Формы частно-государственного партнерства (ЧГП): зарубежный опыт и перспективы развития в России

Автор: Александр Лошкарев, 10 Июня 2010 в 11:49, реферат

Описание работы

В современной России значительное число проблем, с которыми сталкиваются органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть решены исключительно за счет бюджетов соответствующих уровней. Среди них обновление инженерной инфраструктуры, функционирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие территорий. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает взаимодействие государственного и частного секторов при решении социально-экономических задач развития региона или муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, в зарубежных странах осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства проекты легко можно обнаружить в самых разных отраслях экономики. В зарубежных странах в настоящее время для поощрения частного капитала к реализации якобы непривлекательных для частного бизнеса проектов вместе со своим материальным вкладом государство предоставляет общественно значимым проектам деньги (бюджетные вложения) или квазиденьги (налоговые льготы, дотации). Однако самым ценным вкладом государства в проект оказывается, на наш взгляд, само право на его осуществление - гарантируемая государством монополия на использование выделенного ресурса только данным предприятием, реализующим одобренный проект частно-государственного партнерства.

     Вообще, как можно видеть из анализа современного зарубежного опыта государственно-частного партнерства, попытки учесть все аспекты и варианты будущего развития событий для союза государства и бизнеса уже привели к появлению громоздких, сложных и перегруженных деталями юридических схем частно-государственных партнерств.

     В Европе звучат голоса в защиту простоты контрактов: некоторым конкурсам на право взять в управление государственные активы не удается привлечь ни одной заявки от частного сектора из-за невозможности рассчитать доходность и составить разумный бизнес-план с учетом всех наложенных государством ограничений.

     Анализ  литературы позволяет выделить следующие  потенциальные риски для участников частно-государственного партнерства. Для государственного сектора в  качестве таковых выступают опасность  передачи ему рисков, нечестные намерения частного партнера. Для частных компании риски связаны с возможными изменениями в политике государства, неблагоприятными или непостоянными рыночными условиями, с неспособностью или отказом государственного сектора выполнить условия договора.

     Рассмотрим  состояние частно-государственного партнерства в Российской Федерации. Типичными примерами проектов ЧГП, реализуемых в России, являются следующие:

     -  ЖКХ - передача муниципального  жилищного фонда на обслуживание  коммерческой фирме, создание управляющих компаний в сфере управления и обслуживания жилищного фонда; обеспечение жилого сектора теплом и горячей водой;

     - социальная сфера - создание социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних; сотрудничество в области образования;

     - транспорт - строительство автодороги; организация пассажирских перевозок;

     -  недвижимость - строительство гостиницы;  программа "Жилье - молодым";

     -  экология и благоустройство - реконструкция территории городского  сада; сооружение набережной; реконструкция  площади.

     Среди проектов-лидеров преобладают проекты  в сфере ЖКХ, инженерной и транспортной инфраструктуры. 

     К основным проблемам реализации частно-государственного партнерства в России можно отнести  следующие.

     Во-первых, механизмы российского частно-государственного партнерства до сих пор не проработаны должным образом на законодательном уровне. В законодательстве относительно частно-государственного партнерства есть определенные пробелы. В частности, необходима ясная юридическая позиция относительно собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов. Оно должно также установить приемлемую структуру для принятия государственным сектором связанных риском обязанностей.

     Во-вторых, для эффективного функционирования системы частно-государственного партнерства на сегодняшний день необходимо обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Большое внимание должно уделяться повышению профессионального уровня "на местах", осуществлению консультационной поддержки реализации проектов на региональном и муниципальном уровнях.

     В-третьих, необходимо обеспечение прозрачных конкурсных процедур доступа участников рынка к механизмам частно-государственного партнерства.

     Применение  механизмов частно-государственного партнерства способно обеспечить, прежде всего, возможность осуществления общественно-значимых проектов в наиболее короткие сроки, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования. А также повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса. Обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей (коммерциализации предоставления услуг), возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий, повышение качества обслуживания конечных пользователей.

     Частно-государственное  партнерство дает возможность сконцентрировать внимание государственных органов  на наиболее свойственных им функциях и сократить государственные  риски за счет распределения их между частным партнером и властью. 
 
 

Информация о работе Формы частно-государственного партнерства (ЧГП): зарубежный опыт и перспективы развития в России