Исследование элементов экономики здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Это то, что мы можем наблюдать постоянно, можем быть недовольными недостаточным качеством обслуживания или наоборот, радоваться избавлению от недуга. Редко каждый из нас задумывается о том, что за всем этим стоит огромная сложная система здравоохранения, в которой как в большом организме происходит много взаимосвязанных процессов, обеспечивающих, в результате, наше здоровое существование.

Работа содержит 1 файл

01.doc

— 448.50 Кб (Скачать)
  • демографические
  • заболеваемости
  • самооценку здоровья населением;
 

     Основными из них для измерения уровня здоровья являются демографические показатели, такие, как:

      • средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (всего, в том числе для мужчин и женщин)
      • коэффициенты общей, повозрастной, в том числе младенческой, смертности (всего, в том числе для мужчин и женщин);
      • показатели смертности, ее причины (всего и по половозрастным группам).
 

     Показатель  средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении используется не только в отечественной науке и практике, но и в международных сравнениях, поскольку он всегда рассчитывается по одной и той же методике. К тому же он входит в интегральный показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - это средняя предстоящая продолжительность жизни новорожденного при условии сохранения уровня смертности, сложившегося на момент определения этого показателя, рассчитывается на основе таблицы дожития по формуле: 

     e0 = T/ l0 + 0,5; 

     где T0 – общее число человеколет, которое предстоит прожить всей совокупности родившихся с момента рождения и кончая предельным возрастом, 100 лет; l0 - исходная совокупность родившихся (10 тыс. или 100 тыс. чел.); 0,5 - поправка, учитывающая то, что человек редко умирает в свой день рождения и живет некоторое время в году своей смерти; считается, что в среднем человек проживет не менее 6 мес. до дня смерти… 

     Смертность  определяется так же, как и рождаемость, — это частота случаев смерти в социальной среде. Измеряется системой показателей, из которых самый простой — общий коэффициент смертности. Существуют различные способы расчета, но если не требуется высокая точность расчетов показателей смертности (такая точность требуется, скажем, при построении математических моделей смертности), то в большинстве случаев для анализа тенденций уровня смертности вполне можно обойтись и пятилетними коэффициентами. Рассчитываются они по формуле: 

     Mx = ;

     Где mх — возрастной коэффициент смертности; Мх —число умерших в возрасте «х» в календарный период (обычно за год); х —численность населения в возрасте «х» в середине расчетного периода (обычно среднегодовая).

     Выражаются  возрастные коэффициенты смертности, как и большинство других демографических  коэффициентов, в промилле (‰). 

     Все показатели должны рассматриваться  в динамике за длительный промежуток времени, чтобы можно было уловить  изменение тенденций, выявить устойчивые характеристики динамики последних  лет, выбрать период прогноза. [8]

     Показатель  младенческой смертности также во многом влияет на уровень развития системы здравоохранения, поэтому для получения показателей здоровья его значение необходимо.

     Коэффициент младенческой смертности рассчитывается по формуле: 

     m0 = (

     где M0 - число умерших в возрасте до 1 года из числа родившихся в году, для которого вычисляется коэффициент; N0 - число родившихся в том же году;N1 - число родившихся в предыдущем году; M1 - число умерших в возрасте до 1 года из родившихся в предыдущем году. 

     Все показатели должны рассматриваться в динамике за длительный промежуток времени, чтобы можно было уловить изменение тенденций, выявить устойчивые характеристики динамики последних лет, выбрать период прогноза. 

     В соответствии с Международной классификацией болезней ВОЗ (X пересмотра), которая обеспечивает сопоставимость данных при межстрановых сравнениях, все болезни подразделяются на следующие виды (классы): 

     
  • инфекционные  и паразитарные заболевания;
  • новообразования;
  • болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета;
  • болезни нервной системы и органов чувств;
  • болезни системы кровообращения;
  • психические расстройства;
  • болезни органов дыхания;
  • болезни органов пищеварения;
  • болезни мочеполовой системы;
  • врожденные аномалии (пороки развития);
  • несчастные случаи, отравления и травмы.

     [8]              

     Наличие подобных заболеваний, их процент от общего количества больных – невероятно важный показатель для органов, финансирующих  здравоохранение.  По данным статистической отчетности проводится анализ уровня и структуры заболеваемости по основным видам болезней, их динамики. Делается вывод о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения. 

     Рассматривая  систему финансирования здравоохранения  в Российской Федерации невозможно не упомянуть о цифрах. Так, по данным независимого института социальной политике, в 2006 году бюджетные средства составляли 3000,3 руб. на человека. В общей сложности за год бюджетные расходы на здравоохранение оказались равны  446 975,2 млн. руб. [10]  

     После описания работ, по результатам которых  государство вкладывает средства в  здравоохранение, можно попробовать  разобраться, насколько заинтересовано государство в высоком показателе здоровья среди своих граждан. 

     Как говорилось ранее, здоровье индивида оценивается количеством работающего и нетрудоспособного населения.

     Существует  огромное количества исследований на микроэкономическом уровне, показывающих, что плохое здоровье отрицательно влияет на производительность на рынке труда, что определяется по количеству заработанных денег и заработной плате. Например, данные российского мониторинга экономического положения  и здоровья населения показали, что (само по себе) хорошее здоровье, по сравнению с менее хорошим здоровьем, увеличивает уровень заработной платы на 22% у женщин на 18% у мужчин. Таким же образом пропущенный по болезни рабочий день снижает заработную плату у мужчин на 3,7%, а у женщин на 5,5%. Анализ Группы по домашнему хозяйству Европейского экономического сообщества (ЕЭС) показывает такие же большие различия в персональном заработке, зависящем от общего здоровья людей в богатых европейских странах. Люди сообщают, что при «очень хорошем» или «хорошем» здоровье существует также большое количество свидетельств отрицательного влияния факторов риска (негативные факторы).

