть  вновь  созданной стоимости  национального  дохода,  распределяемого  и   используемого   в соответствии с рыночными законами общественного развития для    обеспечения    расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

              Роль госбюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

              Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вариант №2.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА РАЙОНА

1.  На основе представленных исходных данных рассчитать показатели проекта бюджета района и составить проект бюджета по форме №1-Б.                                    

2.   Подготовить пояснительную записку к составленному проекту бюджета района, в которой проанализировать структуру и динамику доходов и расходов бюджета и оценить финансовое со­стояние муниципального образования.        

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА РАЙОНА

I. Данные для расчета доходов бюджета.

1.  Налог на имущество физических лиц.

В текущем году данный налог начислен в сумме 32 000 руб. До конца года указанная сумма поступит полностью. На следующий год налог на имущество физических лиц планируется с ростом на 25% против уровня текущего года.

Проект на следующий год: 32 000+(32 000*0,25)=40 000 руб.

2.                  Земельный налог.

Таблица №1 – Исчисление земельного налога

п./п.

Показатель

Сумма

1.

Поступило земельного налога за земли городов и поселков по району в текущем году, руб.

168000

2.

Норматив отчислений в бюджет района в текущем году, %

65

3.

Коэффициент увеличения земельного налога в следующем году

1,8

4.

Норматив отчислений земельного налога в бюджет в следующем году, %

100

5.

Сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района в следующем году, руб.

1500

6.

Поступило земельного налога в бюджет района, руб.

109200

7.

Проект поступления земельного налога на следующий год, руб.

195060

Информация о работе Экономическое содержание и функции бюджета государства