По уровням
бюджетных расходов различают:
• расходы федерального
бюджета;
• расходы бюджетов субъектов
РФ;
• расходы местных бюджетов.
[6, стр.149]
Функциональные
виды расходов, финансируемых исключительно
из федерального бюджета:
- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; [2, стр.63]
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и камней, государственного материального резерва;
- поведение референдумов и выборов РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов РФ;
- официальный статистический учет;
- прочие расходы.
Функциональные
виды расходов, финансируемых исключительно
из бюджетов субъектов РФ:
- обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
- проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
- обеспечение реализации региональных целевых программ;
- формирование государственной собственности субъектов РФ;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению или уменьшению бюджетных расходов местных бюджетов;
Функциональные
виды расходов, финансируемых исключительно
из местных бюджетов:
- содержание органов местного самоуправления; Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;
- формирование муниципальной собственности и управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
- организация, содержание и развитие муниципального ЖКХ;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- содержание муниципального архива;
- проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
- финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Существуют так
же функциональные виды расходов, в
финансировании которых участвуют
как федеральный, так и региональные
и местные бюджеты (в соотв. со
ст. 85 БК РФ):
- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
- обеспечение деятельности избирательных комиссий объектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, ее субъектов и муниципальных образований.
Следует подчеркнуть, что
распределение и закрепление
между бюджетами разных уровней
бюджетной системы РФ перечисленных
выше расходов производится либо по согласованию
органов государственной власти
РФ и субъектов РФ и утверждается
соответствующими законами о бюджетах,
либо по согласованию органов государственной
власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, расположенных
на территории данного субъекта РФ.
[4, стр.81]
Порядок согласования, распределения
и закрепления расходов совместного
ведения определяется Правительством
РФ.
Заключение
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое избранной властью
в рамках экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовая система общества,
главным звеном которой является
государственный бюджет. Он определяет
формы и методы образования государственных
финансовых ресурсов и направление
их использования в интересах
общества и особенно социально слабо
защищённых категорий населения.
Расходы бюджетов играют важнейшую
роль в финансовой системе РФ. Бюджет
фиксирует конкретные направления
расходования средств, соотношения
расходов по отраслям и территориям
и является выражением экономической
политики государства. [8, стр.57]
В настоящее время существует
целый ряд задач, которые необходимо
решить в области бюджетных расходов:
- Обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- Снизить расходы на содержание государственного аппарата;
- Расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
- Повысит эффективность использования ассигнований на национальную оборону, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
- Снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
- Усилить контроль над использованием бюджетных средств;
- Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
Все эти задачи направлены
на то, чтобы сделать экономику РФ
социально-ориентированной.
Таким образом, бюджет, объединяя
в себе основные финансовые категории,
является ведущим звеном финансовой
системы любого государства, играет
и экономическую и политическую
роль.
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000
- Федеральный закон от 15 августа 1996г «О бюджетной классификации Российской Федерации»
- Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 703с.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – М.: Юрайт, 2003 – 573с.
- Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 – 344с.
- Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 – 384с.
- Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М.И. Ткачук – Минск.: Высшая школа, 2003 – 547с.
- Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации – М.: ЮНИТИ, 2003 – 671с.
- Слепова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2003 – 682с.
- www.consultant.ru
Приложение –
Тесты
- Федеральный бюджет- это:
а) счет доходов и расходов
государства;
б) все источники доходов
государства;
в) все статьи государственных
расходов;
г) все ответы неверны.
- Бюджет существует:
а) только у государства;
б) у государства и предприятий
реального сектора экономики;
в) у всех экономических
субъектов;
г) у важных структур федерального
уровня.
- В государствах с федеративным устройством бюджет имеет:
а) многоуровневый характер;
б) трехуровневый
характер;
в) двухуровневый характер;
г) одноуровневый характер.
- Целевой фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете называется:
а) государственный внебюджетный
фонд;
б) государственный бюджет;
в) целевой бюджетный
фонд;
г) дотация.
- Каждый уровень бюджетной системы Российской Федерации состоит из:
а) бюджета соответствующего
уровня и целевого бюджетного фонда;
б) бюджета соответствующего
уровня и государственного внебюджетного
фонда;
в) бюджета соответствующего
уровня;
г) бюджета соответствующего
уровня, целевого бюджетного фонда и государственного
внебюджетного фонда.
- Централизованный фонд денежных средств предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь называется:
а) целевой бюджетный фонд
б) государственный бюджет;
в) дотация;
г) государственный
внебюджетный фонд.
- Консолидированный бюджет РФ составляют:
а) бюджет субъекта РФ и консолидированные
бюджеты муниципальных образований;