Автор: a****************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 19:41, доклад
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры
любого современного общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система
общества, ее главное звено - государственный бюджет.
Введение ----------------------------------------------------------3
1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная
политика Республики Беларусь
1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики
Беларусь------------------------------------------------------5
1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7
2. Доходы и расходы госбюджета РБ
2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10
2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16
3. Дефицит государственного бюджета -------------------
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
бюджета -------------------------------------------------------------------
---23
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь -----------------------------------------26
Заключение -------------------------------------------------------29
Список литературы ----------------
ресурсы : земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них
вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных
платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую
роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное
использование соответствующих видов ресурсов.
Не менее важен подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает
предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется
прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков
граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства,
необходимые для проведения социальных программ.
В белорусской системе
и косвенные, основным из которых является налог на добавленную стоимость.
Этот платеж в бюджет количественно заменил (вместе с акцизами) ранее
действовавшие налог с оборота и налог с продаж, которые могли
функционировать только в системе фиксированных на государственном уровне
оптовых и розничных цен.
Одновременно с НДС в системе
косвенного обложения
также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы
товаров. Их введение
также обусловлено отменой
систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины ; ими
облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и
вывозимые за ее пределы.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с
одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в
условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а
с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и
других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в
рамках общей программы приватизации могут занять место в общей сумме
бюджетных поступлений. В дальнейшем, по мере завершения программы
приватизации, доходы от распродажи государственного имущества постепенно
будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от
инвестирования
государственных средств в
ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.
В итоге, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:
закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета, регулирующие
или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается
процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням
бюджетов, дополнительные
источники, устанавливаемые
органами власти самостоятельно, а также дотации и субвенции ( строго
целевые дотации ),
которые поступают в нижестоящие бюджеты
из вышестоящих.
2.2. Формирование
доходной части
политика Республики
Беларусь
Республиканский бюджет на 2002 год был утвержден по расходам в
сумме 4 238 416 100,0 тыс.рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в
сумме 3 893 666 100,0 тыс.рублей. Доходная часть бюджета РБ, как и в
странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет
налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи
обеспечивают государственную
казну стабильными
единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности
прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается
множеством налогов
и характеризуется высокой
которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию
систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на
добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты),
налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для
финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним
относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с
заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др. В таблице № 1
приведена структура доходов Государственного бюджета.
Таблица № 1 "Структура
доходов Госбюджета, %"1
Статья
199219941996199820012002Доходы
%
В том числе
НДС
Налог на прибыль и доходы
Акцизы
Государственные налоги
С населения
Налог на топливо
Налог на недвижимость
Чрезв.-й налог
Платежи за пользование
Прир.-ми рес.-ми
Плата за землю
Госпошлина, сборы
и разные неналоговые доходы, доходы
цел. бюдж. фондов
Доходы от ВЭД100,0
37,1
25,8
8,9
7,4
2,4
0,6
---
0,1
0,5
13,5
1,6100,0
27,4
30,7
10,6
7,3
2,2
1,3
4,9
0,1
0,3
3,9
9,2100,0
28,2
14,6
12,5
10,4
0,5
1,9
7,5
0,9
1,8
9,7
6,7100,0
25,8
12,3
11,1
10,1
.....
3,8
.....
.....
.....
......
6,3100,0
32,1
18.7
13,2
н-д
.....
.....
3,9
.....
.....
21,7
7,6100,0
30,1
14,2
10,1
н-д
.....
.....
5,4
.....
.....
20,5
10,3
Анализируя
структуру доходов
очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает медленно
снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы
предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С
1992 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на
прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 30,7
% в 1994 году до 14,2 в 2002). Можно утверждать, что уровень прямых налогов
по международным стандартам является действительно низким. Доля косвенных
налогов в доходах государственного бюджета соответственно увеличивалась.
Следует отметить и рост доли доходов от внешнеэкономической деятельности РБ
(с 1,6% в 1992 до 10,3 % в 2002), что свидетельствует о возрастающем
влиянии взаимодействия с зарубежными партнерами нашей страны на структуру
доходов ее бюджета. В 2003 году ожидается значительное увеличение (в 4,5
раза) по отношению к текущему году, поступлений от продажи принадлежащих
государству акций, другого имущества, в том числе и от приватизации
государственного имущества.
Несмотря на сокращение
увеличение неналоговых доходов, о снижении общей налоговой нагрузки речь
пока не идет. Анализ прогнозируемых налоговых поступлений свидетельствует о
том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом
недоимки) с каждым годом увеличивается (в 2001 году по сравнению с 2000
годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на 0,9 процентных пункта, эта
тенденция сохраняется и в 2002 году).
Среди изменений ставок
ставки налога на прибыль с 30 до 24% , которое отражает желание
предотвратить утечку капитала за рубеж и осуществление других целей,
стимулирующих развитие экономики. Из списка республиканских в этом году
были исключены налог на игорный бизнес и единый с/х налог. Минфин посчитал,
что они должны стать местными. Также в этом году на создание новых рабочих
мест будет предназначено 25% от поступлений чрезвычайного налога и
обязательных отчислений в фонд занятости, это на 5% больше, чем в 2001 г.
Однако правительство предложило целых 15 категорий лиц, структур и
платежей, с которых данный налог не взимается. Среди прочих бенефициарами
такой политики стали сельскохозяйственные предприятия, юридические лица,
обслуживающие село, созданные и находящиеся в ведении местных и
распорядительных органов. Из года в год государство освобождает их от
уплаты отдельных налогов, но эти меры не помогают отечественному сельскому
хозяйству обеспечить высокую производительность труда, платежеспособность,
закрепление на старых рынках и завоевание новых сельскохозяйственными
производителями. Не всегда оправданные налоговые льготы существенно снижают
эффективность фискальной политики.
Согласно ст.7
закона о государственном
предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты областей и г. Минска
от общих налоговых сборов: