Экономическое содержание дохода бюджета Республики Таджикистан

Автор: *** ***, 11 Ноября 2010 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Правовую основу бюджетно-финансовой политики Республики Таджикистан составляют Законы Республики Таджикистан «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» (№423 от 15 мая 1997г.), «О Государственном бюджете» принимаемое ежегодно Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Налоговые и Таможенные Кодексы Республики Таджикистан, а также нормативные правовые акты, определяющие бюджетную деятельность, границы и возможности бюджетной политики, регулирующие вопросы доходов и расходов всей бюджетной системы, в том числе местных бюджетов, представления законов о бюджетах и отчетов об их исполнении.
Бюджетно-финансовая работа органов государственной власти на местах и органов самоуправления естественным образом регулируются Конституцией Республики Таджикистан (глава 6 «Местная власть»), Конституционными Законами Республики Таджикистан «О государственной власти на местах» (№1092 от 1 декабря 1994г.), «Об органах самоуправления в поселке и селе» (№1093 от 1 декабря 1994г.), «О Горно-Бадахшанской автономной области» (№108 от 4 ноября 1995г.).

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3-4

1.Бюджетная система Республики Таджикистан …………………..5-8
2.Бюджетный процесс ……………………………………………..9- 11
3.Налоговые доходы государственного бюджета ……………...12 -14
4.Неналоговые доходы государственного бюджета …………..15 - 16
5.Государственные займы как источник дохода государственного бюджета …………………………………………………………17- 18
Заключение ………………………………………………………………...19

Список использованной литературы …………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Экономическое содержание дохода бюджета.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Экономическое содержание дохода бюджета Республики Таджикистан 
 

Введение …………………………………………………………………..3-4

  1. Бюджетная система Республики Таджикистан …………………..5-8
  2. Бюджетный процесс ……………………………………………..9- 11
  3. Налоговые доходы государственного бюджета ……………...12 -14
  4. Неналоговые доходы государственного бюджета …………..15 - 16
  5. Государственные займы как источник дохода государственного бюджета …………………………………………………………17- 18

Заключение ………………………………………………………………...19

Список использованной литературы …………………………………….20

 

Введение 

     Сейчас  Республика Таджикистан находится  в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно  и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и  структурам экономического регулирования  государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения, связанные с денежными фондами.

     Для нормального существования и  развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать эти экономические отношения, а  вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

В Таджикистане создана достаточно развитая бюджетная  система, основанная на государственном  устройстве, закреплённая в Конституции  РТ и другими актами. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре  бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

     В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе  государства, так как сильная  устойчивая система регулирования  денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

     Необходимо  отметить, что конечным результатом  существования любого государства, на мой взгляд, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

     Правовую  основу бюджетно-финансовой политики Республики Таджикистан составляют Законы Республики Таджикистан «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса» (№423 от 15 мая 1997г.), «О Государственном бюджете» принимаемое ежегодно Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Налоговые и Таможенные Кодексы Республики Таджикистан, а также нормативные правовые акты, определяющие бюджетную деятельность, границы и возможности бюджетной политики, регулирующие вопросы доходов и расходов всей бюджетной системы, в том числе местных бюджетов, представления законов о бюджетах и отчетов об их исполнении.

     Бюджетно-финансовая работа органов государственной  власти на местах и органов самоуправления естественным образом регулируются Конституцией Республики Таджикистан (глава 6 «Местная власть»), Конституционными Законами Республики Таджикистан «О государственной власти на местах» (№1092 от 1 декабря 1994г.), «Об органах самоуправления в поселке и селе» (№1093 от 1 декабря 1994г.), «О Горно-Бадахшанской автономной области» (№108 от 4 ноября 1995г.). 

 

  1. Бюджетная система Республики Таджикистан
 

     В соответствии со статьей 1 Закона Республики Таджикистан «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», «бюджет представляет собой действующий механизм финансовой политики государства и форму образования и распространения денежных средств».

     Под бюджетной системой понимается основанной на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского (центрального) бюджета, бюджета Горно-Бадахшанской автономной области и бюджетов административно-территориальных  единиц Республики Таджикистан. Принципами построения бюджетной системы является единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех видов бюджетов входящих в бюджетную систему страны. Существуют четыре уровня бюджета в Республике Таджикистан, которые в целом составляют Государственный бюджет: республиканский (центральный), областной, бюджет Горно-Бадахшанской автономной области, Хатлонской и Согдийской областей и города Душанбе – итого 4; районный и городской, 58 сельских и 4 городских районов (г. Душанбе), 12 города – итого 74 (сюда включены бюджеты 13 районов и городов республиканского подчинения); бюджеты Джамоатов – 401.

     Законом Республики Таджикистан «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» регламентируется деятельность органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой принципы распределения доходов и расходов между бюджетами всех уровней и строится вместе с бюджетным законодательством и решениями местных Маджлисов народных депутатов. Составление бюджета осуществляется на основе прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством  формы бюджетной документации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета другому, принципами согласования бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы основано также на взаимодействие бюджетов всех уровней, осуществляемое через использование регулирующих доходных источников, создание целевых бюджетных фондов, их частичного перераспределения.