     С точки зрения государства наблюдается  та же картина: в большом количестве стран с высокими доходами отмечается существенная роль плохого здоровья в объяснении решений на увольнение работников и исключение людей из числа трудоспособного населения. Обращаясь к эффекту здоровья на макроэкономическом уровне, исторические исследования показали, что значительная доля сегодняшнего экономического богатства может быть напрямую связана с прошлыми достижениями в области здравоохранения. Во многих исследованиях демонстрируется, что здоровье является очень постоянным и значимым фактором, определяющим различия в экономическом росте бедных и богатых стран. Эти данные могут использоваться для прогнозирования будущих доходов на душу населения на основании снижения смертности в стране. Подробные оценки в нескольких странах с низкими и средними доходами населения (страны ЦВЕ и СНГ) показали, что даже небольшое улучшение здравоохранения приводит к существенному росту ВВП. Сравнивая исходный сценарий без каких-либо изменений, при ежегодном снижении смертности лишь на 2% за 25 лет, произойдёт увеличение ВВП на 26% . Можно привести и другой пример: было рассчитано, что около 50% экономического роста в Соединённом Королевстве с 1780 года по 1980 год можно отнести к улучшению здоровья и питания.

     Ответ на вопрос, вносит ли улучшение здоровья вклад в экономический рост государства, оказывается довольно сложным, однако факты доказывают, что при наличии  здорового населения улучшаются производительность и обеспеченность рабочей силой, что и ведёт  к экономическому росту. Понятно, что здесь имеют место не простые линейные отношения, которые в значительной степени зависят от состояния экономики на рынке труда, уровней занятости населения, наличия ведомственного урегулирования, а также мер по обеспечению социального благополучия. [12] 

     До  того, как в работе будут рассмотрен проект, направленный на улучшение  финансирования, следует установить, как именно оплачиваются медицинские  услуги.  

     Способы оплаты медицинских  услуг

     Оплачивать  затраты на лечение пациента поставщикам медицинских услуг можно двумя способами:

    • постфактум (ретроспективное возмещение фактических затрат на медицинские услуги)
    • предварительно (выплата заранее установленной фиксированной суммы за каждого пациента). В последнем случае тарифы определяются перед лечением  в соответствии со стандартизированными затратами на него и диагнозом.

     В теории и практике для этого используется метод клинико-статистических групп (КСГ) и медико-экономические стандарты (МЭС метод, используемый только в  российской практике). [20]

     Теперь  подробнее о стандартах:

  • КСГ – это группа заболеваний, выделенная в каждом  классе Международного классификатора болезней и объединенная схожим уровнем затрат на медицинскую помощь.  По сути, КСГ — это административно назначаемые цены, которые определяют «справедливый» уровень оплаты исходя не из фактического объема услуг, а на основе предполагаемого нормативного показателя.

     Несмотря  на то, что метод КСГ  показывает свою экономическую эффективность, способствуя снижению необоснованных издержек на лечение, не исчезает проблема недостаточного учета различий в тяжести заболеваний (это отражается в разной длительности лечения). Невозможность создания совершенной системы оплаты, учитывающей все различия между пациентами,  означает, что в реальности существенной является проблема морального риска. «Эталонная» конкуренция в здравоохранении может в большей степени ухудшать положение пациентов, а не неэффективных поставщиков медицинских услуг.

     У данной системы можно выделить негативные последствия, сказывающиеся, в первую очередь, на качестве обслуживания пациентов:

     можно разделить на четыре основных типа:

  • предпочтение в приеме тех пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых ниже цены по КСГ
  • снижение качества медицинских услуг для пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых выше цены по КСГ
  • отказ в приеме пациентов, ожидаемые затраты на лечение которых выше цены, определённой по КСГ
  • манипулирование диагнозами пациентов в сторону большего обращения к КСГ, имеющим больший вес, а значит и стоимость.

     С экономической точки зрения важно, насколько «широко или узко»  должны быть определены КСГ. Крупные  КСГ дают мощный стимул к росту  эффективности и минимизируют возможности  манипулирования диагнозами. С другой  стороны, существует опасность применения стационарами стратегии «снятия сливок» (пациенты, претендующие на дорогое лечение) и «экономии». Если КСГ детализированы, то эти негативные стимулы исчезают, однако возникает стимул для «перелечивания» пациентов, если это приводит к возможности  использования более «дорогой» КСГ (стратегия «использования лазеек»). 

     
    • МЭС же представляет собой детализацию  КСГ, т.е. стандарт, который определяет объем диагностических и лечебных процедур, медикаментозного лечения, а также объем соответствующего финансового обеспечения для каждой КСГ (каждой группы).
 

     Национальный  проект

     Финансирование  здравоохранения – постоянный процесс. Несмотря на остальные расходы, государственный  бюджет не перестаёт выделять необходимые  средства на обеспечение должного уровня здравоохранения. Однако в нашей стране (как и в любой другой), время от времени запускаются различные программы и проекты, направленные на повышение внимания к тому или иному направлению.  

     Таким образом, в 2005 году стартовал нацпроект "Здоровье".

      Национальный проект стал, несомненно, крупной вехой в развитии российского здравоохранения. По ходу реализации проекта вносились дополнительные приоритетные направления, на данный момент это:

    • Развитие первичной медицинской помощи;
    • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
    • Развитие службы крови;
    • Снижение смертности от предотвратимых причин (мероприятия, направленные на снижение смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний и дорожно-транспортных происшествий).

Информация о работе Исследование элементов экономики здравоохранения