Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы ещё более вырисовывается на фоне экономического финансового кризиса, охватившего весь мир. Как Россия переживет этот кризис?

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику государственному бюджету, его структуре и основным макроэкономическим функциям;

2. Рассмотреть профицит и дефицит бюджета, мультипликатор сбалансированного бюджета;

3. Проанализировать балансирование госбюджета и его особенности в России;

4. Сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение

1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.

2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

2.1.Дефицит и профицит бюджета

2.2.Государственный долг.

2.3.Теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита.

2.4.Мультипликатор сбалансированного бюджета.

3.Балансирование госбюджета и его особенности в России

Практикум.

Заключение.

Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономической теории.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

Наличие структурного дефицита свидетельствует  о расходовании конъюнктурных доходов  бюджета, а профицита – о том, что расходы ниже среднего уровня доходов. На основе величины самого бюджетного баланса нельзя выносить определенные суждения, если неизвестны конъюнктурные доходы: дефицит может быть обусловлен как чрезмерными расходами, так и низкими ценами на нефть, а за сбалансированным бюджетом нередко кроется слабая бюджетная политика, временно замаскированная благоприятной конъюнктурой.

Расчетные поступления КД в бюджетную систему  и сбережения бюджета (в % ВВП)

  2000г 2001г 2002г 2003г 2004г Взвешенное среднее за 2000-2004гг 2005г

(предвари-тельная  оценка)

Профицит  расширенного

бюджета

3,1 3,2 1,4 1,8 4,9 3,1 8,2
 

Определение правительства

КД  бюджетной системы 1,7 0,9 1,2 2,8 5,4 2,9 9,7
КД  бюджета, поступающие из нефтегазового  сектора 1,7 1,1 1,4 2,8 5,0 2,8 9,2
Структурный баланс расширенного бюджета 1,4 2,3 0,2 -1,0 -0,5 0,2 -1,5
Баланс  бюджета за вычетом КД от экспорта нефти и газа 1,4 2,1 0,0 -1,0 -0,1 0,3 -1,0

Уточненное  определение

КД  бюджетной системы 0,2 -0,7 -0,6 1,4 4,5 1,5 8,7
КД бюджета, поступающие из нефтегазового сектора 0,8 0,2 0,2 1,7 4,1 1,8 8,2
Структурный баланс расширенного бюджета 2,9 3,9 2,0 0,4 0,4 1,6 -0,5
Баланс  бюджета за вычетом КД от экспорта нефти и газа 2,3 3,0 1,2 0,1 0,8 1,3 -0,0

Профицит  обеспечивался за счет как умеренной величины расходных обязательств, принимаемых на стадии составления бюджета, так и благодаря перевыполнению плана по доходам из-за более высоких показателей роста экономики и инфляции. В 2005г. масштабы использования конъюнктурных доходов государством увеличились, однако остаются пока в безопасных пределах (0,5-1,5 % ВВП). Отметим, что структурный дефицит федерального бюджета, измеренный исходя из определения правительства, равен 1,2 % ВВП.

Анализ  прогнозных показателей российской экономики свидетельствует, что в настоящее время вполне допустим структурный дефицит около 2 % ВВП. Один из вариантов бюджетной политики на среднесрочную перспективу состоит в поддержании сбалансированного федерального бюджета без учета операций со Стабилизационным фондом. Если бы в СФ полностью переводились все конъюнктурные доходы, такая политика означала бы принятие в качестве цели нулевой величины структурного баланса. С учетом неполного изъятия конъюнктурных доходов бюджета в СФ это будет равносильно поддержанию умеренного структурного дефицита (1,5-2 % ВВП). (7; стр. 15)

Накопление  профицита стало фактором формирования стабилизационного фонда, преобразованного в феврале 2008г. в два самостоятельных – резервный и фонд национального благосостояния (в Бюджетном кодексе РФ он значится как фонд будущих поколений). Реальная возможность поддерживать за счет растущих доходов определенный рост расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы была сопряжена с использованием финансового резерва для долгосрочного погашения внешнего государственного долга перед кредиторами Парижского клуба. По итогам 2007г. при объеме ВВП России свыше 31 трлн. руб. внешний государственный долг составляет около 4 % ВВП. Государственная часть его приблизилась к историческому минимуму за последние 18 лет. Это можно считать достижением, если абстрагироваться от того, что рассчитываться приходилось благодаря  обеспечению непрерывного потока  за рубеж невоспроизводимого природного ресурса – российской нефти, что закрепило положение страны как сырьевого придатка развитых стран.

Резкое  сокращение внешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований, используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственного долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета. При профиците федерального бюджета используются внутренние источники покрытия дефицита, которые приравниваются к обычным доходам.(10; стр. 14)

     На  сегодня НДС является одним из важнейших факторов стабильности как  российской налоговой системы, так и российского бюджета, хотя он нуждается в дальнейшем реформировании. В 2007г. его доля в общих налоговых поступлениях в бюджет расширенного правительства превысила 23,2 %, а в совокупных доходах федерального бюджета она составила более 29 %. Стоит иметь ввиду, что сегодня помимо НДС крупнейшими статьями доходов российского бюджета являются доходы от экспортных пошлин, налога на добычу полезных ископаемых и роялти в отношении нефти, газа и газового конденсата. Поступления по этим статьям в доходах бюджета 2007г. составили величину, эквивалентную 9 % ВВП, а в 2006г. аналогичные поступления превышали 11 % ВВП. Поэтому на фоне существенного роста бюджетных расходов  (с 15,9 % ВВП в 2006г. до 18,8 % ВВП в 2008г.) в случае дальнейшего снижения нефтегазовых доходов бюджета вполне возможно сокращение профицита в 2008г., который по итогам 2007г. был зафиксирован на уровне 5,5 % ВВП. (11; стр. 36)

Согласно отчетным данным, Федеральная налоговая служба обеспечивает мобилизацию около 70 % доходов консолидированного бюджета, 60 % - федерального бюджета, а также практически все поступления в государственные внебюджетные фонды. Данные приведены в таблице. (8; стр. 79)

Администрирование доходов бюджетной системы ФНС

(в  млрд. руб.)

