Государственный бюджет Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета………………..5
1.2 Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета………..8
1.3 Принципы построения бюджета……………………………………………….11
Глава 2. Бюджетная система Республики Казахстан
2.1 Бюджетная система РК…………………………………………………………13
2.2 Перспективы развития бюджетной системы РК в Т. С. ……………………..19
2.3 Анализ исполнения государственного бюджета за 1 квартал 2009 года .….21
Заключение…………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 484.00 Кб (Скачать)

Государственные учреждения в соответствии с бюджетными                       назначениями производят расходы на основании разрешения, выдаваемого Казначейством Министерства финансов РК. Министерство финансов РК вправе не выделять бюджетные средства, отзывать и запрещать их расходование в случае непредставления сметы расходов на соответствующий финансовый год и нецелевого или неэффективного использования выделенных средств.

Все государственные учреждения:

-не вправе брать на себя финансовые обязательства сверх сумм бюджетных назначений, установленных бюджетным законодательством на соответствующий финансовый год;

-обязаны представлять Министерству финансов РК и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.

Правительство РК имеет право в процессе исполнения бюджета вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год, связанные с осуществлением мероприятий по совершенствованию структуры и функций государственных учреждений, и изменять источники покрытия дефицита республиканского бюджета.

Не допускается выделение средств из республиканского бюджета государственным учреждениям, содержащимся за счет местных бюджетов (за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям.

Если в ходе исполнения бюджета центральными государственными органами РК принимаются нормативные правовые акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы либо уменьшаются доходы бюджетов области и городов Астаны и Алматы, им возмещаются потери за счет средств республиканского бюджета, и , напротив, при уменьшении из расходов или увеличении доходов производится уменьшение субвенций, а по несубвенционным областям – относятся на взаиморасчет.

Исполнение местных бюджетов

Местные исполнительные органы организуют исполнение бюджета соответствующих административно-территориальных единиц, эффективное и целевое расходование бюджетных средств.

Исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с Правилами составления исполнения бюджета.

Нижестоящие бюджеты имеют право заимствовать у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему.

Местные финансовые органы имеют право приостанавливать финансирование или отзывать выделенные бюджетные средства в случае нецелевого или неэффективного их использования.

При утверждении областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджетов наравне с низовыми бюджетами рассматриваются и взаимоотношения с бюджетами СЭЗ, расположенных на территории соответствующей области и в черте городов Астаны и Алматы.

Взаимоотношения бюджета СЭЗ с местным бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в бюджет СЭЗ, установленный в положении о СЭЗ и учтенный в соответствующем местном бюджете на очередной год. Поступления, остающиеся в распоряжении СЭЗ, исключаются из контингента общегосударственных и местных налогов, сборов и других поступлений, принимаемых для определения норматива отчислений в республиканский бюджет и местные бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, в черте которых расположены СЭЗ.

Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами принимаются нормативные акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим  бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов; при уменьшении расходов или увеличении доходов нижестоящих бюджетов соответствующие суммы в полном объеме передаются в вышестоящий бюджет, а по тем низовым бюджетам, где им предусмотрено выделение субвенции, - уменьшается ее размер.

Не допускается выделение средств из местных бюджетов государственным учреждениям, содержащимся за счет республиканского бюджета(за исключением случаев, предусмотренных в законе о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям.

Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов, а также суммы перевыполнения по доходам за истекший квартал в ходе исполнения бюджета текущего года не подлежат изъятию в вышестоящий бюджет. 

2.2 Перспективы развития бюджетной системы РК 

В 2007 – 2009 годах  налогово-бюджетная политики Казахстана была направлена на принятие мер по противодействию влияния мирового экономического и финансового кризиса  на экономику страны, включая снижение расходной нагрузки на бюджет путем сокращения неприоритетных расходов, реализацию механизма государственно-частного партнерства, а также мер по стабилизации финансового сектора, решению проблем на рынке недвижимости. Особое внимание было сконцентрировано на поддержке малого и среднего бизнеса, развитии агропромышленного комплекса, реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов, в том числе силами государственных и национальных холдингов.   
 
