Введение.
Новый этап экономических
и социальных реформ в России предусматривает
в качестве приоритетных направлений
государственных расходов инвестиции
на поддержание систем жизнеобеспечения
населения страны. Расходы на образование
являются именно такими инвестициями,
поскольку развитие всех отраслей экономики
напрямую зависит от уровня образованности
общества. Первостепенная роль в деле
воспитания подрастающего поколения всегда
принадлежала системе образования. Образование
– одно из основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан РФ.
Государство гарантирует
ежегодное выделение финансовых средств
на нужды образования в размере не менее
10% национального дохода, а также защищённость
соответствующих расходов федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов. Доля расходов на финансирование
высшего профессионального образования
не может составлять менее 3% расходной
части федерального бюджета.
Массовая сеть
государственных учреждений культуры
финансируется за счет региональных
и местных бюджетов. В зависимости
от своего расположения
Источники
финансирования образовательных
учреждений.
Новый
этап экономических и социальных
реформ в России предусматривает
в качестве приоритетных направлений
государственных расходов инвестиции
на поддержание систем жизнеобеспечения
населения страны. Расходы на образование
являются именно такими инвестициями,
поскольку развитие всех отраслей экономики
напрямую зависит от уровня образованности
общества. Первостепенная роль в деле
воспитания подрастающего поколения всегда
принадлежала системе образования. Образование
– одно из основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан РФ. Основы регулирования
государственной политики в области образования
сформулированы в федеральном законе
от 13 января 1996 года №125 ФЗ «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании»,
а также в Национальной доктрине развития
образования, утверждённой постановлением
правительства РФ от 4 октября 2004 года
№751.
Гражданам
РФ гарантируется возможность получения
образования без каких-либо условий и
ограничений независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
места жительства, состояния здоровья
и т.п. Государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования и начального профессионального
образования, а также на конкурсной основе
бесплатность среднего, высшего и послевузовского
профессионального образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного
уровня гражданин получает впервые. Государственные
образовательные стандарты позволяют
сохранять единое образовательное пространство
России. Они представляют собой систему
норм, определяющих обязательный минимум
содержания основных образовательных
программ, требования к уровню подготовки
выпускников, максимальных объём учебной
нагрузки обучающихся.
В
последнее время особое внимание
уделяется принципу регионализации
образования. Основными признаками региональной
системы образования с точки зрения его
организации являются: совокупность учебно-воспитательных
учреждений в регионе, обеспечивающих
возможность дифференциации образования
и обучения в соответствии с интересами
граждан и уровнем их подготовленности;
программы обучения, отражающие научно-культурные,
демографические и экономические особенности
региона. Муниципальная система включает
в себя характеристики региональной, но
при этом особо подчёркивается роль местных
органов самоуправления, которые могут
создавать дополнительные условия для
функционирования и развития системы
образования за счёт средств и местных
бюджетов. С позиции ресурсного обеспечения
региональной считается система, которая
финансируется из бюджета местного органа
самоуправления.
Одним из условий обоснованности
расходов и эффективного использования
средств является научно обоснованная
типологизация образовательных
программ и учреждений. Содержание
образования определённого уровня
и направленности определяют
образовательные программы, которые подразделяются
на общеобразовательные и профессиональные.
К общеобразовательным относятся программы
дошкольного образования, начального
общего образования и среднего (полного)
общего образования. Они направлены на
решение задачи формирования общей культуры
личности, её адаптации к жизни в обществе,
создание основы выбора и освоения профессиональных
образовательных программ. С помощью профессиональных
образовательных программ осуществляется
подготовка специалистов соответствующей
квалификации и решаются задачи последовательного
повышения профессионального и общеобразовательного
уровня специалистов. К профессиональным
относятся программы начального, среднего,
высшего и послевузовского профессионального
образования.
Образовательным является учреждение,
осуществляющее образовательный процесс,
т.е. реализующее одну или несколько образовательных
программ и (или) обеспечивающее содержание
и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения по своим
организационно-правовым формам могут
быть государственными, муниципальными,
негосударственными. Гражданский кодекс
РФ относит образовательные учреждения
к некоммерческим организациям. В зависимости
от реализуемой образовательной программы
создаются следующие типы образовательных
учреждений:
- дошкольные;
- образовательные, включающие в
себя три ступени: начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования;
- начального, среднего, высшего и
послевузовского профессионального
образования;
- дополнительного образования взрослых;
- дополнительного образования детей;
- специальные (коррекционный) для
обучающихся воспитанников с
отклонениями в развитии;
- для детей-сирот, оставшихся
без попечения родителей (законных
представителей);
- другие учреждения, осуществляющие образовательный
процесс.
Видовые наименования учреждений
определяются в соответствии
с уровнями реализуемых образовательных
программ и направлениями деятельности.
Кроме образовательных учреждений
в систему образования включается
также широкая сеть учреждений, обеспечивающих
учебно-воспитательный процесс, так называемые
прочие учреждения: научно-методические
центры, медико-психолого-педагогические
службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные
бухгалтерии, службы технического надзора
за ходом капитального ремонта и строительства
объектов образования, службы по
хозяйственному содержанию зданий и др.
Каждое образовательное учреждение
создаётся одним или несколькими
учредителями, которые финансируют
его деятельность. В соответствии
со ст.120 ГК РФ «учреждением признаётся
организация, созданная собственником
для осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера
и финансируемая им полностью или частично».
Собственником государственных и муниципальных
образовательных учреждений является
государство в лице федеральных, региональных
и местных органов управления. В соответствии
с этим основой государственных гарантий
получения гражданином образования в
пределах стандартов является государственное
или муниципальное финансирование. Объём
бюджетных средств выступает одним из
главных показателей, характеризующих
масштаб государственного регулирования
сферы образования. В настоящее время
удельный вес федерального бюджета в общих
расходах на образование составляет около
20%, на долю региональных и местных бюджетов
приходится около 80%.
Степень участия бюджета того
или иного уровня в финансировании
расходов зависит от целого
ряда факторов, в том числе:
от государственного устройства
и общей системы государственного управления;
законодательного распределения ответственности
за виды образования; сложившихся традиций
и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые
и территориальные принципы управления.
Это позволяет классифицировать структуру
финансовых потоков на содержание образования
по уровням бюджетов. Федеральный уровень
включает в себя три направления финансирования
расходов:
- на финансирование учреждений
федерального ведения в основном
учреждении профессионального образования;
- на реализацию федеральных образовательных
целевых программ.
Правовой базой для привлечения
внебюджетных источников финансирования
в образовательную отрасль явилась
целая серия законодательных
актов, среди которых кроме
Федерального закона от 13 января
1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить
законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных
объединениях и общественных организациях»,
от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях»,
от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих
организациях».
В настоящее время система
частного предпринимательства в
образовании отражает общественную
реакцию на новые направления
развития экономики государства.
Рынок образовательных услуг
призван удовлетворять не только
государственный заказ, который обеспечивается
бюджетными ассигнованиями, но и социальный
заказ различных групп населения и предприятий.
В процессы образования включаются как
формирующийся класс предпринимателей,
так и представители различных движений
национальных объединений, религиозных
общин. Стремление реформировать систему
образования в своих интересах побуждает
их открывать альтернативные негосударственные
учебные заведения и оказывать финансовую
поддержку государственным. В свою очередь
и государственные учреждения вправе
предлагать широкий спектр образовательных
услуг населению на платной основе. Привлечение
дополнительных источников на цели образования
может осуществляться двумя путями:
- предпринимательской, условно-предпринимательской
или специфической деятельностью самого
образовательного учреждения;
- взаимодействие с юридическими
и физическими лицами, способными
осуществлять благотворительность
в пользу образовательного учреждения.
2.
Порядок планирования
бюджетных средств
на содержание
учреждений образования.
В
соответствии с Федеральным законом
от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании»
государство гарантирует ежегодное
выделение финансовых средств на
нужды образования в размере
не менее 10% национального дохода, а
также защищённость соответствующих
расходов федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов. Доля
расходов на финансирование высшего профессионального
образования не может составлять менее
3% расходной части федерального бюджета.
Установлено, что финансированию подлежит
обучение 170 студентов на каждые 10 тыс.
человек, проживающих в Российской Федерации.
Закон предусматривает единые принципы
формирования бюджетных средств на образование
на всей территории РФ на основе государственных
экономических нормативов на единицу
контингента обучаемых, которые ежегодно
должны утверждаться федеральным законом
одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена
ежеквартальная индексация выделяемых
средств в соответствии с темпами инфляции.
Таковы требования законодательства,
но реальная практика формирования бюджетов
свидетельствует о том, что эти положения
не выполняются.
Далеки
от провозглашённого уровня и показатели,
характеризующие систему образования.
К примеру, не обеспечен установленный
законодательством размер оплаты труда
работников учреждений образования, превышающий
уровень средней заработной платы в РФ;
не реализуется система льгот различным
категориям обучающихся, а также видов
и норм материального обеспечения учащихся
и студентов; не введён механизм предоставления
гражданам личного государственного образовательного
кредита; устарели требования к образовательным
учреждениям в части строительных и санитарных
норм и правил, оснащённости учебного
процесса и оборудования учебных помещений;
не созданы соответствующие фонды развития
образования; отсутствуют научно обоснованные
федеральные и региональные нормативы
финансирования; недостаточно чётко определена
система налоговых льгот, стимулирующих
развитие образования, и др.
Величина ассигнований в первую
очередь регулируется объёмом доходов
бюджета того или иного уровня. Порядок
финансирования обеспечения образовательных
учреждений регламентирован БК РФ. В нём
чётко обозначены рамки применения нормативов
финансовых затрат и нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности. Отмечается,
что нормативный метод используется на
стадии формирования бюджета того или
иного уровня, а не на стадии планирования
расходов на содержание конкретного образовательного
учреждения, как это предусмотрено Федеральным
законом «Об образовании». БК РФ чётко
указывает на сохранение методики поэлементного
выделения средств для каждого бюджетополучателя
с применением множества экономических
статей по видам затрат и различных нормативов
частного характера; от размера ставок
заработной платы работников до объёма
потребления таких видов услуг, как водоснабжение
(мі в сутки на одного учащегося); санитарно-гигиеническое
обслуживание и т.п. Детализация бюджетных
расходов по экономическим статьям связана
с необходимостью усиления контроля со
стороны финансирующих и административных
органов за их целевым использованием.
Этому соответствует принцип постатейного
выделения бюджетных средств для конкретного
учреждения на основе сметно-финансового
обоснования или сметы доходов и расходов.
Определяет объёмы бюджетных ассигнований
и распределяет разнообразные расходы
по экономическим статьям государственный
орган в пределах выделенных из бюджета
средств на календарный финансовый год.