Финансово-бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Финансово-бюджетное планирование по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3

1.Финансовая система государства………………………………………………..…5

1.1 Сущность финансовой системы государства……………………………………5

1.2 Планирование как важнейшая часть построения финансовой системы……..12

2.Финансово-бюджетное планирование………………………………………........15

2.1 Типы планирования в системе государственного управления………………..15

2.2 Виды финансово-бюджетного планирования……………………………..…...21

2.3 Функции планирования в системе государственного управления…………...23

Заключение…………………………………………………………………………...26

Библиографический список…………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

курсак.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Результативность  финансовой политики тем выше, чем она больше учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоёв и групп общества, конкретно – исторические условия и особенности жизни. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования фин. политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства.

     Реализацию  финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

     Краткосрочная финансовая политика государства направлена, прежде всего, на обеспечение текущей внутригодовой сбалансированности централизованных финансов. Это большая работа, проводимая финансовой системой и, прежде всего, Министерством финансов РФ: по проведению ранее принятых стратегических установок в текущем бюджетном планировании и исполнении бюджета; оценке и управлению текущими параметрами и оборотами в бюджетной системе и других централизованных фондах финансовых ресурсов; изысканию дополнительных финансовых ресурсов и выполнению возможностей обращения неиспользованных лимитов финансирования на финансирование плановых и сверхплановых расходов; форсированному привлечению нетрадиционных источников финансирования в рамках бюджетного периода; уточнению взаимоотношений федерального бюджета, пополнению его доходов на условиях инвестиционного оформления привлечения ресурсов, обслуживанию других разновидностей государственного внутреннего долга; реструктурированию внешней задолженности государства по текущим платежам кредиторам; текущее поддержание курса рубля к основным мировым валютам. Государственная краткосрочная финансовая политика имеет своей главной целью – достижение, поддержание, повышение ликвидности квартальных и годового бюджетного и кредитного балансов, или снижение степени не ликвидности таких балансов.

     Долгосрочная  финансовая политика государства носит  долговременный и часто скрытый  характер. Она охватывает фундаментальные  проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная политика зависит, прежде всего, от двух факторов: политический и личный. Первый, - выражается в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса. Второй фактор в решающей мере определяет содержание долгосрочной финансовой политики в рамках принятого политического курса.

     Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства являются: система финансово-кредитных  органов управления; бюджетная система  и бюджетное устройство страны; кредитная система страны и ее сеть; пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития; укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ; политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней; выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством; выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.

     Самостоятельность государственной финансовой политики часто проявляется в предложении  и выборе конкретных путей и средств  достижения поставленных наверху целей и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических финансов. Императивность - важнейшая составляющая государственной финансовой политики. В силу разных условий она может усиливаться и ослабевать, но никогда не исчезает. Государственный императив – важная компонента, учитываемая в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.

     С ростом внешнего и внутреннего государственного долга самостоятельность государственной финансовой политики сужается в связи с необходимостью выполнения ряда условий, например, внешних кредитов для реструктуризации задолженности и получения новых кредитов. Вместе с этим реальная самостоятельность государственной финансовой политики вне внешних обязательств есть степень свободы перераспределять в рамках принятых политических решений и своеобразно сложившейся финансово-экономической ситуации. Например, представленный и утвержденный Государственной Думой Федеральный бюджет может быть составлен и исполнен по - разному. Можно заложить в проект удовлетворение одной потребности от существующей на 50% , а другой на 30%, а реально профинансировать эти потребности на 90 или все 100% назначений. Подобные комбинации многочисленны. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества.

     1.2 Планирование как важнейшая часть построения финансовой системы 

     Планирование на общегосударственном уровне обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

     В систему планов централизованных финансов входят:

     1. Сводные финансовые балансы, составляемые  на общегосударственном и территориальных  уровнях управления.

     2. Перспективные финансовые планы.

     3. Прогнозы федерального и территориального  бюджетов.

     4. Федеральный и территориальный  бюджеты.

     В работе по планированию общественных финансов участвуют: Правительство РФ, Минфин России, Минэкономразвития России, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Минпромэнерго России, Министерство сельского хозяйства РФ, ЦБ РФ, субъекты бюджетного планирования. На каждого их них возложены определенные функции. 3

     Сводное финансовое планирование

     Бюджетная система Российской Федерации обеспечивает функционирование промышленно развитого  государства со 140-миллионным населением. Одного этого факта уже достаточно, чтобы продемонстрировать, насколько сложна и многообразна, должна быть организация государственных и муниципальных финансов нашей страны.

     Важное  место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства и регулировании денежного обращения занимает баланс финансовых ресурсов - сводный финансовый баланс.

     Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

     В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном  уровне стали составляться еще в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, и др. Этот план разрабатывается в Минэкономразвития России при активном участии Минфина России и других учреждений финансовой системы на основе макроэкономических показателей. 4

     Сводный финансовый баланс государства позволяет: 1) увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; 2) обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; 3) выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; 4) произвести прогнозные финансовые расчеты; 5) разработать направления финансовой политики.

     Балансовый  метод, применяемый в сводном финансовом балансе, позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, местных администраций и объединяет в единую систему все финансовые планы. Его показатели принимаются за основу при составлении проекта бюджета, поэтому сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность самого бюджета. 
 

     Бюджетное прогнозирование

     Со  сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование. Важнейшее условие успешного ведения хозяйства - постоянное совершенствование методов его управления. Управлять - значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит, и научного прогнозирования.

     При составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо производить прогнозные расчеты  основных бюджетных показателей, то есть вероятностных оценок возможных  путей развития его доходной и  расходной частей.

     Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

     Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. В 1976 г. Г.Б. Поляком впервые в нашей стране была разработана и апробирована методология прогнозирования территориальных бюджетов. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов на государственном уровне внесли А.М. Волков, В.А. Галанов, и др. 5 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Финансово-бюджетное  планирование 

     2.1.Типы  планирования в  системе государственного  управления 

     Государственное прогнозирование Российской Федерации – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

     Результаты  государственного прогнозирования  социально экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

     Концепция социально-экономического развития Российской Федерации - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

     Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

     Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

     Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

     Отдельно  выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

     Прогнозы  социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.

     Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

     Прогнозы  социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Информация о работе Финансово-бюджетное планирование