Государственный кредит в системе глобализации финансовых рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Финансовая глобализация сформировала инфраструктуру глобального финансового рынка. Глобальный финансовый рынок выполняет следующие функции, некоторые из которых являются общерыночными, т.е. характерными для любого рынка товаров или услуг, а другие - специфическими для финансового рыночного механизма. Глобальный финансовый рынок обеспечивает аккумулирование денежных ресурсов инвесторов, вкладчиков, сберегателей с помощью финансовых посредников для вложений в доходные активы, позволяющие наращивать капитал

Содержание

Введение
1. Общая характеристика гос.кредита и глобализации финансовых рынков.
1.1. Сущность и особенности государственного кредита.
1.2. Глобализация финансовых рынков.
2. Развитие гос.кредита в мировой системе государственных долгов.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 213.00 Кб (Скачать)


ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Финансовый Факультет

Кафедра Финансов и цен

 

 

 

 

 

 

Дисциплинарная курсовая работа по теме

«Государственный кредит в системе глобализации финансовых рынков»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы

2412

Гнелица Игорь

Научный руководитель:

Чалова А.Ю.

 

 

 

 

Москва

2012 г.

Содержание

 

Введение

1. Общая характеристика гос.кредита и глобализации финансовых рынков.

1.1. Сущность и особенности государственного кредита.

1.2. Глобализация финансовых рынков.

2. Развитие гос.кредита в мировой системе государственных долгов.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовая глобализация сформировала инфраструктуру глобального финансового рынка. Глобальный финансовый рынок выполняет следующие функции, некоторые из которых являются общерыночными, т.е. характерными для любого рынка товаров или услуг, а другие - специфическими для финансового рыночного механизма. Глобальный финансовый рынок обеспечивает аккумулирование денежных ресурсов инвесторов, вкладчиков, сберегателей с помощью финансовых посредников для вложений в доходные активы, позволяющие наращивать капитал. Кроме того, институты коллективных инвестиций (паевые фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, банки и др.) инвестируют аккумулированные средства. Поэтому инвестиционная функция ГФР естественно вытекает из аккумулирующей. Инвестиции в ценные бумаги отечественных и иностранных эмитентов, долгосрочные проекты в разных сферах экономики, недвижимость, создание и развитие нового бизнеса осуществляются финансовыми институтами за счет аккумулированных капиталов. Финансовая глобализация существенно зависит от глобализации рыночного продукта, в данном случае — финансового. Размер рынка, обеспечивающий реализуемость финансовых продуктов в любой точке мира и перевод финансовых средств куда угодно, делает возможным и выбор «глобальных источников». По уровню глобализации финансовая отрасль в настоящее время опережает все области реальной экономики. Международное движение капиталов в форме займов, кредитов, торговли ценными бумагами, валютных операций и других в 50 раз превышает международный товарооборот. Размер государственного долга является одним из основных макроэкономических показателей, который определяется сбалансированностью бюджета, быстротой и полнотой сбора налогов, системой налогообложения, надежностью действующей практики денежных расчетов. Цель данной курсовой работы – проанализировать функционирование государственного кредита в системе финансовой глобализации. Задачи данной курсовой работы:

1.Дать характеристику понятиям государственный кредит и глобализации финансовых рынков.

2. Проследить функционирование государственного кредита в условиях финансовой глобализации.

 

1. Общая характеристика государственного кредита и глобализации финансовых рынков

1.1. Сущность и особенности государственного кредита

 

