Государственный проект

Автор: Надежда Васильева, 04 Октября 2010 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Кредит выполняет следующие функции:
аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
перераспределение денежного капитала ;
экономию издержек;
ускорение концентрации и централизации капитала;
регулирование экономики.
На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд , динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Содержание

Введение.
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита
1.1 Государственный кредит как экономическая категория
1.2 Отличия государственного кредита от банковского
Глава 2. Формы государственного кредита
2.1 Формы внутриэкономического государственного кредита
Международный государственный кредит
Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая Васильевой.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

       Экономико – правой колледж сервиса. 
 
 
 
 

       Курсовая  работа

       По  дисциплине: Бюджет РФ

       На  тему: «Государственный кредит» 
 
 

       Работу  выполнила:                                                   Н.С. Васильева

       Работу  проверила:                                                   М.Н. Алюсова

       Студентка 3-ого курса

       Группы  Ф-315 
 
 
 

Тольятти, 2007. 
 
 
 

          Содержание 

    Введение.

     Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита

    1. Государственный кредит как экономическая категория
    2. Отличия государственного кредита от банковского

    Глава 2.  Формы государственного кредита

    2.1 Формы внутриэкономического государственного кредита

    Международный государственный кредит

    Глава 3.  Основные тенденции развития государственного кредита в РФ

    Заключение

    Список литературы

    Приложение 

 

       Введение.

       Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и осуществляющих аккумуляцию  и мобилизацию денежного капитала.

       Через кредитную систему реализуются  сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

       Кредит  выполняет следующие функции:

    • аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
    • перераспределение денежного капитала ;
    • экономию издержек;
    • ускорение концентрации и централизации капитала;
    • регулирование экономики.

       На  рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает  участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд , динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

       Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части  кредитно-банковской системы страны.  Принимая во внимание сложившиеся в  России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.      
 
 
 

       Глава 1.

       Экономическое содержание и функции государственного кредита.

1.1  Государственный  кредит как экономическая категория. 

     В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

     Главным способом их получения является государственный  кредит. Он выражает отношения между  государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

           Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

  • наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  • аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);
  • возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

        Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).

      Принципы  срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия.

      Основная, особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми заранее) налогами1.

      Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

        Представители финансово-правовой  науки дореволюционной России (М.Ф.  Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский,  А. Тарасов, В. Яроцкий, А.  Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли  и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:

      1. В отношениях по государственному  кредиту всегда имеется верховенство  государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком (должником), а не кредитором. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника.

      2. Учитывая особую роль государства,  оно заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога.

      3. При банковском кредите договор  банковской ссуды заключается, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях равенства сторон. Применение принципа диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите принуждение «имеет иногда место при заключении займа»2.

       Основная форма кредитных отношений,  когда государство выступает  в качестве заемщика средств.  Если государство выступает кредитором, предоставляя  средства на возвратной  платной основе юридическим и  физическим лицам, то объем  операций значительно ниже.

        В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность  за погашение займов или выполнение  других обязательств, взятых физическими  и юридическими лицами, оно является  гарантом. В отличие от двух  первых видов кредитных (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

         Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных  отношений – финансов и кредита.  В качестве звена финансовой он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов.

         Как один из видов кредита  государственный кредит имеет  ряд особенностей, отличающих его  от классических финансовых категорий, например, налогов:

  1. добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов.
  2. если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

        Особенности государственного кредита.                                                                                                                                      

  1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незаверщенное производство (хотя возможно и предоставление банковского кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
  2. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
  3. Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877 – 1 от 13 ноября 1992г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать тридцать лет.

    Функции государственного кредита.

    Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции:

      1.Распределительную

      2. Регулирующую

      3. Контрольную.

        1) Через распределительную функцию  государственного кредита осуществляется  формирование централизованных  денежных фондов государства  или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

         Финансирование расходов капитального  характера за счет позаимствованных  средств в определенных пределах  имеет положительное значение. Школа  или библиотека обеспечивают  потребности не одного поколения,  поскольку служат тридцать – пятьдесят лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет восполь их  услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Информация о работе Государственный проект