Государственный бюджет как экономическая категория: сущность, функции, роль и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, сущности и функций государственного бюджета, определение государственного долга.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены понятие, функции и задачи бюджета. Во второй главе изучены проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета и так же рассмотрены пути их решения, рассмотрен рейтинг бюджетообеспеченности крупных городов.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность и функции государственного бюджета 5
1.1 Значение и сущность государственного бюджета 5
1.2 Функции и задачи государственного бюджета 9
Глава 2. Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета и пути их решения 13
2.1 Дефицит бюджета и источники его покрытия 13
2.2 Государственный долг, управление государственным долгом 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 53.21 Кб (Скачать)

Управление государственным  долгом выражает совокупность мер Правительства РФ по выплате доходов кредиторам и   погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий эмиссии новых пакетов государственных ценных бумаг, а также соблюдению интересов заемщика и кредиторов. Основные цели управления государственным долгом:

  1. политические: поддержание устойчивости функционирования политической системы и финансовой устойчивости государства;
  2. социальные: своевременное финансирование социальных программ и обеспечение социальной стабильности в обществе;
  3. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних заимствований, улучшение условий рефинансирования и переоформления задолженности, снижение расходов по обслуживанию внешнего и внутреннего долга.

Процесс управления государственным  долгом включает три процедуры:

  1. управление привлечением средств, которое базируется на программе внешних и внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. управление размещением государственного долга на цели, предусмотренные бюджетным законодательством РФ;
  3. управление погашением государственного долга за счет различных источников: из бюджетного фонда, золотовалютных резервов, новых заимствований и др.

Управление государственным  долгом России осуществляет Правительство РФ либо уполномоченное им Министерство финансов РФ.

Основные методы управления государственным долгом включают реструктаризацию и конверсию. Под реструктаризацией  долга понимают основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой действующих обязательств новыми долговыми обязательствами, которые предусматривают иные условия их обслуживания и погашения. Реструктаризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга. Сумму расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включают в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включена в общий объем реструктурируемых обязательств.

Конверсия выражает все способы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, более привлекательными для страны-должника.

 

Заключение

Поскольку данная курсовая работа была посвящена  бюджетной системе, включая другие взаимосвязанные составляющие этого понятия, - в ходе изучения были сделаны определенный выводы.

Бюджетная политика, осуществляемая Правительством России в настоящее время, предполагает стимулирование экономического роста через сокращение государственных расходов и обеспечение профицита бюджета, направляемого на погашение государственного внешнего долга.

Приоритетными направлениями совершенствования  государственного бюджета являются проведение налоговой политики, повышение  эффективности управления государственной собственностью, финансирование социальной сферы, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Таким образом, необходимость реформирования бюджетной  системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности, при этом, несмотря на то, что преобразование БС это сложный, длительный и весьма болезненный процесс, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы.

 

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ с изменениями на 27 июля 2010 г.
  2. «Финансы» под ред. Поляк Г.Б. -  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 48 с.
  3. Бочаров В. В., Леонтьев В. Е., Радковская Н. П., Финансы. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
  4. Финансы и кредит: Учебник/ Под ред. Проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2007. – 575 с.
  5. Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. и др. Бюджетная система России. М.: Эксмо, 2006. – 752 с.
  6. Бюджетное право и процесс: Учебник / В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. – М.: Эксмо, 2005. – 384 с.
  7. Дементьев Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ. - М.: КноРус, 2009.
  8. Ермасова Н.Б. Бюджетная система. - М.: Высшее образование, 2009.
  9. Щеголева Н.Г., Леонова Т.А. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008.
  10. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.

 

Приложения

 

Приложение 1.

Таблица 1. Рейтинг бюджетообеспеченности крупных городов России c населением от 500 тыс. чел.

Место

Город

Численность населения, тыс. человек

Расходы бюджета в 2008 г., млрд рублей

Расходы бюджета в 2007 г., млрд рублей

Расходы на душу населения в 2008 г., тыс. рублей

Дефицит (-)/профицит (+) бюджета  в 2008 г., млрд рублей

1

Москва

10443

1394,9

928,4

133,6

-204,1

2

Санкт-Петербург

4571

364,3

259,3

79,7

-53,9

3

Тюмень

550

17,2

17,3

31,3

-0,9

4

Краснодар

709

20,3

12,6

28,6

0,1

5

Новокузнецк

561

14,8

11,3

26,4

-0,6

6

Красноярск

927

24,3

18,7

26,2

-1,9

7

Ярославль

604

15,1

12,2

25

-2

8

Кемерово

520

12,3

10,9

23,7

-0,6

9

Новосибирск

1392

32,8

25,5

23,6

-1,6

10

Иркутск

576

12

9,1

20,9

-0,5

11

Астрахань

500

10,2

7,7

20,5

-0,5

12

Пермь

990

20,2

14

20,4

-2,3

13

Хабаровск

577

10,8

8

18,8

-0,6

14

Екатеринбург

1315

24

21,3

18,3

-2,1

15

Ростов-на-Дону

1052

18,3

13,4

17,3

-1,2

16

Тула

504

8,1

6,7

16,1

-0,6

17

Челябинск

1092

16,7

15,6

15,3

-2

18

Липецк

503

7,5

6,8

14,8

-0,7

19

Волгоград

986

14,2

10

14,4

-1,7

20

Уфа

1023

13,9

11,2

13,6

-1

21

Пенза

509

6,7

5,9

13,2

-0,5

22

Нижний Новгород

1278

16,9

13,8

13,2

-3

23

Омск

1135

14,9

13,3

13,1

-0,8

24

Казань

1116

14,1

15,7

12,6

-1,7

25

Воронеж

841

10,5

8,2

12,5

-0,7

26

Самара

1139

13,7

10,9

12

-1,8

27

Ижевск

616

7,2

6,4

11,7

-0,7

28

Рязань

512

5,7

4,7

11,1

-0,7

29

Тольятти

705

7,7

8,2

11

-1

30

Барнаул

649

7,1

7,4

10,9

-0,5

31

Оренбург

530

5,7

5,3

10,8

-0,3

32

Владивосток

581

6,2

5,7

10,7

-0,8

33

Саратов

841

8,6

6,2

10,2

-0,5

34

Ульяновск

612

6,1

6,2

9,9

-0,5

35

Набережные Челны

506

4,7

4,6

9,2

-0,2


 

1 (см. Приложение 1)

Санкт Петербург

2010


Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория: сущность, функции, роль и значение