Формы частно-государственного партнерства (ЧГП): зарубежный опыт и перспективы развития в России

Автор: Александр Лошкарев, 10 Июня 2010 в 11:49, реферат

Описание работы

В современной России значительное число проблем, с которыми сталкиваются органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть решены исключительно за счет бюджетов соответствующих уровней. Среди них обновление инженерной инфраструктуры, функционирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие территорий. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает взаимодействие государственного и частного секторов при решении социально-экономических задач развития региона или муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОЛЬЯТТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине:«Бюджетная система РФ»

Тема: «Формы частно-государственного партнерства (ЧГП): зарубежный опыт и перспективы  развития в России» 
 
 
 

Выполнил: студент 4 курса

Специальности 080507

«Менеджмент организации»

Лошкарев  Александр 
 
 
 
 

Тольятти 2010

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В современной России значительное число  проблем, с которыми сталкиваются органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть решены исключительно за счет бюджетов соответствующих уровней. Среди них обновление инженерной инфраструктуры, функционирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие территорий. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает взаимодействие государственного и частного секторов при решении социально-экономических задач развития региона или муниципального образования.

     Использование механизма частно-государственного партнерства для реализации проектов в сфере общественной инфраструктуры, социальных и муниципальных услуг получило широкое распространение во всем мире. В России также началась работа по созданию условий для развития частно-государственного партнерства и уже осуществляется ряд проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В октябре 2006 г. в соответствии с поручением Правительства РФ была начата реализация Комплексного плана мероприятий на 2006-2007 гг. по развитию механизмов частно-государственного партнерства. Он содержал перечень мероприятий по развитию механизмов для эволюции социальной, транспортной инфраструктур, стимулирования энергосбережения. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) содержался раздел "Развитие механизмов частно-государственного партнерства", определяющий приоритетные направления ЧГП, инструменты взаимодействия государства и бизнеса, финансовые институты взаимодействия. 
 
 
 
 
 

Понятие частно-государственного партнерства, характерные черты, формы.

     Понятие и механизмы частно-государственного партнерства используются в мировой практике привлечения частных компаний для долговременного финансирования и управления общественной инфраструктурой, включая широкий круг объектов - транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и т.п. В отечественной и переводной литературе или переводах можно встретить следующие варианты, использующиеся как синонимы: частно-государственное партнерство, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, частно-общественное партнерство, частно-государственная кооперация, публично-частное партнерство, общественно-частное партнерство.

     Для государства основной причиной к  учреждению частно-государственного партнерства  является все возрастающая потребность  в первую очередь в услугах, за поставку которых несет ответственность государство. Среди них - медицинские, образовательные, коммунальные услуги, услуги транспорта и т.д.

     Необходимо  отметить, что официального понимания  и толкования термина частно-государственного партнерства в России сейчас не существует, как не существует и единого и системного понимания явления на государственном уровне. В российской научной среде данное явление также не изучено должным образом. Наиболее общее определение дано этому явлению В.Г. Варнавским: "Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР вплоть до сферы услуг". 

     Анализ  высказываний и публикаций по теме позволяет сделать вывод, что  в настоящее время можно говорить о двух основных значениях употребления термина частно-государственного партнерства:

     во-первых, частно-государственное партнерство  как принцип взаимодействия государства и бизнеса. Данное понимание предполагает некое обязательное правило взаимодействия государства и бизнеса в определенных сферах;

     во-вторых, частно-государственное партнерство  как правовая форма такого взаимодействия. Предполагает наличие конкретных форм (механизмов) взаимодействия государства и бизнеса, в первую очередь, правовых форм.

     Можно выделить следующие характерные  черты частно-государственного партнерства:

     1. Частно-государственное партнерство  удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора.

     2. Частно-государственное партнерство  поддерживает государственные полномочия  и функции, при этом предоставляя  услуги совместно с частным  сектором.

     3. Частно-государственное партнерство  состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ЧГП могут быть: местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам).

     4. Участники партнерства разделяют  полномочия и ответственность,  функционируют на равных, совместно  затрачивают время и ресурсы,  разделяют инвестиции, риски и  выгоды, поддерживают отношения  в течение определенного срока, имеют четкое соглашение, контракт или иной правоустанавливающий документ.

     Проекты частно-государственного партнерства - это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Типичные проекты ЧГП - строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры (аэропортов, автомобильных и железных дорог, тоннелей, мостов), общественных объектов недвижимости (больниц, школ, музеев), коммунальных сооружений (объектов в сфере канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами. В проектах ЧГП частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объектов и управлению ими в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Взамен частный сектор получает от государства оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов. В ряде проектов эта оплата (или ее часть) будет получена из доходов от коммерческой эксплуатации объекта.