         Государственный кредит - это специфическая форма кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами - юридические или физические лица. Экономическим назначением государственного кредита является аккумуляция государством средств на основе принципа возвращения для финансирования государственных расходов. Государственный кредит позволяет государству как заемщику использовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления с этой целью денежной эмиссии. Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования. Система государственного кредита в ее современном понимании (государственные займы, казначейские обязательства и т.п.) возникло в XVII-XVIII вв. сначала в Голландии, Испании и Великобритании, а затем и в других западных странах. Государственные займы стали использоваться в связи с необходимостью уменьшения и ликвидации бюджетных дефицитов. По своему экономическому содержанием государственный кредит неотделим от государственного долга. Следствием государственного кредита является рост государственного долга. Государственный долг - это сумма средств, полученных от выпущенных, но еще не погашенных государственных займов. Иначе говоря, государственный долг - это финансовые обязательства государства на определенную дату в отношении своих кредиторов. Таким образом, государственный долг возникает в результате выпуска государственных займов и привлечение кредитных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета. Понятно, что обслуживание государственного долга, начиная с определенного предела, может стать весьма отягощающим для государства. Вследствие этого значительно усиливаться его влияние на инфляционные процессы. Поэтому на практике важно уметь определять оптимальную величину государственного долга относительно валового внутреннего продукта, размера расходов государства на его обслуживание и т.д.

1.2. Глобализация финансовых рынков

 

          Глобализация финансовых рынков – это объективный и естественный процесс развития рыночной мировой экономики. В результате значительного роста производства с середины XX века и появления транснациональных компаний (ТНК) мир перешел к новой фазе, фазе глобализации. Финансовые рынки перестали носить национальный характер, благодаря дешевой рабочей силе Азия превратилась в производственную площадку для всего мира. Инвестиционные средства стали перекочевывать на Восток, а оттуда в виде материальных ценностей обратно на Запад. Появление новых финансовых потоков и глобализация финансовых рынков привели к лоббированию интересов ТНК во всем мире, отсюда увеличение либерализации и изменение правовых норм и ценностей. Процесс глобализации финансовых рынков подразумевает продолжение интеграции национальных финансовых рынков, повышение капитализации, лучшую аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов. Увеличение финансового потока влечет за собой появление более новых и современных теорий портфельного управления, увеличение инноваций и конкуренции за доступ к капиталу, появлению новых информационных технологий и IT-решений. Основной целью глобализации финансовых рынков является наделение финансовых ресурсов абсолютной свободой перемещения как с внутреннего на мировой рынок, так и в обратном направлении. Глобализация рынков приводит к поиску наиболее эффективных бизнес-решений, поток инвестиций направляется на тот местный рынок, где производительность будет больше, а затраты ниже. Со временем, ситуация на мировой арене должна выровняться, но это долгий процесс и мы находимся лишь на начальной его стадии. Постепенно глобализация рынков приведет к стандартизации и унификации макроэкономической политики, к универсализации требований налоговой, антимонопольной, аграрной политике. Стандарты станут едиными для всего мира абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека, и коснется даже таких консервативных, как религия и культура. Когда речь заходит о перенятии и подмене культурных ценностей, чаще используют термин «вестернизация», поскольку наибольшими инноваторами и двигателями человеческого прогресса являются страны Запада, и в частности, США. Глобализация рынков проявляется во всем и коснулась уже каждого человека, так например, во время обеденного перерыва мы больше не ходим в «Пельменную», а отправляемся в фаст-фуды. Постепенно различия будут стираться, а мир приходить к единому облику. Не стоит противиться ему, поскольку процесс глобализации объективен, но стараться сохранить хоть в чем-то свою уникальность, свою изюминку все, же стоит.