  2004

факт

2005

факт

2006

факт

2007

оценка

2008

прогноз

2009

прогноз

2010

прогноз

ВВП 17048 21615 26781 30690 35000 39690 44800
Поступление доходов в бюджетную  систему 4426,4 5703,5 6763,4 7571,5 8091,8 9313,5 10377,3
% к ВВП 26,0 26,4 25,3 24,7 23,1 23,5 23,2
В том числе: поступление  в консолидированный  бюджет 3774,7 4896,7 5748,3 6426,7 6829,6 7872,2 8755,0
% к ВВП 22,1 22,7 21,5 20,9 19,5 19,8 19,5
Из  него: поступление  в федеральный бюджет 1974,1 2668,4 3000,7 3084,8 3333,3 3955,2 4382,3
% к ВВП 11,6 12,3 11,2 10,1 9,5 10,0 9,8
Поступление доходов в государственные  внебюджетные фонды 651,7 806,8 1015,1 1144,8 1262,2 1441,3 1622,3
% к ВВП 3,8 3,7 3,8 3,7 3,6 3,6 3,6
 

Бюджеты-2007 стали последними, принятыми на один год. Начиная с 2008 года, бюджетное планирование стало трехлетним, и власти регионов заявляют о готовности к переходу на новую систему при условии, что законодательство позволит вносить в бюджеты своевременные коррективы.

Доходы  российского бюджета за январь-сентябрь 2008г. составили 7,2 трлн. руб., или почти 80% от запланированного объёма доходов  за весь год. План по расходам выполнен только на 61,1% и составляет 4,6 трлн. руб. Консолидированный бюджет превысил отметку в 2 трлн. руб. профицита в начале сентября. При этом отмечалось, что большего всего за первую половину года Россия потратила на оборону. Основные доходы Россия получает от Федеральной налоговой службы, которая перечислила государству 3,2 трлн. руб., и Федеральной таможенной службы, «заработавшей» 3,5 трлн. руб.

Премьер-министр  РФ В. Путин на заседании правительства 21.08.2008г. призвал чиновников не покушаться на профицит федерального бюджета и  быть готовыми к негативному развитию ситуации на мировых рынках.

     Глава правительства констатировал, что  федеральный бюджет в ближайшие  три года. Как ожидается, будет  исполнен с профицитом, но это надо использовать с пользой для РФ. По словам Путина, Россия должна быть готова к негативному развитию ситуации на мировых рынках, на которых наблюдается «много негативных сигналов», в частности, ощутимое замедление темпов роста экономики и значительные колебания цен на сырьевые товары. «Всё, что происходит в мировых финансах, так или иначе отражается на нас», - предупредил он.(14) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   практикум 
 

К покрытию бюджетного дефицита за счет эмиссии  денег государство может прибегнуть при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и  займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов – неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы, без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег)  обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз  (V) в году. Таким образом:

   

, или 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Планирование  финансовой экономики напрямую связано  с государственным бюджетом страны, но актуальность проблемы состоит не только в грамотном планировании бюджета на финансовый год, но и в умении применить его в создавшихся социально-экономических условиях. Одной из его главных функций является проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Контролируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь. Рациональное балансирование госбюджетом содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, повышению уровня народного благосостояния, поэтому проблема доходной и расходной частей бюджета это не только проблема Правительства РФ, но и каждого человека живущего в России.

     Продуманная политика доходов является основой бюджета, его расходной части. Но очень важно не принижать активную роль политики государственных расходов при результативном использовании средств. Функции современного государства не ограничиваются содержанием госаппарата, обеспечением обороноспособности и правопорядка. Поэтому наше государство призвано быть социальным. Социальные расходы на расширенное воспроизводство человеческого капитала создают основы для долгосрочного, устойчивого развития. Не менее важно предусматривать расходы на поддержку экономического роста за счет устранения крупных отраслевых и региональных диспропорций, которые в обозримом периоде не могут быть выправлены саморазвитием рынка.

     Сбалансированность  бюджетов – одно из основных условий  нормального развития экономики  страны или ее субъекта. Россия не является исключением. Экономическая наука полагает, что принципиальной проблемой является не дефицит бюджета как таковой, а способы его (дефицита) покрытия. Считается, что эмиссия в пределах дефицита сразу же приводит к инфляции. Более эффективным представляется выпуск государственных долговых обязательств (облигаций). При этом платежеспособность государства (или его субъекта) может и не пострадать, если дефицит бюджета не превосходит меру регулируемости (в нормально развивающейся экономике – это около 3% ВВП или ВРП).

В этом случае государство может использовать больше финансовых ресурсов для решения  проблем, которые стоят перед  ним. Умелое использование «чужих»  средств для решения собственных  проблем – это и есть искусство  управления финансами.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования