Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, сущности и функций государственного бюджета, определение государственного долга.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены понятие, функции и задачи бюджета. Во второй главе изучены проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета и так же рассмотрены пути их решения, рассмотрен рейтинг бюджетообеспеченности крупных городов.
Введение 3
Глава 1.Сущность и функции государственного бюджета 5
1.1 Значение и сущность государственного бюджета 5
1.2 Функции и задачи государственного бюджета 9
Глава 2. Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета и пути их решения 13
2.1 Дефицит бюджета и источники его покрытия 13
2.2 Государственный долг, управление государственным долгом 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
В процессе
образования доходов бюджета
происходит принудительное изъятие
в пользу государства части ВВП,
созданного в процессе общественного
воспроизводства. На этой основе возникают
финансовые взаимоотношения государства
с налогоплательщиками.
Доходы бюджета могут носить налоговый
и неналоговый характер. Основным источником
налоговых доходов являются вновь созданная
стоимость и доходы, полученные в результате
ее первичного распределения (прибыль,
заработная плата, добавленная стоимость,
ссудный процент, рента, дивиденды и т.
д.), а также накопления.
Неналоговые
доходы бюджетов образуются в результате
либо экономической деятельности самого
государства, либо перераспределения
уже полученных доходов по уровням бюджетной
системы.
Структура бюджетных доходов подвижна
и во многом определяется конкретными
экономическими условиями. Например, в
странах с высоким уровнем жизни основой
налоговых доходов являются доходы с физических
лиц, а в странах с низким уровнем жизни
— косвенные налоги и налоги с юридических
лиц.
Расходы бюджета — денежные средства,
направляемые на финансовое обеспечение
задач и функций государства и местного
самоуправления.
Через бюджетные расходы
Таким образом,
расходы бюджета носят
Поскольку в бюджете отражаются все экономические процессы и находят свое конкретное выражение многие финансовые инструменты, можно назвать бюджет основным финансовым планом государства.
Бюджет играет
важную роль в обеспечении
Глава 2. Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета и пути их решения
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.
В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит. Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.
Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).
Причин бюджетного дефицита может быть много, например:
Возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье денег.
Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами
экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние.
Внутренние источники это:
Внешние источники это:
Для примера рассмотрим рейтинг бюджетообеспеченности крупных городов России за 2007 и 2008 годы1. Первые места распределились между в Москвой и Санкт-Петербургом, где сосредоточены головные офисы огромного числа крупных торговых, финансовых, промышленных и транспортных предприятий. В Москве налоговые отчисления компаний и граждан составляют почти 90% доходов бюджета, в Санкт-Петербурге – порядка 80%. Этому не в последнюю очередь способствуют и статусы двух столиц – они являются субъектами федерации, а значит, налог на прибыль организаций перечисляется в их бюджеты (за минусом 6,5%, уходящих в федеральную казну). По словам помощника руководителя департамента финансов Москвы Дмитрия Филюшкина, субвенции и субсидии из федерального бюджета составляют менее 10% от общей суммы поступлений, и размер этой доли почти не меняется из года в год.
Третье место Тюмени объясняется ее неофициальным статусом нефтегазовой столицы страны. Главной специализацией городской промышленности является нефтесервис. Лидеры этого сегмента обеспечивают большую долю налоговых поступлений в бюджет города.
Дефицитными, по прогнозным значениям на 2008 год, должны стать бюджеты всех городов, включенных в рейтинг, за исключением одного. Небольшой – 140 млн рублей – профицит запланировали только власти Краснодара. Однако их ожидания могут и не реализоваться. «Скорее всего, бюджет будет дефицитным. Дело в том, что в середине года городская дума приняла закон, уменьшающий земельный налог, а бюджет планировали исходя из ранее действовавших ставок. По Налоговому кодексу законопроекты, улучшающие положение налогоплательщика, могут действовать задним числом, так что поступления по этому налогу будут меньше, чем мы планировали», – рассказала замдиректора департамента финансов администрации Краснодара Татьяна Петрухина.
Согласно российскому законодательству дефицит бюджета допустим, если он не превышает 10% от общего объема доходов за минусом безвозмездной финансовой помощи из субъекта федерации и дополнительных налоговых отчислений. Тем более, что очень часто планово дефицитные бюджеты в реальности исполняются с профицитом. По данным Минфина в 2007 году 59% местных бюджетов были сведены с плюсом, 36% – с минусом, 5% оказались сбалансированными по доходам и расходам. В Москве на 2007 год планировали дефицит в 85,1 млрд рублей, но исполнили с профицитом 27,8 млрд рублей. В Волгограде в бюджет закладывали 736 млн рублей дефицита, получили профицит 376,1 млн рублей. В Астрахани – минус 204,7 млн рублей и плюс 110 млн рублей соответственно.
Бюджет многих городов, участвующих в рейтинге, в 2008 году существенно вырос. Плановые расходы Москвы почти на 500 млрд рублей (или в полтора раза) превышают прошлогодние затраты. Санкт-Петербург поднял планку на 100 млрд рублей или 40%, Краснодар – на 8 млрд рублей или 61% (это самый большой прирост среди 35 участников рейтинга).
2.2 Государственный долг, управление государственным долгом
В теоретическом аспекте государственный долг характеризует совокупность денежных отношений в процессе перераспределения финансовых ресурсов для формирования централизованного денежного фонда на условиях срочности, платности и возвратности в целях реализации функций государства.
В практическом аспекте государственный или муниципальный долг – обязательства, вытекающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц.
Для государственного долга характерны следующие признаки:
Государственный долг как стоимостная категория может выполнять две функции: фиксальную и регулирующую. Фиксальная функция заключается в том, что этот долг государство использует для покрытия бюджетного дефицита.
Регулирующая функция состоит в том, что с помощью государственного долга регулируют денежное обращение и деловую активность в стране. На практике государственные долговые обязательства служат инструментом для реализации денежно-кредитной политики Центрального банка России. Это выражается в том, что норма доходности по государственным долговым обязательствам влияет на уровень процентных ставок по банковским кредитам и депозитам.
По видам кредиторов различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит. Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Необходимо так же, с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.