Государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга РФ, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ динамики и структуры внешнего долга и определение методов по его управлению.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом;
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;

Работа содержит 1 файл

курсовая по грэ.doc

— 506.50 Кб (Скачать)

Верхний предел государственного внутреннего  долга  на начало 2008 года (по ожидаемой  оценке исполнения федерального бюджета в  2007 году) составит 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным  законом «О федеральном бюджете на   2007 год».

Расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с  ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2007 году увеличатся на 57,5 %.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга увеличатся более  чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым объемом в 2007 году и составят  170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.

 По экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств,  могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США.

Счетная палата отмечает, что отличительной  особенностью долговой политики на 2008 - 2010 годы является  рост государственного долга  относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного внешнего долга».

Динамика государственного долга  в 2008 - 2010 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.

 

 

 

Государственный долг РФ

Гос. внутренний долг РФ

Гос. внешний долг РФ

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

2007

2617,6 

8,5

1409,2 

4,6

1208,4

3,9 

2008

2957,1

8,4

1824,7 

5,2

1132,4 

3,2

2009

3440,3 

8,7

2275,8

5,7

1164,5

2,9

2010

4089,7 

9,1

2856,8 

6,4

1232,9 

2,8

Прирост 2010 к 2007,%

56,2

 

102,7

 

2,0

 

 

Подводя итог необходимо отметить, что экономика России уже  перешла все мыслимые критические  пороги по наращиванию долга и  поэтому имеет смысл выработать прогноз выхода из «долговой ямы», глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики России в ближайшей перспективе. Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мер:

  1. Для выхода из долгового кризиса и перехода к подъему экономики необходимо поднять долю накопления в ВВП как минимум до 25-30%. Только при таком условии возможно обеспечить превышение ввода производственных мощностей над их выбытием и создать условия для функционирования расширенного воспроизводства. Эта проблема для сегодняшней экономики России чрезвычайно сложна, так как повышать долю накопления ВВП можно только за счет сокращения его потребляемой части, что для страны, где 30% населения живет ниже черты бедности, становится задачей чрезвычайно сложной;
  2. Важнейшим направлением снижения стоимости обслуживания государственного долга является прекращение практики предоставления государственных гарантий. Правительству следует проводить заимствования, не допуская нерыночных, неденежных форм оформления своей задолженности, что не изменит реально величину последней, но сделает ее более прозрачной;
  3. Стимулирование потребительского спроса - одна из ключевых мер в области решения долговых проблем, связанных с повышением реальной заработной платы граждан. Расширение потребительского спроса должно происходить за счет отечественных, а не импортируемых товаров, что требует принятия мер по защите внутреннего рынка прежде всего от демпинга низкокачественных товаров;
  4. Сокращение неэффективно используемых займов и займов, реализуемых в течение длительного времени;
  5. Максимальное привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения;
  6. Ужесточение контроля над заимствованиями и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2. Управление государственным долгом

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определение  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг. Управление является одним из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста.

Управление реальной динамикой  долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями –  величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста.

Вопросы управления государственным  долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2000 г., Федеральным законом от 29 июля 1998 г'. № 458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка.

Организационная система управления государственным долгом включает:

  1. Федеральную службу (агентство) по управлению госдолгом;
  2. функционально – ориентированные структурные подразделения по управлению долгом в Минфине РФ и ЦБ РФ;
  3. организационно-методическое обеспечение управления госдолгом, включающее разработки по прогнозированию госдолга, методические разработки по структуре долга, схемы обслуживания долга и др.

В компетенцию Федеральной службы по управлению госдолгом входят: установление норм и правил, регулирующих госдолг; подготовка предложений по увеличению госдолга; оценка состояния госдолга и т.д.

В процессе управления государственным  долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:

  • поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства;
  • определение предельно-допустимых размеров государственного долга с учетом особенностей данного этапа развития экономики (в соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию, погашению государственного внешнего долга РФ);
  • анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;
  • определение направлений и мер по стабилизации размеров госдолга;
  • оценка влияния госдолга на перспективы развития экономики страны;
  • обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

Эффективное использование  мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой.

Государственный долг представляет собой  сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий  использования системы методов для его регулирования.

 

 К ключевым из них можно  отнести:

  • стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;
  • реструктуризация задолженностей;
  • контроль за заимствованиями субъектов РФ;
  • сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы;
  • снижение стоимости обслуживания государственного долга.

Оптимальным на данный момент методом  управления внешним долгом  является реструктуризация. Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.  Она,    безусловно,  должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов государство с кризисной экономикой едва ли вынесет. Термин "реструктуризация" означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течение нескольких лет Россия будет платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется на несколько лет.

В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного  долга:

  • обмен одних долговых обязательств на другие (схема "облигации-облигации");
  • обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции"). Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний;
  • досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема "выкуп"). Некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
  • списание части долговых обязательств. Если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности.

Важным является также контроль за заимствованиями субъектов РФ. К государственным заимствованиям субъектов РФ относятся займы, привлекаемые от физических лиц и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. В настоящее время регионы активно проводят политику заимствований, однако многие их них зачастую не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам по внешним долгам. Это обуславливает необходимость выработки эффективных способов и решений по обеспечению контроля со стороны федерального центра за этим процессом. Так законом 2007 г. N 63-ФЗ введены более жесткие ограничения по предельным значениям долга и дефицита бюджетов в отношении субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих в своих собственных доходах в течение двух из трех последних финансовых лет большую долю безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ. Данные изменения направлены на укрепление государственной финансовой дисциплины, повышение прозрачности финансовой системы Российской Федерации, усиление контроля за своевременным поступлением, целевым и эффективным использованием средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Этим законом также  определен предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ - он  не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Для более эффективного управления внешним долгом необходимо внести существенные изменения систему управления внешним  долгом России, основываясь на наиболее удачный зарубежный опыт. Однако это не означает, что зарубежные модели управления долгом должны полностью копироваться в отношении России. Несмотря на то, что применение западного опыта представляется вполне естественным процессом, он требует прогнозирования возможных последствий его применения и обдуманной адаптации к российским условиям.

Немаловажным представляется также  исключение возможностей каких-либо злоупотреблений  и махинаций вокруг урегулирования  внешнего долга. Для этого необходимо, чтобы схемы, используемые для урегулирования долга, были прозрачны и понятны. Открытость при проведении политики в области внешних заимствований, а также обеспечение кредиторов соответствующей информацией позволит значительно снизить стоимость обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Социально-экономические  последствия государственного внешнего долга 

 

При недостатке налоговых и не налоговых  средств для формирования доходов  бюджета государство использует свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.

Информация о работе Государственный долг РФ