Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:38, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета………………..5
1.2 Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета………..8
1.3 Принципы построения бюджета……………………………………………….11
Глава 2. Бюджетная система Республики Казахстан
2.1 Бюджетная система РК…………………………………………………………13
2.2 Перспективы развития бюджетной системы РК в Т. С. ……………………..19
2.3 Анализ исполнения государственного бюджета за 1 квартал 2009 года .….21
Заключение…………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………………………….31
Государственные
учреждения в соответствии с бюджетными
Все государственные учреждения:
-не вправе брать на себя финансовые обязательства сверх сумм бюджетных назначений, установленных бюджетным законодательством на соответствующий финансовый год;
-обязаны представлять Министерству финансов РК и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.
Правительство РК имеет право в процессе исполнения бюджета вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год, связанные с осуществлением мероприятий по совершенствованию структуры и функций государственных учреждений, и изменять источники покрытия дефицита республиканского бюджета.
Не допускается выделение средств из республиканского бюджета государственным учреждениям, содержащимся за счет местных бюджетов (за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям.
Если в ходе исполнения бюджета центральными государственными органами РК принимаются нормативные правовые акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы либо уменьшаются доходы бюджетов области и городов Астаны и Алматы, им возмещаются потери за счет средств республиканского бюджета, и , напротив, при уменьшении из расходов или увеличении доходов производится уменьшение субвенций, а по несубвенционным областям – относятся на взаиморасчет.
Исполнение местных бюджетов
Местные исполнительные
органы организуют исполнение бюджета
соответствующих административно-
Исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с Правилами составления исполнения бюджета.
Нижестоящие бюджеты имеют право заимствовать у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему.
Местные финансовые органы имеют право приостанавливать финансирование или отзывать выделенные бюджетные средства в случае нецелевого или неэффективного их использования.
При утверждении областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджетов наравне с низовыми бюджетами рассматриваются и взаимоотношения с бюджетами СЭЗ, расположенных на территории соответствующей области и в черте городов Астаны и Алматы.
Взаимоотношения
бюджета СЭЗ с местным бюджетом определяются
через долговременный стабильный норматив
отчислений от общей суммы доходов, поступающих
в бюджет СЭЗ, установленный в положении
о СЭЗ и учтенный в соответствующем местном
бюджете на очередной год. Поступления,
остающиеся в распоряжении СЭЗ, исключаются
из контингента общегосударственных и
местных налогов, сборов и других поступлений,
принимаемых для определения норматива
отчислений в республиканский бюджет
и местные бюджеты соответствующих административно-
Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами принимаются нормативные акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов; при уменьшении расходов или увеличении доходов нижестоящих бюджетов соответствующие суммы в полном объеме передаются в вышестоящий бюджет, а по тем низовым бюджетам, где им предусмотрено выделение субвенции, - уменьшается ее размер.
Не допускается выделение средств из местных бюджетов государственным учреждениям, содержащимся за счет республиканского бюджета(за исключением случаев, предусмотренных в законе о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям.
Свободные остатки
бюджетных средств, полученные на начало
финансового года в результате перевыполнения
доходов, а также суммы перевыполнения
по доходам за истекший квартал в ходе
исполнения бюджета текущего года не подлежат
изъятию в вышестоящий бюджет.
2.2
Перспективы развития
бюджетной системы РК
В 2007 – 2009 годах
налогово-бюджетная политики Казахстана
была направлена на принятие мер по
противодействию влияния
Доходы государственного
бюджета на 2011 – 2013 годы определены на
базе прогнозных параметров макроэкономических
показателей социально-экономического
развития страны на среднесрочный период
с учетом положений Налогового и Таможенного
кодексов и других нормативных правовых
актов, а также влияния вступления Казахстана
в Таможенный союз.
Прогноз расходов
государственного бюджета демонстрирует
умеренные темпы роста по сравнению с
докризисным периодом, на уровне, не превышающем
темпы роста ВВП, что не означает отказа
от социальных обязательств государства.
Несмотря на незначительный
прирост доходов, социальная направленность
бюджета в среднесрочной перспективе
будет сохранена, и основным приоритетом
при планировании государственных расходов
будет являться устойчивый рост и повышение
уровня жизни людей без принятия новых
завышенных обязательств, влекущих за
собой рост дефицита бюджета. При прогнозе
расходов государственного бюджета учтены
мероприятия по реализации поручений
Главы государства, озвученных в ежегодных
посланиях народу Казахстана «Повышение
благосостояния граждан Казахстана –
главная цель государственной политики»,
«Через кризис к обновлению и развитию»,
«Новое десятилетие – новый экономический
подъем – новые возможности Казахстана».
А также мероприятия, разработанные для
реализации утвержденного Указом Президента
Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года
№ 922 «Стратегического плана развития
Республики Казахстан до 2020 года», Государственная
программа по форсированному индустриально
- инновационному развитию Республики
Казахстан (ГПФИИР),
государственных программ развития образования на
2011 – 2020 годы и здравоохранения на 2011 –
2015 годы, разрабатываемой программы развития
и функционирования языков в Республике
Казахстан.
Как и в прежние
годы в системе социального обеспечения
особое внимание будет уделено формированию
финансово устойчивой пенсионной системы.
В 2011 году по поручению Главы государства
размеры пенсионных выплат увеличены
на 30%. К 2015 году размер базовой пенсионной
выплаты будет повышен до уровня 60 % от
величины прожиточного минимума, а размеры
государственных социальных пособий -
увеличены в 1,2 раза по отношению к 2010 году.
Ожидаемым результатом реализации предложенных
мер является переход к новым более высоким
стандартам пенсионного обеспечения и
стабильное сохранение процента замещения
средней пенсии на уровне не ниже 40% от
средней заработной платы.
В рамках реализации
Государственной программы развития здравоохранения
Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы
большое внимание будет уделено вопросам
снижения заболеваемости и дальнейшего
укрепления здоровья населения, повышению
доступности и качества медицинской помощи
путем свободного выбора врача и организации,
совершенствования медицинского и фармацевтического
образования и развития медицинской науки,
ориентированной на разработку и внедрение
инновационных технологий. Прогнозом
предусмотрено продолжение строительства
объектов здравоохранения в регионах
Казахстана в рамках реализации проекта
«100 школ и 100 больниц», а также врачебных
амбулаторий на селе.
Расходы в области
образования в 2011 – 2013 годы будут направлены
на кардинальную модернизацию системы
среднего образования в условиях 12-летней
школы, предполагающую создание системы
электронного обучения. На обеспечение
полного охвата детей дошкольного возраста
дошкольным воспитанием и обучением будет
направлено финансирование программы
на 2010 – 2014 годы.
Проектными мерами
поддержки ГПФИИР будут являться на республиканском
уровне, разрабатываемые Министерством
индустрии и новых технологий Республики
Казахстан программы: форсированной модернизации
действующих и создания новых производств
– «Производительность - 2020», развития
и продвижения экспорта – «Экспорт –
2020», поддержки и стимулирования прямых
иностранных инвестиций – «Инвестор -
2020». На местном уровне – программы развития
территорий и бюджетная программа «Дорожная
карта бизнеса до 2020 года».
С учетом вышеизложенных
подходов, дополнительные накопления
в Национальном фонде к 2020 году составят
более 40 млрд. долл. США, а активы должны
возрасти до 90 млрд. долл. США, что составит
не менее 30% к ВВП. Достижение плановых
показателей обеспечит повышение суверенного
рейтинга страны. Это в свою очередь, позволит
привлекать новые займы по более льготным
финансовым условиям, что будет способствовать
стимулированию роста инвестиций.
2.3 Анализ исполнения
государственного бюджета
Анализ исполнения государственного бюджета за 1 квартал 2007 года.
Поступления в государственный
бюджет составили 1076,7 млрд. тенге, или
83 % к плану, расходы произведены на сумму
91,8 млрд. тенге, или 91,8 % к плану. При запланированном
дефиците – 17,0 млрд. тенге, фактически
дефицит сложился -99,6 млрд. тенге. (График
1)
График 1: «Исполнение
государственного бюджета за I квартал
2011 года
По доходам:
Из указанной суммы поступлений исполнение доходов составило 926,7
млрд.тенге, или
116,1 % к плану. Данные по государственному,
республиканскому и местным бюджетам
представлены на графике 2.
График 2: «Исполнение
доходов государственного бюджета за
I квартал 2010года и сравнение с аналогичным
периодом прошлого года.
На
этой диаграмме видно, что темпы роста
государственного в том числе местных
бюджетов по сравнению с 1 кварталом 2010
года соответственно составили 116,1 %, 102,9%,
а по республиканскому бюджету 117,7%
На следующем графике 3 приведены данные по основным источникам налоговых поступлений. Традиционно самыми крупными являются КПН и таможенные платежи и налоги.
График 3: «Исполнение
налоговых поступлений государственного
бюджета за I квартал 2011 года»
Об улучшении таможенного администрирования свидетельствует тот факт, что при росте импорта в тенговом выражении на 47,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма начисления платежей по импорту с учетом льгот и отсрочек и снижения ставки НДС с 15% на14 % возросла на 51,3%.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления по НДС на товары внутреннего производства уменьшились на 28,6 млрд. тенге, что связано увеличением сумм возмещения НДС по нулевой ставке. За январь-март возмещение из бюджета составило 48,4 млрд. тенге, что на 32,7 млрд. тенге больше аналогичного показателя прошлого года (объем экспорта за 1 кв. 07г. составил 10,1 млрд.долл. США, аналогичный период прошлого года – 7,4 млрд.долл. США). Таблица 1.
