Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике Беларусь

Автор: a****************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 19:41, доклад

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система
общества, ее главное звено - государственный бюджет.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------3
1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная
политика Республики Беларусь
1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики
Беларусь------------------------------------------------------5
1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7
2. Доходы и расходы госбюджета РБ
2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10
2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16
3. Дефицит государственного бюджета -------------------
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
бюджета -------------------------------------------------------------------
---23
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь -----------------------------------------26
Заключение -------------------------------------------------------29
Список литературы ----------------

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет в финансовой системе государства.docx

— 81.77 Кб (Скачать)

ресурсы : земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них

вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных

платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую

роль,  ориентируя  субъектов  хозяйствования  на  более эффективное

использование соответствующих  видов ресурсов.

Не менее важен  подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает

предпосылки для  роста личных доходов граждан. В  этих условиях применяется

прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков

граждан изымать  у них в увеличенных  размерах  денежные  средства,

необходимые  для  проведения социальных программ.

        В белорусской системе налогообложения  наряду с прямыми используются

и косвенные, основным из которых является налог на добавленную стоимость.

Этот платеж в  бюджет количественно заменил  (вместе с акцизами)  ранее

действовавшие налог  с оборота и налог с продаж, которые могли

функционировать только в системе фиксированных на государственном уровне

оптовых и розничных  цен.

          Одновременно с НДС в системе  косвенного обложения используются

также  различные  акцизы,  устанавливаемые  на отдельные  виды и группы

товаров. Их введение также обусловлено отменой налога с оборота.  В

систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины ; ими

облагаются товары и иные предметы,  ввозимые на территорию страны и

вывозимые за ее пределы.

Кроме налогов  в бюджет поступают неналоговые  доходы. К ним относятся, с

одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в

условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а

с другой - поступления  от реализации облигаций государственных  займов и

других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной  собственности в

рамках общей программы приватизации могут занять место в общей сумме

бюджетных поступлений. В дальнейшем,  по мере завершения программы

приватизации, доходы от распродажи государственного имущества  постепенно

будут вытесняться  доходами, получаемыми в виде процентов  и дивидендов от

инвестирования  государственных средств в акции  высокодоходных фирм и другие

ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.

В итоге, доходы бюджета  можно подразделить на три крупные  группы:

закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета, регулирующие

или отчисления по регулирующим доходным источникам.  Ежегодно расписывается

процентное соотношение  распределения тех или иных налогов  по уровням

бюджетов, дополнительные источники, устанавливаемые территориальными

органами власти самостоятельно, а также дотации  и субвенции ( строго

целевые дотации ), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих. 

2.2. Формирование  доходной части государственного  бюджета и налоговая

политика Республики Беларусь 

         Республиканский бюджет на 2002 год  был утвержден по расходам  в

сумме 4 238 416 100,0 тыс.рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в

сумме 3 893 666 100,0 тыс.рублей. Доходная часть бюджета РБ, как и в

странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет

налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи

обеспечивают государственную  казну стабильными поступлениями, создают

единые условия  хозяйствования для разных субъектов, возможности

прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть  отличается

множеством налогов  и характеризуется высокой долей  косвенных налогов,

которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию

систематического  пополнения государственной казны.

Вообще, к доходам  республиканского бюджета РБ относятся: налог на

добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в  местные бюджеты),

налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для

финансирования  ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним

относятся средства, получаемые от других государств в  соответствии с

заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др. В  таблице № 1

приведена структура  доходов Государственного бюджета.