Доходы государственного бюджета на 2011 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития страны на среднесрочный период с учетом положений Налогового и Таможенного кодексов и других нормативных правовых актов, а также влияния вступления Казахстана в Таможенный союз. 
Прогноз расходов государственного бюджета демонстрирует умеренные темпы роста по сравнению с докризисным периодом, на уровне, не превышающем темпы роста ВВП, что не означает отказа от социальных обязательств государства. 
Несмотря на незначительный прирост доходов, социальная направленность бюджета в среднесрочной перспективе будет сохранена, и основным приоритетом при планировании государственных расходов будет являться устойчивый рост и повышение уровня жизни людей без принятия новых завышенных обязательств, влекущих за собой рост дефицита бюджета. При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию», «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». А также мероприятия, разработанные для  реализации  утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года», Государственная программа по форсированному индустриально - инновационному развитию Республики Казахстан (ГПФИИР), государственных программ развития образования на 2011 – 2020 годы и здравоохранения на 2011 – 2015 годы, разрабатываемой программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан. 
Как и в прежние годы в системе социального обеспечения особое внимание будет уделено формированию финансово устойчивой пенсионной системы. В 2011 году по  поручению  Главы государства размеры пенсионных выплат увеличены на 30%. К 2015 году размер базовой пенсионной выплаты будет повышен до уровня 60 % от величины прожиточного минимума, а размеры государственных социальных пособий - увеличены в 1,2 раза по отношению к 2010 году. Ожидаемым результатом реализации предложенных мер является переход к новым более высоким стандартам пенсионного обеспечения и стабильное сохранение процента замещения средней пенсии на уровне не ниже 40% от средней заработной платы. 
В рамках реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы большое внимание будет уделено вопросам снижения заболеваемости и дальнейшего укрепления здоровья населения, повышению доступности и качества медицинской помощи путем свободного выбора врача и организации, совершенствования медицинского и фармацевтического образования и развития медицинской науки, ориентированной на разработку и внедрение инновационных технологий. Прогнозом предусмотрено продолжение строительства объектов здравоохранения в регионах Казахстана в рамках реализации проекта «100 школ и 100 больниц», а также врачебных амбулаторий на селе. 
Расходы в области образования в 2011 – 2013 годы будут направлены на кардинальную модернизацию системы среднего образования в условиях 12-летней школы, предполагающую создание системы электронного обучения. На обеспечение полного охвата детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением будет направлено финансирование программы  на 2010 – 2014 годы. 
 
  Проектными мерами поддержки ГПФИИР будут являться на республиканском уровне, разрабатываемые Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан программы: форсированной модернизации действующих и создания новых производств – «Производительность - 2020», развития и продвижения экспорта – «Экспорт – 2020», поддержки и стимулирования прямых иностранных инвестиций – «Инвестор - 2020». На местном уровне – программы развития территорий и бюджетная программа «Дорожная карта бизнеса до 2020 года». 
С учетом вышеизложенных подходов, дополнительные накопления в Национальном фонде к 2020 году составят более 40 млрд. долл. США, а активы должны возрасти до 90 млрд. долл. США, что составит не менее 30% к ВВП. Достижение плановых показателей обеспечит повышение суверенного рейтинга страны. Это в свою очередь, позволит привлекать новые займы по более льготным финансовым условиям, что будет способствовать стимулированию роста инвестиций. 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Анализ  исполнения государственного бюджета 

      Анализ  исполнения государственного бюджета за 1 квартал 2007 года.

Поступления в государственный бюджет составили 1076,7 млрд. тенге, или 83 % к плану, расходы произведены на сумму 91,8 млрд. тенге, или 91,8 % к плану. При запланированном дефиците – 17,0 млрд. тенге, фактически дефицит сложился -99,6 млрд. тенге. (График 1) 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

График 1: «Исполнение государственного бюджета за I квартал 2011 года 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По доходам:

Из указанной суммы поступлений исполнение доходов составило 926,7

млрд.тенге, или 116,1 % к плану. Данные по государственному, республиканскому и местным бюджетам  представлены на графике 2. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

График 2: «Исполнение доходов государственного бюджета за I квартал 2010года и сравнение с аналогичным периодом прошлого года. 

На этой диаграмме видно, что темпы роста государственного в том числе местных бюджетов по сравнению с 1 кварталом 2010 года соответственно составили 116,1 %, 102,9%, а по республиканскому бюджету 117,7% 

На следующем графике 3 приведены данные по основным  источникам налоговых поступлений. Традиционно самыми крупными являются КПН и таможенные платежи и налоги.

График 3: «Исполнение налоговых поступлений государственного бюджета за I квартал 2011 года» 

Об улучшении таможенного администрирования свидетельствует тот факт, что при росте импорта в тенговом выражении на 47,1 %  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма начисления платежей по импорту с учетом льгот и отсрочек и снижения ставки НДС с 15% на14 % возросла на 51,3%.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления по НДС на товары внутреннего производства уменьшились на 28,6 млрд. тенге, что  связано увеличением сумм возмещения НДС по нулевой ставке. За январь-март возмещение из бюджета составило 48,4 млрд. тенге, что на 32,7 млрд. тенге больше аналогичного показателя прошлого года (объем экспорта за 1 кв. 07г. составил 10,1 млрд.долл. США, аналогичный период прошлого года – 7,4 млрд.долл. США). Таблица 1.

