Государственный кредит в системе глобализации финансовых рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Финансовая глобализация сформировала инфраструктуру глобального финансового рынка. Глобальный финансовый рынок выполняет следующие функции, некоторые из которых являются общерыночными, т.е. характерными для любого рынка товаров или услуг, а другие - специфическими для финансового рыночного механизма. Глобальный финансовый рынок обеспечивает аккумулирование денежных ресурсов инвесторов, вкладчиков, сберегателей с помощью финансовых посредников для вложений в доходные активы, позволяющие наращивать капитал

Содержание

Введение
1. Общая характеристика гос.кредита и глобализации финансовых рынков.
1.1. Сущность и особенности государственного кредита.
1.2. Глобализация финансовых рынков.
2. Развитие гос.кредита в мировой системе государственных долгов.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Глобализацию правомерно рассматривать как качественно новый и весьма противоречивый этап в развитии мирового хозяйства, имеющий закономерный и всеобъемлющий характер. Глобализация - это безальтернативный и необратимый процесс максимального углубления и усиления взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и национальных государств, социальных групп и отдельных индивидов, захватывающий все стороны человеческой деятельности, сферы общественного и индивидуального бытия.

Финансовая глобализация включает следующие составляющие:

      глобальные финансовые рынки как среда и ключевой механизм;

      глобальные субъекты, функционирующие на рынках в виде ТНК, ТНБ, финансовых корпораций, правительств и центральных банков национальных государств, международных финансовых организаций и др.;

      глобальные финансовые инструменты как глобальные продукты, которые являются объектами купли-продажи на глобальных финансовых рынках (деньги, инвестиции, кредиты, ценные бумаги, особенно рисковые активы, и др.).

 

 

2. Развитие государственного кредита в мировой системе государственных долгов

 

           Современные тенденции развития государственного кредита и мировой системы суверенных долгов формируются под воздействием процессов финансовой глобализации. Ей присуще возрастание объемов международных потоков капитала, безвозвратных и льготных ресурсов, долговых платежей и др.

         В условиях финансовой глобализации, которая стала набирать силу с 1970-х гг., торговля уступила лидерство валютно-кредитным и финансовым связям в интенсификации экономических процессов. Развитие мировой экономики и глобального интеграционного процесса в последние десятилетия характеризуется формированием глобального финансового рынка, сегментом которого выступает рынок суверенных долгов. В условиях финансовой глобализации развитие рынка суверенных долгов определяется следующими тенденциями:

      возрастанием финансовой взаимозависимости между государствами внутри системы суверенных;

      преобладанием секьюритизированного долга над кредитами в глобальной системе суверенных долгов;

      расширением финансовой базы для частного кредитования государств как следствие концентрации финансового и банковского капитала и укрупнения глобальных ТНК и ТНБ, в частности, через механизм слияний и поглощений;

      усилением необходимости урегулирования системы суверенных долгов со стороны международных финансовых организаций и региональных сообществ

      обострением проблемы суверенных дефолтов в условиях глобализации финансовых кризисов;

      изменением структуры инвесторов в государственные ценные бумаги в направлении увеличения доли институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, банков);

      ростом доли нерезидентов - иностранных держателей в структуре долга ведущих стран;

      разработкой стратегий управления государственным долгом на перспективу с учетом текущего состояния экономики, государственных финансов и прогнозов их развития;

      созданием независимых государственных организаций или специализированных структур в странах, занимающихся управлением государственным долгом;

      обеспечением прозрачности информации о государственном долге, его структуре, графике аукционных торгов и т.д.;

      расширением доли глобальных финансовых инструментов (фондовых) по сравнению с традиционными кредитами в глобальной системе суверенных долгов.

         Большинство стран привлекает заемные ресурсы через государственный кредит и таким образом имеет непогашенные внешние долги. Формируется система мировой взаимной задолженности, куда вовлечены и развитые, и развивающиеся государства. Для тех и других характерно использование государственного кредита для финансирования потребностей бюджетов, а также обслуживания старых долгов (их погашения и выплаты процентов по ним).

           Совокупный объем заемных ресурсов (международные долговые ценные бумаги, синдицированные кредиты) больше совокупного объема не заемных средств (прямые и портфельные инвестиции, финансовая помощь и др.). Общая мировая задолженность нерезидентам (иностранным инвесторам) превышает весь объем мировой задолженности по внешним долговым обязательствам, что характерно как для развитых, так и для развивающихся рынков. Это означает, что существенная часть долгов принадлежит иностранным держателям по внутренним государственным ценным бумагам. В 2006 г. доля инвесторов-нерезидентов в общем объеме государственного долга составляла во Франции 40%, в США - 50, в Италии - 10%.