        Глобализация финансовых рынков – это объективный и естественный процесс развития рыночной мировой экономики. В результате значительного роста производства с середины XX века и появления транснациональных компаний (ТНК) мир перешел к новой фазе, фазе глобализации. Финансовые рынки перестали носить национальный характер, благодаря дешевой рабочей силе Азия превратилась в производственную площадку для всего мира. Инвестиционные средства стали перекочевывать на Восток, а оттуда в виде материальных ценностей обратно на Запад. Появление новых финансовых потоков и глобализация финансовых рынков привели к лоббированию интересов ТНК во всем мире, отсюда увеличение либерализации и изменение правовых норм и ценностей. Процесс глобализации финансовых рынков подразумевает продолжение интеграции национальных финансовых рынков, повышение капитализации, лучшую аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов. Увеличение финансового потока влечет за собой появление более новых и современных теорий портфельного управления, увеличение инноваций и конкуренции за доступ к капиталу, появлению новых информационных технологий и IT-решений. Основной целью глобализации финансовых рынков является наделение финансовых ресурсов абсолютной свободой перемещения как с внутреннего на мировой рынок, так и в обратном направлении. Глобализация рынков приводит к поиску наиболее эффективных бизнес-решений, поток инвестиций направляется на тот местный рынок, где производительность будет больше, а затраты ниже. Со временем, ситуация на мировой арене должна выровняться, но это долгий процесс и мы находимся лишь на начальной его стадии.  Постепенно глобализация рынков приведет к стандартизации и унификации макроэкономической политики, к универсализации требований налоговой, антимонопольной, аграрной политике. Стандарты станут едиными для всего мира абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека и коснется даже таких консервативных, как религия и культура. Когда речь заходит о перенятии и подмене культурных ценностей, чаще используют термин «вестернизация», поскольку наибольшими инноваторами и двигателями человеческого прогресса являются страны Запада, и в частности, США. Глобализация рынков проявляется во всем и коснулась уже каждого человека, так например, во время обеденного перерыва мы больше не ходим в «Пельменную», а отправляемся в фаст-фуды. Постепенно различия будут стираться, а мир приходить к единому облику. Не стоит противиться ему, поскольку процесс глобализации объективен, но стараться сохранить хоть в чем-то свою уникальность, свою изюминку все, же стоит.

          Финансовые рынки, рынки услуг и т. д. объединяются. Это уже не конгломерат национальных рынков, а один всемирный рынок. Мобильность капиталов поистине грандиозна. Объемы и скорость перемещения финансовых ресурсов по единому международному рынку увеличиваются с каждым годом. У этого процесса есть свои положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона заключается в том, что капиталы, как известно, идут туда, где они могут получить наибольшую прибыль, где существует лучшая перспектива развития бизнеса, где намечается или уже происходит экономический рост.  Отрицательная сторона заключается в том, что в случае, если инвесторы чувствуют неуверенность, в случае каких-либо экономических или политических неурядиц эти огромные финансовые ресурсы могут спокойно мигрировать, тем самым привнося не только положительный эффект для тех стран, куда они приходят, но и нанося своим уходом достаточно серьезный ущерб. И для всех стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия, стоит одна большая проблема, связанная с тем, что эти сложности глобализации накладываются на нерешенные внутренние экономические проблемы. Известно, что в России основой экономических проблем является проблема бюджета, проблема налогов, проблема государственных расходов.  Те же самые проблемы существуют в той или иной форме практически во всех странах с переходной экономикой. И если страны успешно справляются с решением этих проблем, то тогда глобализация рынков является благом. Россия прошла достаточно большой путь в этом направлении.

          Если говорить о собственно банковской системе, банковской отрасли как одной из отраслей экономики, то и здесь есть свои плюсы и минусы, связанные с процессом глобализации.  В России шла очень серьезная дискуссия на тему, стоит или нет допускать иностранные банковские организации в российскую банковскую систему, хорошо это или плохо. И у нас так же, как и во всем мире, использовались различные аргументы и побудительные факторы. С одной стороны, это права и интересы потребителей банковских и финансовых услуг - вкладчиков, предприятий, имеющих счета в банковской системе, и кредиторов. Им, конечно, желательно, чтобы банки, в которых они держат свои деньги, где размещают средства на срок, которые финансируют их текущее производство, были большими, надежными и стабильными. Поэтому с точки зрения потребителя есть смысл (и убедительные аргументы) в ускоренном допуске иностранного капитала в банковскую систему, в применении современных банковских технологий, расширении спектра банковских услуг.  Но есть другие аргументы, говорящие и о национальных производителях банковских услуг, которые являются налогоплательщиками, работодателями и, если хотите, в некотором смысле идеологами национального экономического развития. Но остается еще проблема надзора (также один из серьезных аргументов), когда государству чаще бывает удобней и выгодней работать с национальными поставщиками банковских услуг, чем с иностранными, по причине несложившихся связей с иностранными органами банковского надзора и угрозы либерализации движения "серых" капиталов, которые при отсутствии эффективного надзора могут привести к серьезным отрицательным последствиям.

         Эти аргументы выдвигаются всегда и в России, и в других странах. Обычно национальный рынок не боятся открывать для иностранного доступа тогда, когда он уже сформировался. Именно эта идеология и возобладала в начале 90-х годов, когда было принято решение, что сначала мы создадим национальную банковскую систему, а потом будем постепенно пускать иностранцев для повышения "градуса кипения" конкуренции. Что, собственно, и проводилось Правительством и Центральным банком на протяжении последних пяти лет. Сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги. Есть, безусловно, как положительные, так и отрицательные итоги работы иностранных финансовых организаций на российском рынке. К положительным можно отнести следующее. Практически все банки с преобладанием иностранного участия (а их 27, из них 17 - 100-процентное участие и 10 - более чем 50-процентное участие) в России являются прибыльными, развивающимися, не имеют плохих активов, выполняют нормативы, и динамика их развития выше, чем средняя динамика развития российских банков, в том числе и аналогичных по классу и размерам. Таким образом, нашей российской практикой подтверждается тот факт, что опыт, профессионализм и, как говорится, предусмотрительность западных банкиров «играет в плюс» российской банковской системе. И Центральный банк удовлетворен таким развитием событий. Хотя есть и некоторые настораживающие моменты. К такому выводу мы пришли, когда рассматривали итоги октябрьского, ноябрьского и декабрьского финансовых кризисов и анализировали работу иностранных банков в России: чем они занимаются, на что обращают внимание.  Какие существуют побудительные мотивы для открытия иностранного банка в России? Одним из таких мотивов является предоставление банковских услуг национальным потребителям: развитие сети банкоматов, обменных пунктов, прием-выдача вкладов, кредитование национальных предприятий. Это одна сфера, где было бы интересно работать иностранным поставщикам банковских услуг. Вторая сфера - внешняя торговля, финансирование торговли между страной происхождения банка и Российской Федерацией.  Третья сфера - поддержка иностранных корпораций в России. Известно, что компания "Макдональдс", "Кока-кола" и др. обслуживаются в банках, чей капитал принадлежит иностранным банкам. Это является поддержкой иностранных корпораций, развития их бизнеса в России.  Четвертая сфера - финансовое посредничество между иностранными финансовыми рынками и российским финансовым рынком.  Из названных выше четырех побудительных мотивов в России первым оказался последний - финансовое посредничество. Это ни для кого не является секретом. Финансовый рынок, его инфраструктура в России более или менее развиты, здесь можно делать неплохую прибыль. Задача при этом проста - минимум вложений, новых технологий, потому что наш финансовый рынок, особенно рынок государственных ценных бумаг, устроен примерно так же, как и во всех странах мира, и особых нововведений здесь иностранные банки не привнесли. Они стали еще одним оператором нашего рынка.  Но, как известно, экономика - система равновесная, но она не всегда находится в устойчивом равновесии. И тогда, когда экономика, финансовый рынок находятся на подъеме, участие иностранных банков помогало этой экономике, как это делалось в 1997 г. Основной прирост внутреннего государственного долга на рынке ГКО связан именно с привлечением средств нерезидентов, и бюджет пополнялся достаточно солидно. Но когда экономика и ситуация ухудшаются, финансовый рынок усиливает это ухудшение, и иностранные финансовые посредники усугубляют процесс ухода капиталов. Винить их в этом нельзя. Конечно, у них есть краткосрочные прибыльные "горизонты" работы на этом рынке, то, что называют "финансовой спекуляцией". Это абсолютно рациональное экономическое поведение, но, тем не менее для экономики (для нашей экономики) этот факт оказался не очень приятным.  