Автор: Надежда Васильева, 04 Октября 2010 в 09:28, курсовая работа
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Кредит выполняет следующие функции:
аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
перераспределение денежного капитала ;
экономию издержек;
ускорение концентрации и централизации капитала;
регулирование экономики.
На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд , динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Введение.
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита
1.1 Государственный кредит как экономическая категория
1.2 Отличия государственного кредита от банковского
Глава 2. Формы государственного кредита
2.1 Формы внутриэкономического государственного кредита
Международный государственный кредит
Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ
Заключение
Список литературы
Приложение
Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.
Другой
филиал МБРР - МАР предоставляет
наиболее мягкие кредиты только для
экономически слаборазвитых стран
сроком на десятилетия под проценты, значительно
ниже рыночных. Средства для предоставления
кредитов целиком формируются за счет
взносов стран-доноров.
Глава 3.
Основные
тенденции развития государственного
кредита в РФ.
Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Россия
в современных условиях выступает,
как впрочем и любое
Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам ( исключая Украину ) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов ( внешний долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов ). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.
Практически Россия может
« В течение 1999 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную, прежде всего, на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицита государственного бюджета, а также достижение договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР» ( Финансы 2000, №5 ).
Основные параметры, характеризующие объем, структуру и динамику государственного долга, отражены в следующей таблице (см. приложение № 1)
В начале 1998 года общий уровень долговой нагрузки составлял 49,4% к ВВП. В результате девальвации рубля 17 августа прошлого года произошел рост государственного долга с 52% до 120% к ВВП. ( Финансы 1999, №7 )
Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобное же состояние своих внешних финансов ( например, Мексика и др. ) свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежной системы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое на многие годы становится весьма проблематичным.
Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.
1. Дефицитный
бюджет приводит к ускоренному
росту государственного
2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
3. Центральный
банк и Минфин РФ
4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.
6. Понятия внутреннего
и внешнего долга постепенно
смыкаются. Этот процесс
Основными
проблемами, связанными с нынешним
состоянием государственного
1. Принципиально
разные правовые и
2. Серьезная
проблема, связанная с долгом
бывшего СССР, обусловлена той
ролью, которую исторически
3. Операции
правительства по размещению
еврооблигаций, а также
Необходимо
отметить, что информация о мероприятиях,
проводимых правительством и его
агентами по урегулированию вопросов,
связанных с российскими внешними
долгами и активами, необоснованно закрывается
и практически недоступна даже для аудиторов
Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет
финансовый мониторинг, усложняет контроль
за подобными операциями, стимулирует
злоупотребления.
Заключение.
Назначение
государственного кредита проявляется
в первую очередь в том, что
он является средством мобилизации
в руках государства
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Главных
задач системы управления внешним
долгом, являются: обеспечение национальной
экономики республики внешними источниками
финансирования, достаточными для ее
оптимального развития, осуществление
контроля за эффективным использованием
этих средств и за тем, чтобы их объем находился
в соответствии с реальными возможностями
страны обслуживать свой внешний долг.
Список литературы.
5. Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто финансовая / Деловой мир. 20-23.06.97
8. Семенкова Е.В., Алексанян
В.М. Реструктуризация государственной
задолженности / Финансы, №5 / 1999.
Приложение
Таблица
1. Объем и структура
Государственный
Долг |
На 1 января года | ||||
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Внутренний , трлн. руб*. | 17,2 | 88,4 | 196,8 | 372,6 | 499,6 |
Внешний,
трлн. руб. / млрд. дол. США,
в том числе: |
140.5/
112,7 |
425,6/
119,9 |
558,6/
120,4 |
695,0/
125,0 |
779,6/
130,8 |
Долг бывшего СССР | 129,3/
103,7 |
385,5/
108,6 |
477,9/
103,0 |
560,5/
100,8 |
582,9/
97,8 |
Долг РФ | 11,2/
9,0 |
40,1/
11,3 |
80,7/
17,4 |
134,5/
24,2 |
196,7/
33,0 |
Внутренний в % к ВВП | 10,0 | 14,0 | 13,4 | 18,1 | 19,3 |
Внешний в % к ВВП | 61,3 | 43,0 | 33,7 | 28,9 | 30,1 |