Таблица 1: «Сравнительная таблица по поступлению и возмещению НДС за I квартал 2006-2007 гг.

О недоимке по налогам.

Недоимка  по государственному бюджету составила 50,7 млрд. тенге из них 21,1 млрд.тенге приходится на обнальные фирмы, лжепредприятия, филиалы иностранных компаний и АО «Семей Су», 16,6 млрд.тенге – недоимка бездействующих и отсутствующих  должников (предприятия представляют декларации с пустыми графами, в 90-х годах открытые малые частные предприятия и другие не представляют налоговую отчетность). В результате активизации работы по пресечению деятельности обнальных фирм, лжепредприятий и по доначислению по результатам проверки увеличилась недоимка на 2,8 млрд. тенге. Таблица 2

(справочно: по состоянию на 01.04.06г. недоимка составляла – 45,7 млрд.тенге)

Таблица 2: «Изменение недоимки по всем видам государственных доходов в разрезе регионов по состоянию на 01.04.2007года.

Самая большая доля недоимки приходится на Актюбинскую область, по НДС на товары внутреннего производства увеличилась на 1,5 млрд.тенге, по КПН на 1,7 млрд.тенге.

В целях недопущения дальнейшего роста недоимки счета предприятий-неплательщиков, вне зависимости от форм собственности, будут автоматически закрываться (по данному вопросу создана рабочая группа и запуск будет осуществлен ориентировочно с 1 июля 2007г.). Проводится работа по внедрению электронного взаимодействия налоговых органов с банками второго уровня по выставлению инкассовых распоряжений и предоставлению информации банками об открытии и закрытии банковских счетов.

(Справочно: в настоящее время произведен запуск пилотного взаимодействия налоговых органов с такими банками как АО «Банк ТуранАлем», АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «АТФ Банк», АО ДБ «Альфа-банк», АО «ДБ HSBC», АО «Альянс Банк», АО ДБ «ТАИБ Казахский Банк», АО «TexaKaBank». Остальными банками второго уровня проводятся работы по подготовке программного обеспечения к взаимодействию и будет запущено пилотное взаимодействие. Со стороны налоговых органов к электронному взаимодействию подключены 9 районных налоговых комитетов гг. Астана, Алматы и Алматинской области.)

Доходная часть местных бюджетов исполнена на 106,5 %  и составила 317,6 млрд. тенге. Основное перевыполнение плана приходится на: Западно-Казахстанскую область – 140,5 %,Атыраускую область – 135,1 %, г. Алматы – 112,7 %, Павлодарскую область –  112,5 % и Алматинскую область – 111,4%  График 4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

График 4: «Исполнение плана поступлений по доходам местных бюджетов за I квартал 2007 года   

При этом отмечается неисполнение плана по: г. Астане – 86,8 % (за счет неравномерного распределения Департаментом финансов г.Астаны годового плана по ИПН и соцналогу), Южно-Казахстанской области – 98,0 % (поступления от продажи основного капитала неисполнены за счет задержки оформления документов и с невыполнением обязательств отдельными банками второго уровня по перечислению бюджетных средств в доход бюджета), Мангистауской области – 97,2 % (по соцналогу, в связи с тем, что в январе 2007 года крупные предприятия-недропользователи внесли изменения в Контракты).

За отчетный период в Национальный фонд перечислено 197,7 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора – 196,3 млрд. тенге. Расшифровка по видам поступлений приведена на таблице 3

Таблица 3: «Данные о поступлениях и использовании средств Национального фонда за I квартал 2007 года 

Расходы государственного бюджета.

Поскольку 21 апреля текущего года на селекторном совещании с участием членов Правительства и Акимов областей исполнение расходной части было рассмотрено более детально, остановлюсь только на основных показателях.

        Расходы государственного бюджета за 1 квартал 2007 года составили 692,7 млрд. тенге, или 85,5%, в том числе по республиканскому бюджету  –  617,1 млрд. тенге, или 90,6% к плану, местному бюджету – 263,1 млрд. тенге, 81,8% к плану. График 5. 

Состояние государственного и гарантированного государством долга.

Государственный долг Республики Казахстан (без учета взаимных требований) на 1 апреля 2007 года составил 1 453,1 млрд. тенге. В портфеле правительственного долга соотношение внутреннего и внешнего долгов составляет 65,4 и 34,6 %, соответственно. За отчетный период было осуществлено досрочное погашение наиболее дорогих в обслуживании займов МББР в размере 13,5 млрд.тенге (или 107,6 млн. долл. США)

График 6

График 5: «Исполнение расходов государственного бюджета за I квартал 2007 года и сравнение с аналогичным периодом прошлого года. 

График 6: «Государственный и гарантированный государством долг»

Информация о работе Государственный бюджет Республики Казахстан