По итогам еще осенне-зимнего кризиса мы видели, что как минимум половина иностранных банков в России очень активно работает в этом секторе. Подобное не добавляло положительных эмоций. Почему это произошло? По моему мнению и мнению других специалистов Центрального банка, эти банки не чувствуют себя российскими резидентами, они не чувствуют себя "сидящими в одной лодке" с другими банками российской банковской системы. Мы это объективно понимаем. И поэтому одной из мер, которые собирается предпринять Центральный банк, является стимулирование иностранных банков к увеличению своих банковских вложений в России, к увеличению капитала этих банков в России либо путем увеличения уставных фондов, либо каким-то иным способом. Когда размер риска этих банков будет достаточно высок, нельзя будет списать просто так 10 - 15 млн. дол. в убыток. Если объем участия этих банков в России будет больше, чем то, что можно списать в убыток безболезненно, тогда эти банки будут чувствовать себя причастными к делам российского банковского сообщества. Я думаю, наши иностранные коллеги на меня за такие умозаключения не обидятся. К такому выводу мы пришли в результате анализа. Кроме финансового посредничества, иностранные банки, конечно же, участвуют во внешней торговле, в поддержке иностранных корпораций, и кое-кто даже начинает предоставлять банковские услуги российским резидентам так же, как российские банки. Нам бы хотелось, чтобы именно последнее сейчас развивалось более быстрыми темпами. Мы чувствуем, что на банковские услуги со стороны предприятий и организаций есть спрос, что российская банковская система готова психологически, но не может финансово себе позволить резкое увеличение кредитования российской промышленности. И в случае, если экономика Российской Федерации в этом году даст некоторый положительный импульс, а надежда на это есть, то тогда можно было бы надеяться на то, что иностранные банки станут заниматься в России не только финансовым посредничеством, но и классическими банковскими операциями. Отсюда вытекают и другие наши подходы к регулированию деятельности иностранных банков в России. Мы предполагаем оставить уровень их участия - 12%, сейчас он еще не исчерпан наполовину. Угрозы, что иностранные банки станут основными, преобладающими банками в России, нет. Но мы предполагаем, что если все имеющиеся заявки, которые поданы сейчас иностранными банками, будут выполнены, а также если будет произведено наращивание уставного капитала по тем принципам, которые мы хотим предложить, то в этом случае, если не 12%, то что-то около этого года через два в банковской системе России будет приходиться на долю иностранного капитала. Еще одним нашим подходом, на котором мы настаивали раньше и будем настаивать еще больше теперь, является то, что иностранные банки должны действовать в России в виде дочерних банков. Есть еще альтернатива - филиалы иностранных банков. Но и с точки зрения рисков, и с точки зрения ответственности, и с точки зрения надзора мы считаем, что сейчас российская банковская система, российский банковский надзор не готовы к тому, чтобы работать с филиалами иностранных банков. Это и проблема консолидированной отчетности, и проблема контроля за рисками, и проблема возмещения убытков в случае, если их причинил филиал, или проблема банкротства головной конторы. В этом случае мы предлагали и будем предлагать иностранцам учреждать банки как самостоятельные юридические лица в России, как российские резиденты. Банк России не будет разрешать открывать филиалы. Более того, в будущем мы бы хотели, чтобы иностранные банки открывались в России в виде акционерных обществ, а не обществ с ограниченной ответственностью. Почему? Потому что российское законодательство для обществ с ограниченной ответственностью предполагает возможность выхода участников из обществ, в том числе в тяжелых ситуациях. Для банков, и российских, и иностранных, этот вариант самый нежелательный. Акционерное общество - наиболее эффективный способ заставить акционеров отвечать за убытки своего банка в случае, если произошел недосмотр со стороны акционеров за работой банка.  Далее, у акционерных обществ России повышенные стандарты раскрытия информации. Проспекты эмиссии публикуются, ежеквартальные отчеты раскрываются, данные о корпоративных событиях сообщаются. Желательно эту культуру раскрытия внедрять и среди российских банков. Но нам бы хотелось, чтобы иностранные банки в плане культуры раскрытия информации здесь шли впереди, показывая профессиональный пример своим российским коллегам.  Суммируя проблемы банковской системы и нашей политики по отношению к ней, говоря об участии иностранцев в российской банковской системе, следует отметить существование двух серьезных проблем: миграции капиталов, открытости участия иностранных банков и их заинтересованности в стимулировании развития российского банковского сектора.

Информация о работе Государственный кредит в системе глобализации финансовых рынков