     Республиканский бюджет Республики Таджикистан, бюджет Горно-Бадахшанской автономной области, бюджеты административно-территориальных  единиц являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом направления их использования и расходования. К собственным доходным источникам бюджетов относятся:

  • закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
  • отчисления от государственных налогов и доходов.

     Доходы  бюджетов каждого уровня формируются  в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Таджикистан и Таможенным Кодексом Республики Таджикистан, плательщиками  которых являются предприятия, учреждения, организации и иные юридические лица независимо от форм собственности и физические лица.

     Расходы бюджетов всех уровней разделяются  на расходы, включаемые в бюджет текущих  расходов и бюджет развития.

     В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

     В бюджетной системе Республики Таджикистан  используется единая бюджетная классификация, при помощи которой производится экономическая группировка доходов  и расходов бюджета по однородным признакам.

     Структура и состав бюджетной классификации  утверждается Министерством финансов Республики Таджикистан. Сбалансированность доходов и расходов бюджетов всех уровней достигается методом  бюджетного регулирования и выражает бюджетно-финансовую политику государства. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. В случае дефицитного бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета в случае дефицита местные Маджлисы могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита в результате снижения поступлений доходных источников бюджета, необходимо вводить механизм ограничения расходов путем пропорционального снижения государственных расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего бюджетного года, за исключением защищенных статьей.

     Состав  защищенных статьей определяется Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и местными Маджлисами народных депутатов в пределах их компетенции. Покрытие дефицита бюджета может осуществляться за счет поступлений от приватизации госсобственности, выпуска ценных бумаг, использования кредитных ресурсов банков и иностранных кредиторов. В целях осуществления антиинфляционных мероприятий вопросы о предоставлении республиканскому (центральному) бюджету кредитных ресурсов и выпуске ценных бумаг рассматривается Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. В этом случае разрешение оформляется в виде Постановления Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Это относится и к другим уровням бюджета, соответствующие Маджлисы утверждают проект подобного решения.

     Государственный бюджет Республики Таджикистан является частью финансовой системы страны, включающей в себя финансы самостоятельных  юридических и физических лиц. Через  бюджетную систему государство  концентрирует финансовые ресурсы, которые направляются на развитие экономики, социальной сферы и другие цели, связанные с управлением государства.

     Налоги  и другие платежи, взысканные с предприятий  и иных юридических и физических лиц, перечисляются в бюджет в  первоочередном и бесспорном порядке. Доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды) или от бюджетных инвестиций, либо сдача в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития соответствующего предприятия. 

 

      2. Бюджетный процесс 

     Составление и исполнение бюджетов являются функциями  Правительства Республики Таджикистан, Хукуматов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов. Рассмотрение, утверждение и контроль над исполнением бюджетов являются функциями Маджлиси намояндагон и местных Маджлисов народных депутатов. Правительство Республики Таджикистан, Хукуматы ежегодно, до начала рассмотрения проектов бюджетов в Маджлиси намояндагон и местных Маджлисов делают их достоянием гласности. В Комитетах Маджлиси намояндагон проводятся слушания по проекту бюджета на очередной финансовой год, привлекаются специалисты по финансовой и правовой экспертизы проекта бюджета.

     Ежегодно  публикуются отчеты об исполнение бюджетов. Правительство Республики Таджикистан публикует сводный отчет об исполнение Государственного бюджета Республики Таджикистан, а также местных бюджетов. Хукуматы представляют отчеты об исполнении своих бюджетов в Министерство финансов Республики Таджикистан и Государственное статистическое агентство при Правительстве Республики Таджикистан. Определение конкретных сроков и форм бюджетной отчетности возлагается на вышеуказанные органы государственной власти.

     Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов прогнозов и целевых программ, осуществляемая Министерством экономики и торговли, а также сводного финансового плана государства с участием Министерства финансов, на основании которых органы исполнительной власти формируют проекты бюджетов  по расходам. Одновременно определяются каналы поступления финансовых ресурсов государства. Местные Хукуматы составляют проекты бюджетов на предстоящий год и представляют Министерству финансов до 1 сентября текущего года. Составной частью процесса бюджетного планирования является распределение ресурсов государственного бюджета Республики Таджикистан между входящими в его состав бюджетами. Основой этого распределения является бюджетное регулирование, заключающееся в передачи  части ресурсов из вышестоящих бюджетов для сбалансированности нижестоящих бюджетов. Правительство Республики Таджикистан, местные Хукуматы с учетом реальных возможностей финансовых ресурсов вносят на утверждение уточненный проект бюджета по доходам и расходам. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления расходов определяется при утверждении Закона или решения о бюджете на предстоящий год.

     Правительство предствляет уточненный проект Государственного бюджета на очередной финансовый год и проект постановления Маджлиси намояндагон о введение в действие Закона о Государственном бюджете представляет не позднее 1 октября на утверждение в Маджлиси намояндагон, который после обсуждения принимает Закон о Государственном бюджете.

Информация о работе Экономическое содержание дохода бюджета Республики Таджикистан