Таблица № 1 "Структура  доходов Госбюджета, %"1 

Статья                          доходов

199219941996199820012002Доходы % 
 

В том  числе

НДС

Налог на прибыль  и доходы

Акцизы

Государственные налоги

С населения

Налог на топливо

Налог на недвижимость

Чрезв.-й  налог

Платежи за пользование

Прир.-ми рес.-ми

Плата за землю

Госпошлина, сборы  и разные неналоговые доходы, доходы цел. бюдж. фондов 

Доходы от ВЭД100,0 
 
 

37,1 

25,8

8,9 
 

7,4

2,4 

0,6

  --- 
 

0,1

0,5 
 
 

13,5 

1,6100,0 
 
 

27,4 

30,7

10,6 
 

7,3

2,2 

1,3

4,9 
 

0,1

0,3 
 
 

3,9 

9,2100,0 
 
 

28,2 

14,6

12,5 
 

10,4

0,5 

1,9

7,5 
 

0,9

1,8 
 
 

9,7 

6,7100,0 
 
 

25,8 

12,3

11,1 
 

10,1

..... 

3,8

..... 
 

.....

..... 
 
 

...... 

6,3100,0 
 
 

32,1 

18.7

13,2 
 

н-д

..... 

.....

3,9 
 

.....

..... 
 
 

21,7 

7,6100,0 
 
 

30,1 

14,2

10,1 
 

н-д

..... 

.....

5,4 
 

.....

..... 
 
 

20,5 

10,3

 Анализируя  структуру доходов государственного  бюджета, становится

очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает медленно

снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль  и доходы

предприятий и  подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С

1992 года по настоящее  время наблюдается постоянное  снижение доли налога на

прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 30,7

% в 1994 году до 14,2 в 2002). Можно утверждать, что  уровень прямых налогов

по международным  стандартам является действительно  низким. Доля косвенных

налогов в доходах  государственного бюджета соответственно увеличивалась.

Следует отметить и рост доли доходов от внешнеэкономической  деятельности РБ

(с 1,6% в 1992 до 10,3 % в 2002), что свидетельствует  о возрастающем

влиянии взаимодействия с зарубежными партнерами нашей страны на структуру

доходов ее бюджета. В 2003 году ожидается значительное увеличение (в 4,5

раза) по отношению  к текущему году, поступлений от продажи принадлежащих

государству акций, другого имущества, в том числе  и от приватизации

государственного  имущества.

       Несмотря на сокращение государственных  расходов и прогнозируемое

увеличение неналоговых  доходов, о снижении общей налоговой  нагрузки речь

пока не идет. Анализ прогнозируемых налоговых поступлений  свидетельствует о

том, что общая  совокупная налоговая нагрузка по отношению  к ВВП (с учетом

недоимки) с каждым годом увеличивается (в 2001 году по сравнению  с 2000

годом увеличилась  с 35,9 до 36,8%, или на 0,9 процентных пункта, эта

тенденция сохраняется  и в 2002 году).

      Среди изменений ставок налогов  в 2002 году следует отметить  снижение

ставки налога на прибыль с 30 до 24% , которое отражает желание

предотвратить утечку капитала за рубеж и осуществление  других целей,

стимулирующих развитие экономики. Из списка республиканских в этом году

были исключены  налог на игорный бизнес и единый с/х налог. Минфин посчитал,

что они должны стать местными. Также в этом году на создание новых рабочих

мест будет предназначено 25% от поступлений чрезвычайного  налога и

обязательных отчислений в фонд занятости, это на 5% больше, чем в 2001 г.

Однако правительство  предложило целых 15 категорий лиц, структур и

платежей, с которых  данный налог не взимается. Среди  прочих бенефициарами

такой политики стали  сельскохозяйственные предприятия, юридические  лица,

обслуживающие село, созданные и находящиеся в ведении местных и

распорядительных  органов. Из года в год государство  освобождает их от

уплаты отдельных  налогов, но эти меры не помогают отечественному сельскому

хозяйству обеспечить высокую производительность труда, платежеспособность,

закрепление на старых рынках и завоевание новых сельскохозяйственными

производителями. Не всегда оправданные налоговые  льготы существенно снижают

эффективность фискальной политики.

 Согласно ст.7 закона о государственном бюджете  РБ на 2002 г.,

предусмотрены следующие  нормативы отчислений в бюджеты  областей и г. Минска

от общих налоговых  сборов:

Информация о работе Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике Беларусь