         Государственные кредиты на международном рынке предоставляются преимущественно в двух формах. Первая - синдицированный кредит, когда ссуду выдает не один кредитор, а группа (синдикат) кредиторов. Такая схема кредитования обусловлена, во-первых, большими размерами ссуд, во-вторых, высокими рисками, которые лучше рассредоточить между несколькими кредиторами. Вторая — займы на международных рынках капитала через эмиссию ценных бумаг. В течение последних 20 лет наиболее привлекательным для инвесторов и заемщиков является мировой рынок еврооблигаций (евробондов). Для привлечения заемных ресурсов правительства стран выпускают свои официальные долговые бумаги - облигации, номинированные в иностранных валютах. Рынок еврооблигаций, которыми оформлены суверенные долги, развивался бурными темпами и почти за 20 лет с начала 1980-х гг. до 1997 г. увеличился с 290 млн. долл. до 34 млрд. долл.

          В международной практике (в отличие от России) чаще всего не различают как таковой внутренний и внешний государственный долг страны. Правительства выпускают долговые ценные бумаги, держателями которых становятся либо отечественные инвесторы (резиденты), либо иностранные инвесторы (нерезиденты). Так, в России допуск нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг был разрешен лишь в 1996 г. Иностранные инвесторы проявили высокую активность на этом рынке, и к осени 1997 г. доля их участия достигла 20%. Спустя 10 лет доля нерезидентов составляет меньше 1%.

            «Полем» для государственных заимствований через эмиссии еврооблигаций является глобальный рынок евробумаг. Общепринято определение евробумаг как ценных бумаг, которые выпущены в валюте, иностранной для эмитента. Наиболее значительным сегментом рынка евробумаг является рынок еврооблигаций, объем которого в мире составляет несколько десятков триллионов долларов. При этом следует отличать еврооблигации (англ. eurobonds) от иностранных облигаций (англ. foreign bonds), выпускаемых нерезидентами на внутреннем рынке другой страны. Рынок еврооблигаций начал формироваться в 1960-е гг. под влиянием, с одной стороны, растущей интернационализации финансовой жизни, которая уже готова была перерасти в финансовую глобализацию, а с другой стороны, законодательных ограничений правительств промышленно развитых стран (прежде всего, США) на приобретение резидентами иностранных ценных бумаг, в основном, в части более жесткого налогообложения. Политика дерегулирования, взятая на вооружение правительствами развитых стран в 1960-1970-е гг., позитивно повлияла на рост рынка еврооблигаций и усиление тенденций финансовой глобализации через либерализацию трансграничного движения капиталов. Мировая система государственных долгов представляет собой совокупность государств, организаций, институтов, объединенных комплексом кредитно-финансовых отношений по поводу предоставления и погашения государственных займов. Эта система состоит из элементов (кредиторы, заемщики, институты инфраструктуры, рынок, институты урегулирования долгов), каждый из которых несет свою нагрузку и имеет свое содержание (рис. 1.)

 

 

 

 

 

 

      Рис. 1. Элементы мировой системы государственных долгов

 

 

Наибольший размер государственного долга в абсолютном выражении отмечался в США и Японии. Несмотря на проводимую правительством Японии политику сокращения государственных расходов, объем государственного долга по состоянию на конец 2007 г. достиг 838 трлн. иен, т.е. увеличился за год на 6 трлн иен. Сумма государственного долга на душу населения составила 6,56 млн иен, т.е. увеличилась за год на 50 тыс. иен. По соотношению суммы государственного долга к ВВП страны (более 160% в 2007 г.) Япония среди развитых стран мира находилась в наихудшем положении.

В конце 2007 г. федеральный долг США превысил 9 трлн. долл., составив около 70% ВВП. К концу 2008 г. он увеличился до 10 трлн. долл., т.е. на душу населения приходилось около 33 тыс. долл. В Европе из-за мирового финансового кризиса также обострилась долговая проблема. В Италии, где государственный долг уже достигает 104% ВВП, по итогам 2009 г. этот коэффициент может превысить 107%. Для Германии и Франции увеличение этого показателя тоже будет крайне резким, но менее критичным: с 64,3 до 66,9% ВВП и с 65,4 до 69,6% ВВП соответственно. В 2007 г. самые низкие показатели государственного долга среди европейских стран были у Эстонии - 3,4% ВВП, Люксембурга-6,8%, Латвии - 9,7% и Румынии - 13%. Установленный для стран ЕС лимит государственного долга в 60% ВВП был превышен в 11 странах. В их числе были Италия - 104%, Греция - 94,5% и Бельгия - 84,9%.

Во всех 27 странах ЕС объем государственного долга в 2007 г. составил 58,7% ВВП по сравнению с 61,2% в 2006 г. В связи с мировой финансовой нестабильностью 4 октября 2008 г. на встрече лидеров Германии, Франции, Италии и Великобритании было предложено пересмотреть бюджетные правила Европейского союза. На сегодняшний день бюджет страны, входящей в ЕС, не может иметь дефицит более 3% ВВП, а государственный долг не должен превышать 60% ВВП. Вскоре эти цифры должны быть пересмотрены в сторону повышения.

Государственный долг развитых стран полностью секьюритизирован. Другими словами, в структуре долга отсутствуют кредиты, полученные от международных финансовых организаций или от прямых кредиторов. Как правило, совокупный долг представляет собой набор ценных бумаг с различными сроками обращения и погашения, преимущественно облигаций, размещенных на открытом рынке среди многочисленных инвесторов.

В большинстве стран (кроме Японии и Канады) нет различий между внешним долгом и внутренним, так как долг номинирован в свободно конвертируемой валюте. В Японии и Канаде существенно доминирует доля внутренних заимствований над внешними (более 90%), при этом доступ нерезидентов на внутренний рынок открыт. В большинстве стран валюта обязательств выражена в национальной валюте, что позволяет снизить до минимума курсовые риски, связанные, например, с удорожанием той или иной валюты.

Важной характеристикой долга является его структура по инвесторам. Высокая надежность государственных бумаг, наивысшие международные рейтинги по этим инвестиционным инструментам, а также приемлемый уровень доходности (кроме Японии, где доходность менее 1%) обеспечивают привлекательность для инвесторов.

Круг инвесторов в государственные ценные бумаги ведущих стран включает в себя практически все основные категории, начиная от физических лиц и заканчивая институциональными инвесторами. В основном, отсутствуют ограничения на доступ нерезидентов на национальные рынки. В большинстве стран доля нерезидентов в структуре государственного долга составляет от 30 до 70%.

Одной из тенденций мировой системы государственных долгов является обострение проблемы суверенных дефолтов в условиях глобализации финансовых кризисов. Глобальный рынок суверенных долгов выступает в качестве своего рода передаточного механизма, через который посредством дефолтов кризисные явления в странах-заемщиках передаются странам-кредиторам или частным кредиторам.

Начиная с XIX в. дефолты по государственным облигациям, номинированным в иностранной валюте, объявлялись часто и в значительных объемах. Реструктурированные банковские займы, выданные суверенным государствам, впоследствии выплачиваются с дисконтом по отношению к первоначально заявленной сумме. Подобные сделки оформляются с помощью обменов, свопов типа «долг-акции», проводимых в рамках государственной программы приватизации, и досрочных выкупов долга.

Заметной тенденцией всей истории дефолтов является то, что государства отказываются от выплат по своим внутренним обязательствам (в национальной валюте) реже, чем происходит дефолт по обязательствам, номинированным в иностранной валюте. По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor's, в 1997 г. в состоянии дефолта по своим долговым обязательствам находилось 37 стран мира, а к ноябрю 1998 г. - 31 страна. Дефолты, объявленные Россией, Украиной и Венесуэлой, стали новыми. На практике большинство дефолтов последних лет не привели к резким колебаниям на рынке. Это характерно для Пакистана, Эквадора, Украины и для последней страны-банкрота — Аргентины. По методологии МВФ, из суверенных дефолтов только события 1998 г. в Российской Федерации привели действительно к серьезной нестабильности на долговом рынке в целом.

Ситуацию с «плохими» суверенными долгами может изменить к лучшему повышение эффективности работы МВФ и возложение на него дополнительных обязательств перед странами-заемщиками и кредиторами.

Глобальные рынки долгов функционировали в 1990-е гг. в условиях временного совпадения валютных и банковских кризисов. Страны с развивающейся и переходной экономикой пережили несколько финансовых кризисов. Наиболее глубокими являются кризис 1994-1995 гг. (tequila crisis), поразивший такие страны, как Мексика, Аргентина, Бразилия и Филиппины, кризис 1997-1998 гг., коснувшийся стран Юго-Восточной Азии, России и Бразилии.

Если в 1970-е гг. из 25 валютных кризисов только три сопровождались кризисными событиями в банковском секторе, то после 1985 г. каждый второй валютный кризис (28 из 52) совпадал с кризисом в банковской сфере. На практике используется специальный термин «двойные кризисы» (twin crisis) для обозначения подобных кризисов. Для глобального долгового рынка опасны разрушительные последствия таких кризисов. Известно, что в России с августа 1998 г. по январь 1999 г. покупательная способность рубля снизилась более чем в три раза, а золотовалютные резервы упали более чем на одну треть. С августа до конца 1998 г. банковский капитал сократился в номинальном выражении на 36%. Многие банки, относившиеся до кризиса к системообразующим, оказались банкротами. Общие потери от кризиса для банковского сектора оценивались примерно в 7% ВВП. Неспособность предугадать наступление кризиса и адекватно перестроить свои активы и долговые обязательства была характерна не только для многих российских банков, но и для дочерних структур ведущих иностранных кредитных организаций.

Информация о работе Государственный кредит в системе глобализации финансовых рынков