Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:07, контрольная работа
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и определение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы Российской федерации………………………………................................................................
1.1 Сущность финансовой системы……………………………………………
1.2 Структура финансовой системы РФ………………………………………..
1.3 Краткая характеристика звеньев финансовой системы РФ………………
2. Элементы и звенья финансовой системы Российской Федерации
2.1 Финансовая система РФ, её составляющие
2.2 Единство финансовой системы РФ
3. Перспективы развития финансовой системы Российской Федерации
3.1 Финансовая система РФ в цифрах
3.2 Проблемы и пути развития финансовой системы РФ
Глава 2 .Анализ финансовой системы российской Федерации……………..
2.1 Эволюция финансовой системы России…………………………………...
2.2 Современная структура финансовой системы……………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………..
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой государства и его функциями.
В мировой практике выделяются две теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая. Благодаря развитию науки финансов государство стало подходить к формированию финансов более осмысленно.
Государственные финансы представляют
собой систему
Основными функциями финансовой системы являются: распределительная функция, контрольная функция, регулирующая функция.
Однако наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или финансы корпораций. Обе эти относительно самостоятельные сферы можно объединить одним общим понятием - «финансы» в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.
В рамках данного исследования более
правильной и отвечающей современным
реалиям трактовкой является определение
финансовой системы, данное представителями
Санкт-Петербургской
2.1 Финансовая система РФ, её составляющие
Как показало проведенное исследование, среди специалистов нет единства в понимании сущности "финансов", так и различны мнения по поводу сущности "финансовой системы" и ее составных элементов.
• Более важным предметом дискуссии относительно понимания финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. В большинстве своем, несмотря на различия подходов, ученые-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов: Государственные и муниципальные финансы (бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; внебюджетные фонды; государственный кредит)
• Финансы субъектов
Таким образом, в среде ученых нет единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы. Однако в большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа под руководством А. Ю. Казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных) и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией. Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Казака. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2007. - С. 122.
Например, Г.Б. Поляк делит финансовую систему Российской Федерации на две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В свою очередь централизованные финансы образуют три звена - федеральный бюджет, территориальные финансы и специальные внебюджетные фонды. Затем территориальные финансы подразделяются на региональные финансы (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и местные финансы (местный бюджет и местные внебюджетные фонды). Децентрализованные финансы делятся на два звена финансы предприятий, организаций (финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций) и финансы домашнего хозяйства. Финансы: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-дана, 2008. -- С. 487. Аналогичная трактовка у В. В. Ковалева. Финансы: учебник/ под ред. В.В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С.285. Схоже представление о финансовой системе России у С.И. Лушина и В.А. Слепова, они выделяют так же две сферы финансовой системы: финансы самодеятельных субъектов экономической сферы и финансы властных структур, но, по сути, трактовка одна и та же. Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007. - С.222
Различаются
подходы к составу звеньев
финансовой системы. Наиболее традиционно
включение в состав финансовой системы
бюджетов, внебюджетных фондов, государственного
кредита, страхования. Причем, как правило,
данные элементы объединяются в укрупненную
группу, называемую общегосударственными
или централизованными
Характерно,
что специалисты в области
финансового права выделяют в
составе финансовой системы кредит,
как государственный, так и банковский.
Тогда как экономистам
Не смотря на то, что все авторы, как правило, выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре.
Одним
из дискуссионных вопросов является
выделение страхования как
Автор Вавилов Ю.Я. в сфере страхования выделяет два звена (см. рис.2):
В сфере финансов экономических (хозяйствующих) субъектов четыре звена:
В
сфере государственных и
Рис. 2. Состав финансовой системы РФ
Ковалёва А.М. выделяет две сферы с финансовой системе РФ: Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2008. - С.170.
• Общегосударственные финансы.
• Финансы хозяйствующих
Финансовая система РФ
Общегосударственные
Финансы
В сфере финансов экономических (хозяйствующих) субъектов автор Ковалева А.М. выделяет шесть звеньев:
1. Государственных;
2. Муниципальных;
3. Частных;
4. Акционерных;
5. Арендных;
6. Общественных;
В
сфере общегосударственных
1. Государственный бюджет;
2. Внебюджетные фонды;
3. Государственный кредит;
4. Фонды страхования;
Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Рыночные реформы в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.
Следует
подчеркнуть, что основу финансовой
системы любого государства создают
первичные доходы сферы финансов
частных и государственных
Как уже говорилось выше, вопрос о структуре финансовой системы России разными авторами видится по-разному. В данном исследовании наиболее актуальной представляется модель финансовой системы, предложенная авторами М.В. Романовским и О.В. Врублевской, которая представлена на рис.3.
В
целом финансовая система России
состоит из двух укрупненных подсистем:
1) государственных и
Государственные
и муниципальные финансы
1. Бюджетную систему;
2. Внебюджетные фонды;
3. Государственный кредит.
Финансы хозяйствующих субъектов:
1.
Коммерческих предприятий и
2.
Финансовых посредников (
3. Некоммерческих организаций.
Рис.3. Подсистемы и звенья системы финансов РФ Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -- М.: Юрайт-Издат, 2006. - С. 67.
В то же время, финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.
2.2 Единство финансовой системы РФ
Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами, - при уплате налогов и страховых платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовой деятельности.
Самостоятельность
субъектов РФ не должна выходить за
рамки основ федеральной
По всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не просто слагаемое элементов, а систему, являющуюся органичной совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют между собой, так и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют большое значение. Кроме того, всё многообразие финансовых отношений в обществе обладает органичной целостностью, способные к развитию.
Государственные
и муниципальные финансы, как
сфера финансовой системы также
характеризуется
Внутри
сферы государственных и
Таким образом, несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система - единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.
Основой
единой финансовой системы служат финансы
предприятий, поскольку они непосредственно
участвуют в процессе материального
производства. Источником централизованных
государственных фондов денежных средств
выступает национальный доход, создаваемый
в сфере материального
Общегосударственным
финансам принадлежит ведущая роль:
в обеспечении определённых темпов
развития всех отраслей хозяйства; в
перераспределении финансовых ресурсов
между отраслями экономики и
регионами страны, производственной
и непроизводственной сферами, а
также между формами
Информация о работе Финансовая система России на современном этапе