Таблица 1: «Сравнительная таблица по поступлению и возмещению НДС за I квартал 2006-2007 гг.
О недоимке по налогам.
Недоимка по государственному бюджету составила 50,7 млрд. тенге из них 21,1 млрд.тенге приходится на обнальные фирмы, лжепредприятия, филиалы иностранных компаний и АО «Семей Су», 16,6 млрд.тенге – недоимка бездействующих и отсутствующих должников (предприятия представляют декларации с пустыми графами, в 90-х годах открытые малые частные предприятия и другие не представляют налоговую отчетность). В результате активизации работы по пресечению деятельности обнальных фирм, лжепредприятий и по доначислению по результатам проверки увеличилась недоимка на 2,8 млрд. тенге. Таблица 2
(справочно: по состоянию на 01.04.06г. недоимка составляла – 45,7 млрд.тенге)
Таблица 2: «Изменение недоимки по всем видам государственных доходов в разрезе регионов по состоянию на 01.04.2007года.
Самая большая доля недоимки приходится на Актюбинскую область, по НДС на товары внутреннего производства увеличилась на 1,5 млрд.тенге, по КПН на 1,7 млрд.тенге.
В целях недопущения дальнейшего роста недоимки счета предприятий-неплательщиков, вне зависимости от форм собственности, будут автоматически закрываться (по данному вопросу создана рабочая группа и запуск будет осуществлен ориентировочно с 1 июля 2007г.). Проводится работа по внедрению электронного взаимодействия налоговых органов с банками второго уровня по выставлению инкассовых распоряжений и предоставлению информации банками об открытии и закрытии банковских счетов.
(Справочно: в настоящее время произведен запуск пилотного взаимодействия налоговых органов с такими банками как АО «Банк ТуранАлем», АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «АТФ Банк», АО ДБ «Альфа-банк», АО «ДБ HSBC», АО «Альянс Банк», АО ДБ «ТАИБ Казахский Банк», АО «TexaKaBank». Остальными банками второго уровня проводятся работы по подготовке программного обеспечения к взаимодействию и будет запущено пилотное взаимодействие. Со стороны налоговых органов к электронному взаимодействию подключены 9 районных налоговых комитетов гг. Астана, Алматы и Алматинской области.)
Доходная часть местных бюджетов исполнена на 106,5 % и составила 317,6 млрд. тенге. Основное перевыполнение плана приходится на: Западно-Казахстанскую область – 140,5 %,Атыраускую область – 135,1 %, г. Алматы – 112,7 %, Павлодарскую область – 112,5 % и Алматинскую область – 111,4% График 4
График 4: «Исполнение
плана поступлений по доходам местных
бюджетов за I квартал 2007 года
При этом отмечается неисполнение плана по: г. Астане – 86,8 % (за счет неравномерного распределения Департаментом финансов г.Астаны годового плана по ИПН и соцналогу), Южно-Казахстанской области – 98,0 % (поступления от продажи основного капитала неисполнены за счет задержки оформления документов и с невыполнением обязательств отдельными банками второго уровня по перечислению бюджетных средств в доход бюджета), Мангистауской области – 97,2 % (по соцналогу, в связи с тем, что в январе 2007 года крупные предприятия-недропользователи внесли изменения в Контракты).
За отчетный период в Национальный фонд перечислено 197,7 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора – 196,3 млрд. тенге. Расшифровка по видам поступлений приведена на таблице 3
Таблица 3: «Данные
о поступлениях и использовании средств
Национального фонда за I квартал 2007 года
Расходы государственного бюджета.
Поскольку 21 апреля текущего года на селекторном совещании с участием членов Правительства и Акимов областей исполнение расходной части было рассмотрено более детально, остановлюсь только на основных показателях.
Расходы государственного бюджета за
1 квартал 2007 года составили 692,7 млрд. тенге,
или 85,5%, в том числе по республиканскому
бюджету – 617,1 млрд. тенге, или 90,6%
к плану, местному бюджету – 263,1 млрд. тенге,
81,8% к плану. График 5.
Состояние государственного и гарантированного государством долга.
Государственный долг Республики Казахстан (без учета взаимных требований) на 1 апреля 2007 года составил 1 453,1 млрд. тенге. В портфеле правительственного долга соотношение внутреннего и внешнего долгов составляет 65,4 и 34,6 %, соответственно. За отчетный период было осуществлено досрочное погашение наиболее дорогих в обслуживании займов МББР в размере 13,5 млрд.тенге (или 107,6 млн. долл. США)
График 6
График 5: «Исполнение расходов государственного бюджета за I квартал 2007 года и сравнение с аналогичным периодом прошлого года.
График 6: «Государственный и гарантированный государством долг»
Информация о работе Государственный бюджет Республики Казахстан