Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 08:21, реферат
Состояние здоровья населения – весьма точный индикатор социально – экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни. В последние пять лет ВВП в России растет, появилось реальное оживление в экономике. Сложилась благоприятная международная рыночная конъюнктура для отечественного экспорта. Увеличивается объем федерального бюджета. Однако, несмотря на это, для миллионов российских пациентов реальное звучание приобрел трагический вопрос: смогут ли они не только выздороветь, но и выжить?
Введение
1 Теоретические и правовые аспекты финансового обеспечения здравоохранения
1.1 Развитие системы финансирования здравоохранения в России
1.2 Виды платных медицинских услуг и правовая основа их предоставления
1.3 Бюджетный учет и расходование средств полученных, учреждениями здравоохранения от оказания платных медицинских услуг
2 Совершенствование финансирования учреждений здравоохранения за счет развития платных медицинских услуг населению
Заключение
Библиографический список
Введение
1
Теоретические и правовые
1.1
Развитие системы
1.2
Виды платных медицинских
1.3 Бюджетный учет и расходование средств полученных, учреждениями здравоохранения от оказания платных медицинских услуг
2
Совершенствование
Заключение
Библиографический
список
Состояние
здоровья населения – весьма точный
индикатор социально –
С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше. Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов, ежегодно мы теряем более двух миллионов человек, из которых около 600 тысяч – граждане трудоспособного возраста.
У
государства значительно
К
тому же сама система государственного
финансирования здравоохранения за
счёт средств обязательного
В
условиях резко ограниченных финансовых
возможностей субъектов РФ увеличение
финансирования отрасли возможно только
за счет федерального бюджета и предоставления
платных медицинских услуг
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
1.1
Развитие системы
финансирования
В постсоветское время наблюдался постоянный дефицит услуг здравоохранения. Это проявлялось в огромных очередях, связанных, в первую очередь, с лечением и профилактикой наиболее распространенных заболеваний; в частности, попасть к стоматологу, сделать УЗИ, получить направление на реабилитационный (мануальный) массаж для гражданина было трудной задачей. Естественно, такое положение сопровождалось наличием «черного» и «серого» рынка практикующих врачей. В первом случае «бесплатные» услуги оказывались за деньги, во втором - включался механизм социальных связей, позволяющий попасть на прием к доктору «без очереди».
Недовольство
населения работой российской медицины
привело к тому, что эту отрасль
начали реформировать одной из первых.
Попытка перехода к страховой
медицине в России датируется 1992-1993
годами, одновременно с либерализацией
цен и приватизацией. Однако наиболее
заметными сдвигами в этой области
следует считать появление
Тем
не менее, если рассматривать формальный
механизм функционирования отечественного
здравоохранения, можно сделать
вывод, что с 1993 года в России создана
система обязательного
В
настоящее время все
Это:
- платная
медицина, основанная на рыночных
принципах с использованием
- государственная медицина с бюджетной системой финансирования;
- система
здравоохранения, основанная
Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Таким образом, масштабы государственного сектора малы. Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования.
Вторая
модель характеризуется значительной
(исключительной) ролью государства.
Все медицинские услуги оказываются
государственным сектором, финансирование
которого осуществляется главным образом
из госбюджета, за счет налогов с
предприятий и населения. Население
страны получает медицинскую помощь
бесплатно (за исключением небольшого
набора медицинских услуг). Таким
образом, государство является главным
покупателем и поставщиком
Третью
модель определяют как социально-страховую
или систему регулируемого
В третью модель включены признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной.
Описанные
ранее модели организации здравоохранения
по-разному учитывают
Различия в механизме функционирования данных моделей предопределяются неявным контрактом. Остановимся на нём подробнее.
В случае платной медицины пациент платит за визит к врачу. Это обстоятельство ставит производителя медицинских услуг в двойственное положение - долгое безуспешное лечение ведёт к росту его доходов, но одновременно подрывает его репутацию и вызывает снижение доходов в долгосрочной перспективе. Содержание контракта, таким образом, предусматривает «переплату» клиентом за дополнительные услуги; ключевой рутиной, обуславливающей функционирование платной медицины, является расширение практики (в сущности, привлечение новой клиентуры, как больных, так и здоровых людей).
Содержание контракта предполагает сетевые децентрализованные контакты между врачами (клиниками), министерство здравоохранения может повлиять на врачебную корпорацию только косвенно. Существенной является репутация врача не только среди пациентов, но и среди коллег - это сопровождается увеличением доходов и статуса. Особенностью данной системы является взаимодействие между врачебной корпорацией и производителями лекарств и медицинского оборудования - методов прямого воздействия у последних на врачей и клиники практически нет, поэтому здесь постоянно проводятся семинары, конференции, где осуществляется презентация лекарств, оборудования, новых методик лечения. В то же время контроль качества и стоимости лечения осуществляется внутри врачебной корпорации каждым производителем самостоятельно.
В случае страховой медицины производителю услуг оплачивается стоимость лечения болезни, в то время как пациент оплачивает страховку от случая заболеть. «Зазор» между стоимостью лечения и страховкой представляет собой конфликт интересов между клиникой и страховой фирмой; при этом возникает конфликт интересов и внутри врачебной корпорации: одни лечат, другие - эксперты страховых фирм - оценивают правильность лечения (с точки зрения качества и стоимости). Двойственность интересов, присущая положению производителя медицинских услуг в рыночной модели, здесь устраняется, снижаются и переплаты; в связи с чем данная модель рекомендована Всемирной организацией здравоохранения к распространению. Однако здесь увеличивается и роль государства, внедряющего стандарты деятельности страховых организаций и клиник (особенно в части, касающейся обязательного медицинского страхования). Механизмы мотивации, внедрения инноваций, высококачественных услуг здесь аналогичны платной медицине.
Наконец,
в бюджетной медицине стоимость
услуг приравнивается к какому-либо
нормативному показателю (показателям).
В отечественном