Автор: *** ***, 11 Ноября 2010 в 15:30, курсовая работа
Правовую основу бюджетно-финансовой политики Республики Таджикистан составляют Законы Республики Таджикистан «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» (№423 от 15 мая 1997г.), «О Государственном бюджете» принимаемое ежегодно Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Налоговые и Таможенные Кодексы Республики Таджикистан, а также нормативные правовые акты, определяющие бюджетную деятельность, границы и возможности бюджетной политики, регулирующие вопросы доходов и расходов всей бюджетной системы, в том числе местных бюджетов, представления законов о бюджетах и отчетов об их исполнении.
Бюджетно-финансовая работа органов государственной власти на местах и органов самоуправления естественным образом регулируются Конституцией Республики Таджикистан (глава 6 «Местная власть»), Конституционными Законами Республики Таджикистан «О государственной власти на местах» (№1092 от 1 декабря 1994г.), «Об органах самоуправления в поселке и селе» (№1093 от 1 декабря 1994г.), «О Горно-Бадахшанской автономной области» (№108 от 4 ноября 1995г.).
Введение …………………………………………………………………..3-4
1.Бюджетная система Республики Таджикистан …………………..5-8
2.Бюджетный процесс ……………………………………………..9- 11
3.Налоговые доходы государственного бюджета ……………...12 -14
4.Неналоговые доходы государственного бюджета …………..15 - 16
5.Государственные займы как источник дохода государственного бюджета …………………………………………………………17- 18
Заключение ………………………………………………………………...19
Список использованной литературы …………………………………….20
Исполнение бюджета осуществляется Правительством Республики Таджикистан и местными Хукуматами. Непосредственную организацию исполнения бюджета осуществляют Министерство финансов и местные финансовые органы. В основе исполнения бюджета лежит выполнение плана доходов по всем источникам и плана расходов – использование средства бюджета по целевому назначению, для правильного и бесперебойного финансирования экономики, социально-культурных программ, управления и обороны страны и другие расходы. Правительства Республики Таджикистан представляет в Маджлиси намояндагон следующие документы:
3. Налоговые доходы
государственного бюджета
Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в национальной экономике должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов хозяйствующих субъектов, принимающих форму доходов бюджета.
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
Материальной
основой доходов бюджета
Состав доходов в значительной мере зависит от методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему средства. Центральное место в системе доходов бюджета занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода. Они обеспечивают преобладающую часть доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств они составляют 80—90% . Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше (порядка 50%). Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.
Налоговая система Республики Таджикистан представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом Республики Таджикистан налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
В
соответствии с Налоговым Кодексом
Республики Таджикистан все физические
и юридические лица обязаны уплачивать
все общегосударственные и
Налоги исчисляются в денежном выражении и уплачиваются в национальной валюте Республики Таджикистан.
Все общегосударственные налоги делятся на прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги).
Прямые налоги:
Косвенные налоги:
Таможенные пошлины.
Из
этих налогов полностью в
Налоговый Кодекс Республики Таджикистан, как было замечено ранее определяет местные налоги, изымаемые местными Хукуматами с физических и юридических лиц на своей территории.
К ним относятся:
Все платежи по перечисленным налогам поступают в соответствующие местные бюджеты.
Конституционным Законом Республики Таджикистан «О государственной власти на местах» Маджлисами народных депутатов предоставлено право устанавливать местные налоги. Они имеют право определять также порядок уплаты и взимания налогов, исключать отдельные категории из состава налогоплательщиков, элементов из базы налогообложения, применять к ним пониженные ставки местных налогов.
4. Неналоговые доходы
государственного бюджета
Неналоговые доходы являются платежами, которые классифицируются по характеру их поступления в бюджет и включают в себя возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.
К неналоговым доходам
Министерство финансов совместно с Министерством экономики осуществляет контроль за поступлением в государственный бюджет доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества. С учетом предложений Министерства экономики, Министерство финансов вносит уточнения при корректировке отдельных показателей республиканского бюджета в части увеличения (уменьшения) доходов, в пределах общей суммы доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества.
В
соответствии со статьями 1 и 2 Закона Республики
Таджикистан «О Государственном
бюджете Республики Таджикистан
на 2009 год» общий объем Государственного
бюджета Республики Таджикистан за счет
всех источников финансирования на
2009 год составил 5 549 091 тыс. сомони, в
то время, как общий объем расходов составил
5 652 091 тыс. сомони.
5. Государственные
займы как источник
дохода государственного
бюджета
Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. На современном этапе под влиянием значительного увеличения размеров бюджетных дефицитов, разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами растет роль этого вида доходов. Во многих странах бюджетные дефициты планируются при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. В ходе исполнения бюджета поступления от займов достигают весьма крупных размеров — от 10 до 20% всех расходов бюджета. Роль этого вида доходов увеличивается в периоды войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы теряют свое обычное значение. В этом случае удельный вес займов приближается, а иногда даже перекрывает налоги.
Наряду с внутренними существуют внешние займы. Правом их выпуска обладают только центральные власти. Внешние займы связаны с платежным балансом страны и нередко используются для покрытия его дефицита.
Существуют два пути получения займов: первый — у широких слоев населения путем свободной продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, второй — у центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга .
При
чрезвычайных обстоятельствах, когда
получение налоговых платежей и займов
оказывается затруднительным, государство
обращается к эмиссии
бумажных денег. Этот метод самый непопулярный,
т.к. вызывает рост денежной массы без
соответствующего товарного обеспечения
и приводит к усилению инфляционного процесса.
Инфляция тяжело отражается на экономике
и особенно на всей социальной сфере. Поэтому
развитые зарубежные государства стараются
не прибегать к прямому использованию
эмиссии — наиболее быстрому и легкому
пути получения необходимых средств. Эмиссия
денег заменяется выпуском займов. Однако
в современных условиях государственные
займы, легко превращаемые их владельцами
в наличные деньги, выступают в свою очередь
побудителем инфляции. Займы, хотя и в
несколько меньших пропорциях, а также
большей растянутостью во времени, чем
эмиссия, могут оказывать воздействие
на переполнение денежного обращения
излишними для обращения средствами.
Заключение
Современное бюджетное устройство является важной частью государственного устройства Таджикистана. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.
В
настоящее время бюджетная
Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.
Современной бюджетная система Таджикистана является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан нашей Республики.
Информация о работе Экономическое содержание дохода бюджета Республики Таджикистан