     Формы, в которых реализуется частно-государственное партнерство, отличаются степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы и длительностью сотрудничества.

     Основными формами партнерств являются:

    • контракты на обслуживание;
    • контракты на управление;
    • договоры об аренде;
    • контракты на строительство, эксплуатацию, передачу (СЭП) и их разновидности;
    • концессия.

     На  практике в зарубежных странах часто  используются и комбинации перечисленных  форм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зарубежный  опыт и практика применения в России частно-государственного партнерства.

     За  рубежом государственно-частным  партнерством принято называть очень широкий спектр бизнес-моделей и отношений. В самом общем смысле этот термин применяется при любом использовании ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. Сферы применения государственно-частного партнерства в развитых зарубежных странах очень разнообразны. Сотрудничество между партнерами может проходить в рамках различных законодательных структур, с разнообразным диапазоном задач и компетенций.

     Международная практика образования партнерств показывает, что они могут осуществляться в самых разнообразных отраслях:

     Транспорт - строительство, эксплуатация, обслуживание, внедрение систем управления движением  и множество других проектов в  различных транспортных отраслях, включая  городской транспорт.

     Жилищно-коммунальное хозяйство - обслуживание населения; эксплуатация коммунальных сетей (водопровод, канализация); уборка улиц, вывоз и утилизация мусора.

     Экология - создание, обслуживание и развитие городских и загородных парков с  правом эксплуатации природных ресурсов и получения доходов от организации экологического туризма. 

     Недвижимость - строительство и эксплуатация общественных зданий и муниципального жилья в  обмен на право застройки и  участие в коммерческих проектах.

     Общественный  порядок и безопасность - обеспечение  порядка на транспорте и в общественных местах, обслуживаемых частными компаниями; организация и обслуживание парковок.

     Телекоммуникации - создание телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление услуг потребителям.

     Финансовый  сектор - привлечение частных страховых  и управляющих компаний в сферу  обязательного социального страхования  и государственного пенсионного  обеспечения.

     Образование - строительство и оборудование школ и иных учреждений частными компаниями, получающими право застройки и развития прилегающей территории. 

     Мировыми  лидерами в области частно-государственного партнерства признаны США и Великобритания, Франция и Германия. 

     Первый  опыт ЧГП в Великобритании был  получен в 1981 году в связи с  перестройкой лондонских доков на основе новой дерегулированной и рыночно ориентированной политики планирования. В 1992 году с целью развития более эффективных общественных услуг высокого качества была основана "Частная финансовая инициатива" (PFI). В 1997 году процедуры PFI были изменены, и на свет появились новые критерии правительственной поддержки проектов частно-государственных партнерств. Далее последовала целая серия более менее успешно таких начатых проектов ЧГП, среди которых кроме вышеупомянутых стоит отметить создание интегрированной системы обработки отходов на острове Уайт, школ в Бриджпорте и Дорсете, домов престарелых в Суррее, строительство здания полиции в Илкестоне, северного кольца Бирмингема и железнодорожной сети Кройдона и т.д. В Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений о партнерстве. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17 % экономии для бюджета страны.

     Франция обладает прочными традициями государственно-частного партнерства, включающими в себя деятельность "Сообществ смешанной экономики" (SEM) и предоставление концессий. Законодательные основы SEM восходят к 1966 и 1983 годам. Характеристикой SEM является то, что государственный сектор и местные власти согласно законодательству, в частности, должны иметь большую долю в составе активов SEM и таким образом играть превалирующую роль в управлении ими.

     В США кооперация властей и частников  особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству (NationalCouncilforPublic-PrivatePartnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т.д.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении 23.

     В Германии идея частно-государственного партнерства была очень рано принята  в проектах кооперативного строительства. Первые некоммерческие строительные общества были созданы на основе частных инициатив  в середине XIX столетия. В контексте сотрудничества между некоммерческими компаниями и государственным сектором такие компании вынуждены налагать некоторые ограничения на собственный бизнес и политику получения прибыли. В обмен на это государство предоставляет им налоговые льготы. Начиная со второй половины 80-х годов прошлого века государственно-частное партнерство в Германии становится особенно важным. Этот процесс начался, в частности, с крупных проектов восстановления и перестройки городской инфраструктуры в Северной Рейн-Вестфалии, сделав необходимыми изменения в структурной политике и выявив недостаток государственного финансирования. В контексте новой тогда региональной структурной политики в начале 90-х годов были созданы агентства развития, объединяющие государственных партнеров (например, местные власти) и частных игроков (землевладельцев, торговые ассоциации и т.д.). В качестве своего высшего приоритета такие агентства приняли, прежде всего, задачу восстановления заброшенных земель.

Информация о работе Формы частно-государственного партнерства (ЧГП): зарубежный опыт и перспективы развития в России